Этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 17:42, контрольная работа

Краткое описание

По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса –– профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома эмоционального «выгорания».

Вложенные файлы: 1 файл

Этические основы социальной работы Реферат.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

центры, осуществляющих подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе. Важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения.                                      Методами, используемыми при этом, могут быть физические упражнения, рационализация задач в беседах или лекциях, консультации психолога, психотренировка, социально-психологический тренинг, деловые игры применение длительных психолого-педагогических рекомендации по организации учебного и рабочего процесса.

          На карьеру оказывают влияние, прежде всего внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность. В связи с этим необходимо изучать специфику деятельности социального работника, личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы и факторы, влияющие на развитие синдрома «выгорания» и других рисков, связанных с его профессиональной деятельностью, с тем, чтобы целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов.

По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены социального работника необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи самим социальным работникам. Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «выгорания».             Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам. В связи с этим, важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющие подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе.

           Важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал.

На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение «эмоционального выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.

 

           

 

Причины выгорания

 

Существует много причин выгорания. Во многих случаях, выгорание связано с работой. Любой, кто постоянно перегружен работой или чувствует себя недооцененным, находится в опасности для выгорания. Это может касаться трудолюбивого работника офиса, который в течение двух лет не имел отпуска или повышения по работе, или человека, измотанного уходом за больным старым родителем. Могут быть различные другие варианты.

Но выгорание не вызвано исключительно напряженной работой или слишком большими обязанностями. Другими факторами, способствующими выгоранию, могут быть, в том числе определенные черты вашего характера и ваш образ жизни, то, как вы проводите  время при вынужденном бездействии, какими глазами вы смотрите на мир. Все это может так же играть большую роль в возникновении выгорания, как на работе, так и при выполнении домашних обязанностей.  

 

Возможные причины выгорания, связанные с работой:

  • слабый контроль над выполняемой работой или его отсутствие;
  • отсутствие признания и вознаграждения за хорошую работу;
  • нечеткая, размытая или чрезмерно ответственная работа;
  • выполнение монотонной и примитивной работы;
  • хаотичная работа или высокое давление со стороны окружающей среды.

 

Образ жизни как причина выгорания:

  • слишком много работы, при которой нет времени на общение и отдых;
  • чрезмерно большие обязанности без достаточной помощи со стороны других;
  • недосыпание;
  • отсутствие родных и близких или поддержки с их стороны.

 

Черты характера, способствующие выгоранию:

  • пессимизм;
  • желание все держать под своим контролем;
  • нежелание делегировать свои обязанности другим;

Советы по профилактике выгорания

 

  1. Примите здоровую пищу, проделайте физические упражнения. 
    • Правильно питаетесь, занимаетесь регулярной физической активностью и много отдыхаете, у вас будет более высокая энергия и устойчивость к жизненным  неприятностям и требованиям. 

 

  1. Не надо никому подыгрывать.
    • Если вы не согласны с чем-то, то твердо отвечайте «нет», согласны – «да». Поверьте это не сложно. Не перенапрягайте себя.

 

  1. Делайте для себя ежедневный технологический перерыв. 
    • Остановите время, когда вы полностью можете отключиться. Оставьте в покое ваш ноутбук, телефон,  социальные сети, электронную почту. Проанализируйте прошедший день, больше уделяйте внимания положительным моментам.

 

  1. Используйте методы профилактики стресса. 
    • Если вы еще на пути к выгоранию, постарайтесь предотвратить стресс, используя методы медитации, делайте перерывы в работе, записывайте свои мысли в дневник, займитесь любимым хобби  и другими делами, не имеющими ничего общего с вашей работой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
  Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Своевременно заметив симптомы, можно справиться с болезнью самостоятельно. А не обращая должного внимания на скверные признаки, человек рискует дойти до последний ступени развития этой опасной хвори, и для возвращения в норму ему потребуется квалифицированное лечение и долгий период восстановления.

         Один из самых действенных способов профилактики эмоционального сгорания можно назвать «Предупрежден — значит вооружен». Методики своевременного и компетентного информирования представителей коммуникативных профессий о симптомах эмоционального сгорания и факторах, способствующих его развитию, широко применяются как за рубежом, так и в нашей стране. 
    Тем не менее только знать об этом явлении недостаточно для самостоятельной борьбы с ним. Необходимо научиться справляться с эмоциональной перегрузкой. Самый общий (но от того не менее хороший) совет — ежедневно снимать напряжение с помощью спорта, медитаций, музыки и т. п. Каждый человек знает, что подходит именно ему. Главная задача — добиться полной релаксации. Нежась в ванне, слушая музыку, занимаясь йогой, вы должны полностью отринуть мысли о работе. 
         Данный принцип следует распространить на отдых как таковой: каждый выходной и каждый пятиминутный перерыв должны быть наполнены именно расслаблением, а не срочными производственными делами. Специалист по тайм-менеджменту (результативному планированию рабочего времени) Глеб Архангельский в своей книге «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» формулирует правило «пяти минут»: раз в час непременно нужно делать пятиминутный перерыв. Не бойтесь потерять эти пять минут — они окупятся с лихвой. 
      Иногда весьма полезно полениться, понежиться под одеялом, почитать книжку, разложить пасьянс… Другими словами, если вы поняли, что разучились с удовольствием валять дурака, немедленно учитесь этому заново. Как говорится, надо себя заставлять! 
        Очень важно четко разделять личное и профессиональное пространства жизни. Конечно, порой приходится жертвовать частными интересами ради срочных дел, но не каждый же день! Консультант по работе с персоналом Евгения Рухова считает, что в обществе сложился опасный стереотип: чем больше и напряженнее человек трудится, тем профессиональнее и успешнее он кажется окружающим. Она утверждает: «На самом деле такие «успешные» люди больны, поскольку у них возникает трудоголизм — разновидность психологической зависимости. Для трудоголика смыслом существования становится процесс работы, а за пределами офиса ничего столь же значимого нет. Причин явления множество. Например, к трудоголизму нередко приводит искренняя и на первый взгляд безобидная увлеченность любимым делом. Человек настолько горит, что не замечает, как оказывается в замкнутом круге, где нет никаких радостей, кроме работы. Или с помощью «трудового запоя» человек спасается от проблем в других сферах жизни. А иной раз руководитель, который страдает такой зависимостью, подчиняет своему распорядку графики всех подчиненных». 
        Вот почему специалисты советуют не отказываться от хобби даже при крайне напряженном расписании, искать интересные дела, никак не связанные с профессией, находить в себе силы для тесного общения с близкими. 
    Еще одна полезная рекомендация: не копить негативные эмоции. Необходимо делиться с окружающими, говорить о своих чувствах, проблемах, жаловаться на усталость и перенапряжение. Конечно, обсуждать это можно только с теми, кто захочет выслушать, не останется равнодушным и не станет насмехаться. Разговаривая с близкими, вы не только сможете разрядиться, но и отвлечетесь, выслушивая ответные жалобы на жизнь. И к тому же дадите возможность выговориться собеседнику.

          И последний по очереди, но не по значению совет: не позволяйте чувству юмора покидать вас. Это наш лучший помощник во многих сложных ситуациях. А потому помните, что на работе всегда надо выкладываться на 100%: 12% в понедельник, 23% во вторник, 40% в среду, 20% в четверг и 5% в пятницу!

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.–сер.14, Психология.– 1995.– №1.–стр.54-58.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.

–М.:Наука, 1996.–154с.

3.Кочунас Р. Основы психологического  консультирования.– М.: Академический  прокект, 1999.– 240с.

4. Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976.

5. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.–Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.–672стр.

6. Психологические основы профилактики перенапряжения/ Моцкин Ю.В Киколов А.И Тихоревский В.И. – М,1987.

7. Психология. Словарь/ Петровский  А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание  исправленное и дополненное.–М.: Политиздат, 1990.– 494стр.

8. Словарь-справочник по социальной работе/ Холостова Е.И – М.:Юрист, 2000г.– 424с.

9. Социальная работа: Теория и практика: Учебное пособие.–М.: ИНФРА, 2001. – 427с (серия «высшее образование»).

10.Топчий Л.В. Кадровое обеспечение  социальных служб: состояние и  перспективы развития.–М ,1997.

11.Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория  социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Владос,2001.– 432с.

12.Кулева Е.Б. Саморегуляция в  профессиональной подготовке социальных  работников//Вестник психосоциальной  и коррекционно-реабилитационной  работы.–1996.–№1.– стр.3-10.

13. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16.

14.Орел В.Е. Феномен «выгорания»  в зарубежной психологии. Эмпирические  исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.16-21.

15. Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы психологии 1997г.– №1.– стр.45-49

16. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» учителя// Вопросы психологи.–1994.– №6.–стр. 34-56.

17. Холмогорова А.Б Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр7-13.

18. Синдром сгорания. Защитные механизмы.–Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.–1995. –№1.

 

 


Информация о работе Этические основы социальной работы