Этические учения Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Античная этика в основном развивалась как теория добродетелей. Добродетель в самом общем определении показывает, какой должна быть вещь для того, чтобы она соответствовала своему назначению.
Развитие этого тезиса первоначально шло по пути выяснения вопроса о том, каким должен быть человек для обретения максимального счастья, что лучше: быть аскетом или гедонистом, предаться спокойному созерцанию вещей, или, наоборот, активно относиться к миру, пытаясь приспособить его к человеческим нуждам. Затем в концепциях Платона и Аристотеля добродетели связываются уже не только с личными жизненными предпочтениями, но и с гражданским служением, с совершенной реализацией социальной функции.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3
Этические учения Древнего Рима ………………………………..………5
Характеристика общих особенностей этики Древнего Рима……. 5
Этические воззрения Сенеки……………………………….…….…9
Основы этического учения Плотина…………………………...…14
Заключение…………………………………………………………….….21
Список литературы …………………………….…………………….…..23

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. работа Этические учения Древнего Рима.docx

— 56.59 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

 

Национальный  минерально-сырьевой университет «Горный»

 

 

 

 

Кафедра экономики учета и финансов

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Этикет»

 

 

 

 

Тема  работы: Этические учения Древнего Рима

 

 

 

 

 

Автор: студент  гр.       9703131076        ________        /Евдокимова О.А./

                        (шифр группы)        (подпись)                  (Ф.И.О.)

 

Оценка:  ______________

 

Дата:  ________________

 

Проверил:

руководитель  работы   ___________________ _________    /____________/

                           (должность)     (подпись)           (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013 г.

Содержание

С.

Введение……………………………………………………………….……3

Этические учения Древнего Рима ………………………………..………5

    1. Характеристика общих особенностей этики Древнего Рима……. 5
    2. Этические воззрения Сенеки……………………………….…….…9
    3. Основы этического учения Плотина…………………………...…14

Заключение…………………………………………………………….….21

Список литературы …………………………….…………………….…..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Термин «этика» ввёл в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. Согласно учению Аристотеля, этика - такая наука, которая изучает человеческие характеры, нравы, мотивы поведения людей, человеческие пороки и добродетели. Со времён Аристотеля и до наших дней нравственная философия является теоретическим фундаментом для развития рациональных этических знаний, умений и навыков.

Античная  этика в основном развивалась  как теория добродетелей. Добродетель  в самом общем определении показывает, какой должна быть вещь для того, чтобы она соответствовала своему назначению.

Развитие  этого тезиса первоначально шло  по пути выяснения вопроса о том, каким должен быть человек для обретения максимального счастья, что лучше: быть аскетом или гедонистом, предаться спокойному созерцанию вещей, или, наоборот, активно относиться к миру, пытаясь приспособить его к человеческим нуждам. Затем в концепциях Платона и Аристотеля добродетели связываются уже не только с личными жизненными предпочтениями, но и с гражданским служением, с совершенной реализацией социальной функции.

Позднеантичные  учения отразили развивающиеся противоречия личности и общества, в них был сформулирован призыв к невозмутимости духа, что зачастую сочеталось с пассивностью, устранением от активного бытия. Тем не менее, в этих учениях было более глубоко осмыслено значение индивидуальности человека, преодолено представление о божественном разуме как источнике совершенных форм, определяющих основные цели бытия всех вещей.

В античные времена особенно много этических  учений возникало и развивалось  в Древней Греции. Древний Рим, в свою очередь, не имел такого количества направлений и учений развития этической  мысли. Однако, все существующие в  Древнем Риме имели свои особенности  и отличия от учений в области  этики других стран.

Данные особенности  имеют особое значение для развития этических знаний в античности.

Актуальность выбранной  темы также обусловлена тем, что  для понимания особенностей этических учений и основ на современном этапе существует необходимость в исследовании рассмотрения истории ее развития и этические взгляды древних философов.

Целью работы является исследование особенностей этических  учений Древнего Рима.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Охарактеризовать общие особенности этики Древнего Рима;
  2. Рассмотреть этические воззрения Сенеки;
  3. Изучить основы этического учения Плотина как итоговой по значимости теории античности.

Теоретическую основу работы составили труды по этике и философии таких авторов  как Гусейнов А.А., Гаджикурбанов А.Г., Бахтин М. В., Миронов В.В., Пронин А. М. и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

    1. Характеристика общих особенностей этики Древнего Рима

В Древнем  Риме этические учения развивались  под ощутимым влиянием моральной  практики древнегреческого общества и  теоретических достижений древнегреческих  мыслителей. Это соответствовало общей тенденции культа бурного развития Древнего Рима после завоевания им греческих городов-колоний.

Один из самых  активных интерпретаторов древнегреческой философии Цицерон писал, что римляне не хуже греков способны к открытиям, имеют незаурядные достижения на этом поприще, а полученные у своих соседей материальные и духовные ценности они всегда улучшают, совершенствуют1. Поэтому обычаи и порядки, в частности домашние и семейные, налажены у них на более высоком уровне.

Цицерон также  считал, что в том, что дается людям от природы, а не от науки, с римлянами не могут сравниться ни греки, ни другие народы. Римлянам, по его словам, были характерны величавость, твердость, высочество духа, благородство, честь, доблесть. Цицерон призывал жителей Древнего Рима к самостоятельному исследованию и осмыслению философских проблем, прежде всего «практической» философии, то есть этики.

В древнеримской этической мысли прежде властвовал практицизм. Именно практицизм древних римлян, побудивший их к решению теоретических и практических проблем государства, политики и права, привел их и к осознанию важности философских знаний, философских познаний. Они проявлялись в таких формах как:

  • экспансионизм (попытка доминировать над природой),
  • миссионерство (попытка утвердить свои этические идеи среди других народов),
  • индивидуализм (ориентация на интересы и права человека)2,
  • внутренняя и публичная дисциплинированность.

В целом, следует отметить, что римские философы не создали оригинальной этической школы, они признавали и развивали этические учения античной Греции.

Это, прежде всего, такие направления научной мысли, как:

    • стоицизм,
    • эпикуреизм,
    • скептицизм,
    • платонизм (неоплатонизм).

В стоической традиции, представленной многими мыслителями уже не только на греческой, но и на римской почве, также формулируется идеал невозмутимости духа. Человек здесь, правда, не устраняется от общественных дел в такой степени, в какой это было характерно для эпикуреизма. Однако он всецело подчиняется своей судьбе, должен ее безропотно принять и сохранять невозмутимость духа, независимо от того, что бы с ним не происходило. Мир, согласно мнению стоиков, развивается от одного мирового пожара до другого. В пожаре все уничтожается и затем возникает вновь в той же последовательности. Это представление основано на идее всеобщего детерминизма, согласно которой все действия человека предопределены однозначно действующими причинами, все, что случается с ним, предопределено судьбой3.

Эпикуреизм - учение, созданное одним мыслителем Эпикуром (341-270 гг. до н. э.). Ученики Эпикура лишь пересказывали его идеи, не внося в них ничего принципиально нового. Идеал, сформулированный Эпикуром, близок идеалу скептиков, но, в отличие от них, спокойствие, наоборот, следует в учении Эпикура из правильного рассуждения, в том числе — из применения наличного научного знания для решения важных смысложизненных вопросов.

В предшествующей скептицизму традиции сам мир рассматривался как универсальный  субъект. В его центре почти во всех концепциях греческой философии (даже материалистических) находилась «Душа-правительница»4. Познание и понимание добродетели в основном восходило к представлению о месте человека в универсальном порядке бытия. Скептики прерывают эту традицию, объявляя мир непознаваемым, и, по существу, оставляя человека наедине с самим собой. Они считают, что спокойствие духа, которое также, как и у многих других античных философов, является их идеалом, можно достичь и в неизвестном, непонятном для человека мире.

На римской почве определенное распространение получили также неопифагореизм и неоплатонизм. Последний, собственно, уже развивался параллельно с гностицизмом и христианством, но по характеру выраженных в нем идей неоплатонизм несомненно завершает античную традицию. Особенностью философских учений данного периода является усиление внимания к этическим вопросам, которое вытесняет разработку теории познания и онтологии. В этике при этом происходит резкое противопоставление личной и общественной жизни, формируется идеал невозмутимого мудреца, который, если и участвует в общественных делах, то делает это по необходимости, одновременно бесстрастно, спокойно принимая свою судьбу. Основные идеи неоплатонизма будут рассмотрены далее в работе на примере этического учения Плотина.

Факт развития идей уже существующих этически учений дал основания для того, чтобы называть древнеримскую философию и этику эклектичной, синтетической, своеобразным синтезом философских учений, которые создали покоренные ими народы.

 Римские  стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий  изучали идеи греческих стоиков, Цицерон и Тит Лукреций Кар были последователями учения Эпикура, скептики, в свою очередь, развивали взгляды своих греческих предшественников.

Однако утверждение, что древнеримские мыслители  только заимствовали, сопоставляли, использовали философские достижения чужеземных мыслителей является слишком поверхностным.

Они начали не абстрактное, а конкретное, страстное осмысление и переживание мира, бытия человека, которое вскоре проникло и было развито западноевропейскими философскими и этическими учениями. Результаты этого осмысления ощутимо повлияло на формирование нравственных традиций многих западноевропейских народов.

Итак, можно сделать вывод о том, что этические концепции, созданные мыслителями, жившие в разных регионах и странах Древнего мира, укорененные в общие цивилизационные реалии и в конкретное бытие народов того времени, во многих аспектах они были похожи между собой, однако имели и определенные отличия, основанные на тенденциях развития в конкретной стране.

Общие элементы этических концепций  Древнего мира обусловлены единым процессом  перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

 В те времена раба не  признавали ни субъектом, ни  объектом моральных в отношений. К физическому труду свободные граждане относились с презрением (ценили ее, правда, некоторые мыслители, в частности Ян Чжу, Эпикур, Лукиан), к умственной - с уважением, поскольку считалось, что она превозносит человека5.

Считалось также, что мудрость является важнейшей добродетелью, присущей брахманам (Индия), ученым книжникам (Китай), учителям мудрости - философам (Древние Греция и Рим).

Также следует отметить, что значимым для развития этических учений в  Древнем Риме имела проповедь  греховности всего материального, которое исполнено зла, поскольку  добро могло быть присуще лишь стоявшему вне мира богу. Задачу человека видели в отказе от мира, в  отречении от всего материального, в разрыве с обреченными на погибель хиликами, т. е. огромным большинством человечества, в заботе лишь о личном бессмертии, личном спасении через  посредство аскетизма и посвящения в мистерии, через посредство доступного лишь избранным знания.

Это был разрыв не только со стоицизмом, но и с идеалом, который пытался  воплотить в Аполлонии Тианском Филострат.

В Древнем  Риме, несмотря на жестокость нравов общества в целом, были выдающиеся этисты: философы Порфирий и Плотин, государственный  деятель Сенека. Наиболее известным мыслителем был Плутарх, родившийся в Греции, живший в Риме примерно в 46-100 г. н.э. Так, например, в противоположность Пифагору, Плутарх основывал свое вегетарианство не на идее перевоплощения, а на общем долге доброты как по отношению к людям, так и к животным и т.д6. Именно поэтому, в следующих параграфах работы представляется целесообразным рассмотреть осмысление этического конкретными философами и мыслителями Древнего Рима.

    1. Этические воззрения Сенеки

В предыдущем параграфе работы было сказано о  том, что этические учения Древнего Рима брали за основу уже существующие, возникшие, например, в Древней Греции. Следовательно, представляется целесообразным изучить особенности этического учения Древнеримского мыслителя, взявшего за основу одно из направлений научной  мысли.

Луций Анней Сенека (ок. 5 до н.э.— 65 н.э.) - крупнейший римский философ, первый представитель стоицизма в Древнем Риме. Родился в Испании, в г. Кордове. Отец его был ритором, и сам Сенека обучался риторике, но потом стал заниматься исключительно философией, в которой его увлекал стоицизм, в особенности воззрения Посидония.

Информация о работе Этические учения Древнего Рима