Этико-философские учения Древнего Китая и Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:55, реферат

Краткое описание

Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах "великих peк". Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность

Содержание

Введение 3
1. Этико–философские учения Древней Индии 5
1.1. Брахманизм 6
1.2. Буддизм 7
2. Этико-философские учения Древнего Китая 9
2.1. Конфуцианство 10
2.2. Доасизм 11
2.3. Легизм 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Этические учения Древнего Востока.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Первые зачатки этических  знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI-П тыс. до н. э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах "великих peк". Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека - от рождения до смерти - подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность. На Востоке мудрость идет "от жизни, а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:

  • культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;
  • настороженное отношение ко всему новому и принятие его только в рамках сложившихся традиций;
  • подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;
  • преобладание идеалов· коллективизма, обусловленное страхом "потерять себя", не вписаться в социальную общность;
  • нивелировка личности, подчинение ее интересам социума;
  • усложненная система ритуалов и церемоний.

Примером воплощения этих социокультурных  парадигм могут служить этические  учения Индии и Китая, стран, дольше других сохранявших свою самобытность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этико–философские учения Древней Индии

Окончательно они оформились в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы. Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его основе философские школы (даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Брахманизм

 

Брахманизм (Брахма. - верховное  божество Древней Индии, имя которого означает "благочестивая жизнь", "благоговение" представляет мир как соединение духовной субстанции (Брахма) с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества:

  • жрецы (брахманы),
  • воины (кшатрии),
  • земледельцы (вайшьи),
  • рабы, слуги (шудры).

Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни.

 

 

 

 

1.2. Буддизм

 

Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване - высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив "четыре благородные истины":

  1. жизнь в телесной оболочке есть страдание;
  2. источник страдания - желания;
  3. чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний;
  4. средство избавления от желаний - прохождение "восмиричного пути спасении".

 Суть последнего  состоит в осознании четырех  истин и реализации их через  полное самоотречение и отрешенность  от внешнего мира. Восьмеричный  путь включает в себя:

1) правильное понимание; 

2) правильное стремление;

3) правильную мысль; 

4) правильную речь;

5) правильное действие;

6) правильный образ  жизни; 

7) правильныe усилия;

8) правильную концентрацию.

Нравственным идеалом  является мудрец - архат, безучастный  ко всему, полностью погруженный  в медитацию, а также благочестивый  монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.

Похожим образом раскрывается и этика джайнизма, в основу которой  положен принцип "ахимсы" - непричинения вреда живому. Материалистическое направление  локаята-чарвака в этике развивало  идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаждениям, однако не приобрело широкой популярности.

Каждая из неортодоксальных школ по-своему стремится снять социальную напряженность, возникшую в Индии  в середине 1 тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся кастовой системе. Уводя человека от общественной жизни, давая ему другие нравственные ориентиры, они периодически приобретают актуальность и в более поздние эпохи, в частности, в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этико-философские учения Древнего Китая

Эти учения тоже можно условно разделить на древнейшие традиционные - ортодоксальные направления, опирающиеся на Пятикнижие (У-цзин) конфуцианского канона, и более поздние - неортодоксальные школы (даосизм, легизм), возникшие в VI-IП вв. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Конфуцианство

 

Основоположник конфуцианства  философ Кун Фу-цзы, Конфуций (551-479 до н.э.), и его последователи обо6щили духовное наследие более ранних эпох, придали ему законченный вид  и сделали основой системы  образования, необходимой для занятия  любой государственной должности. Основной источник этики конфуцианства - книга "Беседы и суждения" (Лунь-юй), в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях: 

    • "человеколюбие",
    • "золотой середине",
    • "взаимности".

Все вместе они определяют "правильный путь", следуя которому человек будет жить счастливо, в  согласии с собой и другими  людьми. Взаимность (шу) получила название "золотого правила" нравственности. Конфуций определил ее так: "Не делай  другим того, чего не желаешь ce6e". Человеколюбие (Жень) ориентирует людей на почитание прошлого, уважение к старшим. "Золотая середина" (чжун юн) - удел мудрых правителей, способных к сдержанности и осторожности. Нравственным· идеалом является "благородный муж", всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а исключительносо6ственным положительным примером.

 

 

 

 

2.2. Доасизм

 

Даосизм в лице Лао-Цзы (604 г. до н.э.) и его последователей, авторов сборника "Сокровищница дao", основной частью которого является знаменитая "Книга о дао и дэ" (Дао дэ цзин), нравственным идеалом считает мудреца-отшельника, полностью устранившегося от социальной активности, занятого внутренним духовным совершенствованием. Цель человеческого бытия состоит в постижении великого пути - дао, которому в своем развитии следует все сущее. С помощью специальных гимнастических упражнений, психофизической тренировки, углубленной медитации праведник учится интуитивно следовать естественному ходу вещей, достигать поставленных целей, не вмешиваясь в течение событий. Таким образом он реализует принцип "деятельного недеяния": "ничего не делая - и всего достигает", безгранично усиливает собственный духовный потенциал и в конечном итоге приобретает качества мага, бессмертного чудотворства. В дальнейшем даосизм активно взаимодействовал с китайским 6уддизмом, выполняя сходную с ним социально-этическую функцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Легизм

 

Представители легизма - школы " законников", возникшей  в период окончательного объединения  Китайской империи, основной упор делают на понятие закона (фа), который должен проводиться в жизнь самыми жестокими  средствами. По их мнению, средоточием  морали является полубожесивенная личность императора, который через государственных чиновников должен держать подданных в постоянном страхе. Только тогда все правонарушения исчезнут, и в обществе воцарится порядок и гармония. Господство этики легизма длилось недолго. Первоначально вступив в конфронтацию с конфуцианством, идея жестких, незыблемых законов в дальнейшем диалектически дополнила выдвинутый Конфуцием принцип человеколюбия и оказалась поглощена им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многие из выше рассмотренных  учений сохранили актуальность и в наши дни. А это значит, что, система ценностей, взглядов, мироощущения за несколько тысяч лет не претерпела существенных изменений. Не смотря на весь прогресс, индустриализацию, и модернизацию, человек остался все тем же. С теми же проблемами, и теми же вопросами, дать ответ на которые, призваны, как и две тысячи лет назад, этические учения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. А.Радугин/ Этика- Центр, 2003.
  2. А.Г. Спиркин . «Основы философии» - учебное пособие
  3. Золотухина - Аболина. Курс лекций по этике, Ростов-на-Дону, 1998.
  4. Философский энциклопедический словарь. М., 2000.
  5. Этика. Конспект лекций.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
  6. М.И. Шахнович. «Этика древнего и среднего востока», М. 1969.



Информация о работе Этико-философские учения Древнего Китая и Древней Индии