Этическое содержание уголовно-процессуального законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Изучение этических аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда человек провозглашен Конституцией2 высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А юридическая профессия имеет своим "объектом" именно человека. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

Содержание

Введение………………………………………..……………………………….... 3
§ 1. Основополагающие этические принципы уголовно-процессуального законодательства России ………….…..6
§ 2. Воплощение моральных и нравственных принципов в нормах уголовно-процессуального законодательства России……11
§3. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе .............…..15
§4. Особенность нравственно-правовых отношений на различных стадиях производства по уголовному делу……….20
Заключение……………………………………………………….…………..…..23
Библиография…………………………………………………………..….…..…25

Вложенные файлы: 1 файл

этическое содержание у-п законодательства.docx

— 51.85 Кб (Скачать файл)

Подсудимый несет нравственную обязанность проявлять уважение к суду, уважать достоинство потерпевшего и других участвующих в деле лиц, соблюдать в публичном процессе, в обращении с судьей и участниками  процесса нравственные нормы. В то же время ему принадлежит нравственное право требовать от судьи справедливого  правосудия. Например, невиновный, чье  дело рассматривает судья, имеет  моральное право на оправдание, какими бы внешне убедительными доказательствами ни оперировало обвинение. Подсудимый имеет нравственное право требовать  справедливости в назначении наказания, если он виновен, что означает, в  частности, и гуманность, а во многих случаях и милосердие. Подсудимый вправе рассчитывать на ограждение его  достоинства как человека, на охрану его личной жизни, уважение его права  не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников  или супруга.

Как видим, нравственные права и  обязанности участников нравственных отношений тесно связаны с  их процессуальным положением, регулируемым законом, но правоотношения образуют как  бы внешнюю оболочку, юридическую  форму, в которой функционируют  нравственные отношения.

Если возвратиться к характеристике уголовного процесса в качестве сочетания содержания процессуальной деятельности и формы процессуальных отношений, то следует признать, что нравственные отношения скорее относятся к содержанию уголовного процесса, реализуются в виде нравственной деятельности.

Уголовно-процессуальные отношения, регулируемые законом, не персонифицированы. Права и обязанности их субъектов  обозначены применительно к абстрактным  судьям, прокурорам, следователям, обвиняемым, потерпевшим и т. д. Но нравственные отношения в рамках производства по уголовному делу - это отношения между конкретными людьми с присущими им лично индивидуальными нравственными качествами.

Нравственные отношения при  производстве по уголовному делу, складывающиеся между конкретными субъектами, отражают нравственные отношения в обществе в целом, систему принятых в нем  нравственных ценностей. Так, средние  века с их жестокостью, попранием  личности, абсолютистской властью имели  атрибутом инквизиционный процесс  с бесправием обвиняемого, презумпцией  виновности, пыткой как способом добывания "совершенного доказательства". Современный  процесс цивилизованного общества требует гуманных форм, уважения достоинства  личности, беспристрастного, независимого и компетентного суда.

О влиянии состояния нравственности общества в целом, характера существующих в нем нравственных отношений  и признаваемых нравственных ценностей  на уголовно-процессуальную деятельность и нравственные отношения в процессе можно судить, в частности, по тем  явлениям, которые возникли в условиях кризиса, охватившего общество в  последние несколько лет. Широкое  распространение получило уклонение  граждан от свидетельствования на следствии  и суде. Под влиянием угроз, подкупа, просто нежелания сотрудничать с  органами государства лжесвидетельство (обычно в пользу преступников) стало  едва ли не привычным явлением. Средства массовой ин формации сообщают о взяточничестве работников правоохранительных органов, экспертов, о невозможности организовать работу судов вследствие неявки народных заседателей в суды для выполнения своих обязанностей и других негативных процессах и фактах. Нравственный кризис в обществе сказывается на состоянии законности в государстве, на решении нравственных проблем, возникающих при осуществлении правосудия и правоохранительной деятельности в целом.

 

§4. Особенность нравственно-правовых отношений на различных стадиях производства по уголовному делу.

Виды нравственных отношений при производстве по уголовному делу различаются в зависимости от стадии процесса, на которой они имеют место, и субъектов, в них участвующих.

На стадии возбуждения уголовного дела субъектами нравственных отношений выступают заявитель - обычно пострадавший от преступления или иное лицо, сообщающее о преступлении в силу правовой или нравственной обязанности, и прокурор, следователь, орган дознания, судья, правомочные и обязанные по закону возбудить уголовное дело при обнаружении признаков преступления. При свершении тяжких преступлений на потерпевшем и ином лице, достоверно знающем о преступлении, лежит не только правовая, но и нравственная обязанность сообщить о нём органам власти. Должностные лица, правомочные и обязанные возбудить уголовное дело, несут нравственную ответственность за уклонение от возбуждения дела, сокрытие преступлений, лишение потерпевшего права на судебную защиту. В то же время необоснованное возбуждение дела чревато стеснением прав и свобод граждан, может создать предпосылки для привлечения к ответственности невиновных. Процессуальные нормы, регулирующие правовые отношения на этой стадии процесса, определенны и обязывают к соответствующему поведению как должностных лиц, так и граждан. Однако дефекты нравственного свойства, присущие какой-то части этих людей, порождают неединичные отступления от закона и нравственного долга.

На предварительном следствии  складываются и развиваются нравственные отношения между следователем, ведущим  расследование, и подозреваемым, обвиняемым, его защитником, а также с потерпевшим, гражданским истцом и гражданским  ответчиком, экспертом, специалистом, переводчиком, свидетелями и всеми  остальными, с кем следователь  вступает в кон такт по долгу службы. С прокурором, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователь  также находится в нравственных отношениях.

Наиболее острые ситуации, которые  во многих случаях связаны с нравственным выбором и в которых проявляются  нравственные отношения, возникают  при привлечении в качестве обвиняемого, применении мер процессуального  принуждения, принятии решения об окончании  следствия (прекращении дела или  направлении его в суд).

Судья, назначая судебное заседание, также находится в нравственных отношениях с участниками процесса, прокурором, следователем, хотя решения  он принимает в их отсутствие. Его  процессуальные права реализуются  с учетом нравственных критериев. Например, право изменить обвинение в сторону  смягчения реализуется в соответствии с нравственной обязанностью справедливо  оценивать действия, вмененные в  вину обвиняемому, обнаружить и исправить  ошибку, допущенную следователем и  прокурором.

В судебном разбирательстве, где в  условиях непосредственности судьи  вступают в общение со всеми участниками  процесса, нравственные отношения складываются как внутри коллегии судей или  присяжных заседателей, так и  между судьями и сторонами, между  сторонами, между судьями и экспертами, свидетелями и другими участвующими в деле лицами.

Судьи реализуют нравственную обязанность  объективно, непредвзято исследовать  дело, установить по нему истину и справедливо  его разрешить. При этом они учитывают  разное положение и разные притязания сторон, но руководствуются своей  совестью и законом, заботясь о справедливости.

В суде присяжных присяжные вступают в нравственные отношения как между собой, так и с председательствующим по делу судьей и со сторонами.

При производстве в суде вышестоящей  инстанции долг судей перед участниками процесса - тщательно проверить основания и содержание приговора, обнаружить несправедливость, и если она была допущена - исправить ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В  этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

Само законодательство содержит нравственные требования к деятельности судов и правоохранительных органов. Но эти требования, адресованные обычно учреждениям, относятся к людям, осуществляющим судопроизводство. Так, Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным. Международный пакт о гражданских и политических правах говорит, кроме того, о суде компетентном. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.

Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию.

Нравственное самовоспитание как  осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких  нравственных качеств и преодоление  недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следователю, прокурору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

Нормативно-правовые акты:

1) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ

3) Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

4) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

5) Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

6) Основные принципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа - 6 сентября 1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. N 40/32 и от 13 декабря 1985 г. N 40/146)

7) Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.)

8) «Всеобщая декларация прав человека» (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «217 А» от 10 декабря 1948 года).

9) Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

10) «Основные принципы независимости судебных органов» - одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.

Учебная литература:

1) Барщевский М.Ю. Адвокатская этика. - М.: Профобразование, 2005.

2) Кобликов А. С. «Юридическая этика». - Учебник для вузов М., 2004.

3) Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. Воронеж, 1993.

4) Кони А. Ф. «Нравственные начала в уголовном процессе» М., 1956.

5) Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М.: 2004.

6) Мехед Т.Г., Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел. М.: 2000.

7) Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса: М., 1968.

1 Кодекс чести судьи Российской от 21 октября 1993 года.

2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

3 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ

4 Кони А. Ф. «Нравственные начала в уголовном процессе» М., 1956.

5 Основные принципы независимости судебных органов - одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.

6 Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса: М., 1968.


Информация о работе Этическое содержание уголовно-процессуального законодательства