Этические учения Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:37, реферат

Краткое описание

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад. Первые этические системы сформировались на Древнем Востоке: в Древней Индии и Древнем Китае. В Древней Индии в VI в. до н.э. на основе религиозного учения сформировалось нравственно-этическое учение брахманизма. Основополагающей идеей этого учения стало представление о Брахме как абсолютной божественной первооснове всего сущего и атмане как его индивидуальном проявлении. Брахма рассматривается как активное творческое начало, мировая душа, духовная субстанция, из которой все порождается и во что все превращается. Духовная сущность человека представляет индивидуальное проявление Брахмана – атман.

Содержание

1.Этические учения Древней Индии и Древнего Китая…………………………….…......3
2.Античная этика……………………………………………………………………..………8
3.Этика йоги…………………………………………………………………………………15
4.Этика стоиков……………………………………………………………………………...21
Литература………………………………………………………………………………...…24

Вложенные файлы: 1 файл

Этические учения Древнего Востока.docx

— 58.37 Кб (Скачать файл)

Второе средство достижения освобождения - это нияма - культура. Суть ее заключается в развитии следующих положительных навыков, или привычек:

а) шауча, то есть поддержание чистоты тела и принятие чистой пищи (так называемое бихья - внешнее очищение), а также очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств (таких, как дружелюбие, доброжелательность, бодрость) ради того, чтобы сделать добро другим людям, невзирая па их пороки (это называется 'абхьянтара', то есть внутреннее очищение);

б) сантота - привычка довольствоваться тем, что приходит само собой без излишних усилий;

в) тапас - умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т. п. и соблюдении аскетических обетов;

г) сва-дхьял - привычка к регулярному чтению религиозных книг и, наконец,

д) Йшварапранид-хана - размышление о боге и смирение перед ним.

Асана - это дисциплина тела, которая состоит в умении занимать прочные и удобные положения. Имеются различные виды асаны-падмасана, вирасана, бхадрасана и т. д. Их можно изучить надлежащим образом только под руко-водслвом специалистов. Дисциплина тела столь же необходима для достижения сосредоточения, как и дисциплина ума. Если тело не свободно от болезней и других вредных влияний, то достигнуть сосредоточения очень трудно. Исходя из этого йога устанавливает детально разработанные правила для поддержания здоровья тела и подготовки его в качестве вместилища для сосредоточенной мысли. Система йоги предписывает ряд правил для сохранения жизненной энергии, укрепления и очищения тела и ума. Асаны - положения тела, рекомендованные в системе йоги,-являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут должным образом контролироваться, что предотвратит и нарушения деятельности ума.

Пранаяма состоит в глубоком вдыхании, задержании дыхания и выдыхании в течение определенного промежутка времени. Детали этого процесса должны быть изучены у специалиста. Дыхательные упражнения полезны для укрепления сердца и улучшения его деятельности, что признается врачами (пациентам со слабым сердцем они в определенных случаях рекомендуют прогулки, восхождения и т. п.). Йога идет дальше и предписывает контроль дыхания для сосредоточения ума, потому что это способствует устойчивости тела и души. До тех пор пока продолжается дыхание, ум также испытывает колебания и замечает вдыхание и выдыхание воздуха. Когда же дыхание приостанавливается, ум приходиг в состояние ничем не нарушимого сосредоточения. С помощью упражнения в контроле за дыханием можно приостанавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения.

Пратьяхара состоит в недопущении чувств к соответствующим виешним объектам и сохранении их под контролем ума. Когда чувства эффективно контролируются умом, ими руководят не соответствующие природные предметы, а сам ум. Поэтому в таком состоянии ум не подвергается действиям зрительных образов и звуков, проникающим через глаза и уши, но подчиняет себе эти чувс1ва и заставляет видеть и слышать свои собственные объекты. Достичь такого состояния очень трудно, но возможно. Это требует твердой воли и длительной практики в достижении господе гва над своими чувствами. Вышеперечисленные пять средств достижения освобождения - воздержание, культура, положение тела, контроль за дыханием и контроль над чувствами - считаются внешними помощниками йоги. По сравнению с ними остальные три средства должны считаться внутренними, потому что они непосредственно относятся к некоторому роду йоги; это - внимание (дхарана), созерцание (дхьяна) и сосредоточение (самадхи).

Внимание - это дисциплина ума, состоящая в сосредоточении, фиксации ума-читты на желаемом объекте. Объект, находящийся в сфере внимания, может быть частью тела (пуп, переносица и т. д.) или внешним (луна, образы богов и т. д.). Способность прочно сосредоточивать внимание на некотором объекте является испытанием пригодности для подъема на следующую, высшую стадию йоги.

Созерцание - следующая ступень йоги. Оно означает равномерное течение мысли около и даже вокруг объекта внимания. Это-спокойное рассмотрение объекта без какого-либо перерыва или нарушения. В результате мы получаем ясное и отчетливое представление объекта, и прежде всего - его частей и аспектов. Но с помощью длительного размышления ум может развить частичное представление объекта в полное и живое его представление. Таким образом, созерцание раскрывает реальность рассматриваемого объекта для ума йогина.

Сосредоточение - это конечная ступень в практике йоги. На этой ступени ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В состоянии созерцания мышление и объект мысли остаются различными и самостоятельными состояниями сознания. В состоянии же сосредоточения мышление не отличается от своего объекта, а принимает его формул и теряет себя. Таким образом, в уме отчетливо остается только объект мысли, и мы даже не знаем, происходит ли там также и процесс мышления. Здесь следует отметить, что сосредоточение (самадхи) как. средство отлично от йоги (самадхи), которая была определена ранее как одерживающее начало ума'. Первое есть только средство достижения последнего, являющегося его целью.

Эти последние три ступени в практике йоги называются внутренними средствами. Они должны иметь один и тот же объект, который прежде всего должен войти в сферу внимания, затем подвергнуться рассмотрению и, наконец, явиться предметом сосредоточения. Объединенные таким образом, они составляют самяму, весьма необходимую для достижения самадхи-йоги.

Утверждают, что благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Так, йогины могут приручать всех животных, включая даже диких зверей; доставать любую вещь с помощью простого желания; знать непосредственно прошлое, настоящее и будущее; вызывать сверхъестественные зрительные образы, звуки и запахи и видеть тончайшие сущности, ангелов и богов. Они могут также видеть через закрытые двери, проходить через каменные стены, делаться невидимыми, появляться в одно и то же время в различных местах и т. д. Но в то же время система йоги призывает всех религиозно настроенных^лю-дей не применять йогу ради этих целей. Йога служит достижению освобождения. Йогин не должен поддаваться соблазну обретения сверхъестественных сил. Он должен преодолевать этот соблазн и двигаться вперед до тех пор, пока не придет к концу путешествия, а именно: к освобождению.

 

 

Этика стоиков

В этике стоиков мир-бог служит образцом, примером для поведения человека. Это объясняет основную посылку стоической этики: счастье человека в том, чтобы "жить сообразно природе". Названный принцип имеет много значений: жить разумно, просто, согласно добродетели и т.д. Обобщенно он выражен Цицероном;«Жить с разумением тех условий, которые создаются самой природой, выбирая то, что сообразно с природой, и удаляя то, что ей противно». 
Условие разумной жизни— подавление страстей, всякого рода треволнений. Стоики были против метриопатии (умерения страстей}.

По определению Зенона, «волнение ... есть состояние души, противоположное истинному разуму и противоестественное». Средством борьбы со страстями служат занятия философией, в результате чего достигается состояние бесстрастия . Апатия означает, сведение человеческой психики к одной рассудочности, чистой рациональности, и, как следствие этого, к невозмутимости духа, ибо ум чужд всякого тревожного волнения. Поэтому стоики доказывали, что мудрец не печалится, не гневается, ничего не боиться и т.д.

Жизнь в согласии с природой, т.е. правящим разумом, общим законом, а также и сохранение бесстрастия требуют того, чтобы человек покорился судьбе. Стоики полагали, что рок властвует над человеком даже в том случае, когда он поступает произвольно, по собственному стремлению и выбору. Короче, от судьбы не уйдешь. Известный вывод фаталистов. Единственное, что может человек, — это выработать надлежащее (спокойное) отношение к неизбежным событиям, так как все равно ничего не изменить, но важно сохранить бесстрастное состояние духа, не мучиться от переживаний. Этим мы должны руководствоваться, например, в нашем отношении к смерти. 
 
Дальнейшие шаги к разумной жизни и добродетели следующие. Во-первых, отказ от того, что стоики считали противоположным добру, злом и пороком. Это - неразумие, необузданность, несправедливость, трусость, скорбь. Во-вторых, пренебрежение всем тем, что обычно вызывает у людей немалые эмоции, как положительные, так и отрицательные. Это жизнь и смерть, слава и бесславие, труд и наслаждение, богатство и бедность, болезнь и здоровье и т.д. Перечисленные аспекты человеческого существования стоики не считали ни благом, ни злом, а также имеющими какое-либо отношение к разуму и обозначали их термином «безразличное» т.е. хотели сказать, что все означенное нейтрально по отношению к счастливой жизни и правильному суждению. Ведь знание(мудрость) человека не зависит, например, от его общественного положения. Впрочем, к этому «безразличному» стоики не были абсолютно равнодушны; во всяком случае, то «безразличное», которое не считалось благом (жизнь, слава; богатство, красота и т.п. они называли «принимаемым», а то,что хотя и не является злом (болезнь, смерть и т.д.), они все же именовали «отвергаемым».

Отношение со стороны стоиков к обычным житейским радостям и горестям как к безразличному означало: 1) отрицание; чувственных благ, т.е. гедонистической этики; 2) призыв к аскетическому образу жизни(есть известия, что Клеант писал книги против роскоши); 3) допущение добровольного ухода жизни, самоубийства как средства решения жизненных трудностей; как бегства от зла; 4) противопоставление мудреца большинству людей, неспособных стать выще радостей и печалей и, следовательно, быть нравственными. Стоики выражали; это весьма резко: только мудрый является свободным, богатым, красивым, оратором, пророком, правителем. Он автаркичен(греч. —самоудовлетворенный).

Уже к древнести подобные высказывания стоиков называли парадоксами. И это вполне понятно, так как их мнение непросто совместить с реальностью. Этический ригоризм стоиков приходил в противоречие с жизнью. Цицерон рассказывает о гераклейце Дионисии, который учился у Зенона быть мужественным, пренебрегать болью. Но когда у него началась боль в почках, он с воплем кричал, что ложно то, что прежде он думал о боли, и объяснял свое поведение так: занятия философией в продолжение многих лет так и не дали ему сил перенести боль, следовательно, боль есть зло. 
 
Определив область зла и порока и отказавшись от общепринятого понимания благ, стоики пришли к добродетели в качестве единственного блага, соответствующего принципу «жить сообразно с природой» и дающего счастье. Добродетель составляют благоразумие, умеренность, справедливость (исполнение долга) и мужество. 
 
Добродетель, согласно стоикам, общественна, потому что мудрец необходимо живёт в обществе и должен учитывать общее благо и закон. Добродетель требует от человека знания, силы воли и упражнения. Итак, чтобы счастливо жить, человеку не надо ничего, кроме добродетели: «самодостаточна добродетель для счастья».  
 
Стоическая философия создала образ человека, живущего разумно, принявшего на себя служение людям, способного стать выше обычных земных радостей и легко переносить трудности и неприятности. Последующие поколения такому человеку дали имя «стоик».

 

Литература:

Психология. Педагогика. Этика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю. Наумкина. - М.: Юнити-Дана, Закон н право, 2002. — 552 с.

Радугин А.А. Этика: Учебное пособие / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2003. - 224 с.

Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учебное пособие / А.К. Семенов, Е Л. Маслова. - М.: Дашков и Ко., 2007. - 276 с.

Смирнов ПН. Этика деловых отношений: Учебник / Г.Н. Смирнов. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 192 с.

Этика: Учебник / Под ред. А.С. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2007. -496 с.

Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник / Под ред. Г. Дубова - М.: Щит-М, 2005. - 524 с.

Яровинский М.Я. Медицинская этика (Биоэтика): Учебное пособие / М.Я. Яровинский. - М.: Медицина, 2006. - 448 с.

НОВЕЙШИЕ НАУЧНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО ЭТИКЕ

Бадью А. Этика: [Пер. с фр. В. Лаппцкого] / А. Бадью. - СПб.: Machina, 2006. - 128 с. Барьер Ф. Цивилистические правовые традиции под вопросом: [Пер. с фр. А. Грядова] /

Ф. Барьер. Ф. Дидье, Ф. Дюпишо и др. - М.: Волтере Клувер, 2007. - 184 с.

Бондарева С.К. Нравственность. / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. - 336 с.

Блэкберн С. Этика: Краткое введение: [Пер. с англ. Ю. Крижевской] / С. Блэкберн. - М.: ACT, Астрель, 2007. - 192 с.

Гребенник Г.П. Проблема соотношения морали и политики / Г.П. Гребенник. - М.: Астропринт, 2007. - 616 с.

Завалько Г.А. Проблема соотношения морали и религии в истории философии / Г.А. Завалько. - М.: КомКнига, 2006. - 216 с.

Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова / А. Зеркалов. - М.: Текст, 2004. - 240 с.

Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего / В.А. Канке. - М.: Логос, 2003. - 400 с.

Леони Б. Свобода и закон: [Пер. с ит. В.В. Кошкин] / Б. Леони. - М.: ИРИСЭН, 2008. - 312с.

Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества / А.В. Назарчук. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. - 3S2 с.

Никулин Д.В. Метафизика и этика: Сравнительно-критический анализ основоположений теоретической и практической философии античности и Нового времени / Д.В. Никулин.

- М.: Греко-латинский кабинет  IO.A. Шичалина, 2005 [1-е нем. изд. - 1996J. -235 с.

Оден Т.К.После модернизма. Что впереди?..: [Пер. с англ.] / Т.К. Оден. - Минск, 2003. - 240 с.

Орлов Б.С. Этика как основа политической философии социал-демократии / Б.С. Орлов. - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 128 с.

Хаузер М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла: [Пер. с англ. Т. Марютиной] / М. Хаузер. - М.: Дрофа, 2008. - 640 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Этические учения Древнего Востока