Этикет - эстетика поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 02:22, контрольная работа

Краткое описание

Этика, как теоретическая дисциплина, является разделом философии. Предметом исследования этой науки являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстает человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..2
1. Этикет – эстетика поведения……………………………………………………….4
2. Этикет и нравственность…………………………………………………………....6
3. Виды этикета………………………………………………………………………………10
4. Составляющие этикета……………………………………………………………….12
5. Светский этикет…………………………………………………………………………..16
6. Заключение………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

Требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т.п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др.

Кругляницо Г.Ф. подчеркивает, что, если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то правила этикета, правила культуры поведения раскрывают, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными  правилами. 

 

3. Виды этикета.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Составляющие  этикета.

 

4.1. Хорошие манеры.

 

      Одним из  основных принципов  современной  жизни  является  поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов.  В  свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при  соблюдении  вежливости и сдержанности.  Поэтому  ничто  не  цениться  окружающими  нас  людьми  так дорого, как вежливость и деликатность .Но в  жизни  нам  нередко  приходится сталкиваться  с  грубостью,  резкостью,  неуважением  к   личности   другого человека. Причина здесь в  том  ,что  мы  недооцениваем  культуру  поведения человека, его манеры.

     

Манеры - способ держать себя, внешняя  форма  поведения,  обращения  с

другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация,  характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

     

В обществе  хорошими  манерами  считаются  скромность  и  сдержанность

человека,  умение  контролировать  свои  поступки,  внимательно  и  тактично общаться с другими людьми.

 

 Дурными манерами принято  считать привычки  громко говорить,  не  стесняясь  в  выражениях,  развязность   в   жестикуляции   и поведении,  неряшливость  в  одежде,  грубость,  проявляемые  в  откровенной недоброжелательности к окружающим, в  пренебрежении  к  чужим  интересам   и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний,  в неумении сдерживать свое раздражение, в намеренном  оскорблении  достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии,  употреблении  унизительных кличек прозвищ.

     

Манеры  относятся  к  культуре  поведения  человека  и   регулируются

этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение  ко всем людям, безотносительно к их должности  и  общественному  положению.  Он включает в себя учтивое  обращение  с  женщиной,  почтительное  отношение  к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.  В  целом  этикет  в  цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых  лежат принципы гуманизма.

     

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность  не

должна  быть  излишней,  превращаться  в  льстивость,  приводить   к   ничем

неоправданному восхвалению увиденного  или  услышанного.  Не  надо  усиленно скрывать ,что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус,  боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

 

4.2 Вежливость.

 

   

Всем известны выражения: "холодная вежливость",  "ледяная вежливость", "презрительная  вежливость",  в  которых  эпитеты,  прибавленные   к   этому прекрасному человеческому качеству,  не  только  убивают  его  сущность,  но превращают ее в свою противоположность.

    

Эмерсон определяет вежливость как "сумму маленьких  жертв",  приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те  или  иные  жизненные отношения. К сожалению, совершенно  затерто  прекрасное  высказывание  Сервантеса:

"Ничего не стоит  так дешево  и  не  ценится  так  дорого,  как  вежливость."

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно  из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению  ко  всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в  доме, где живет, в  общественных  местах.  С  товарищами  по  работе,  со  многими знакомыми  в  быту  вежливость  может  перейти  в  дружбу,  но  органическая благожелательность к людям вообще - обязательная база вежливости.  Подлинная культура поведения - там,  где  поступки  человека  во  всех  ситуациях,  их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали  и соответствуют им.

    

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать  имена. Вот как об этом говорит Д.Карнега. "Большинство людей не запоминают имен  по той  причине,  что  не  хотят  тратить  время  и  энергию   на   то,   чтобы сосредоточиться, затвердить,  неизгладимо  запечатлеть  эти  имена  в  своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты.  Ф.Рузвельт знал, что один из  самых простых,  самых  доходчивых   и   самых   действенных   способов   завоевать расположение окружающих - это запомнить  их  имена  и  внушить  им  сознание собственной значительности".

 

 

4.3 Скромность

 

     "Человек, который  говорит только о себе,  только  о  себе  и  думает  -

утверждает  Д.Карнеги.  -  А  человек,  который  думает  только  о  себе   -

безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".

    

Скромный человек никогда не стремится показать себя  лучше,  способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

 

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с

застенчивостью. Это совершенно различные  категории.  Очень  часто  скромные люди оказываются намного тверже и активнее  в  критических  обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

    

Д.Карнеги пишет:" Вы можете дать  понять  человеку,  что  он  не  прав,

взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но  если вы говорите ему,  что  он  не  прав,  то  заставите  ли  вы  его  тем  самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту,  его здравому смыслу, его  самолюбию  и  чувству  собственного  достоинства.  Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар,  но  отнюдь  не  изменить свое мнение"

 

"Если вы можете  быть  уверены  в своей правоте хотя бы в пятидесяти  пяти  случаях  из  ста,  то  зачем  вам говорить другим, что они не правы".

И действительно, вам, наверное, приходилось быть  свидетелем  как  кто-то

третий, наблюдающий за разбушевавшимися  спорщиками,  может  положить  конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным  стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.

 

Никогда не следует начинать  с заявления "Я вам докажу то-то и  то-то".

Это равносильно тому, считают психологи, чтобы сказать:  "Я  умнее  вас,  я

собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас  изменить  свое  мнение".  Это

вызов.  Это  порождает  у  вашего  собеседника  внутреннее  сопротивление  и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.

 

Чтобы что-то доказать, надо  сделать  это  настолько  тонко,  настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал. Д.Карнеги считает одним  из  золотых  правил  следующее:  "Людей  надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи  преподносить,  как забытые".  Спокойствие,  дипломатичность,  глубокое  понимание  аргументации собеседника, хорошо  продуманная  контраргументация,  основанная  на  точных фактах – вот решение этого  противоречия между требованиями "хорошего  тона" при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

 

В наше  время  почти  повсеместно  отмечается  стремление  к  упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам.  Это  -  одно из  знамений  времени: темпы  жизни,  изменившиеся  и продолжающие  быстро меняться социально бытовые условия  сильнейшим  образом  влияют  на  этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще  в  начале  или  середине нашего века, может сейчас показаться  абсурдным.  Тем  не  менее,  основные, лучшие традиции общегражданского этикета,  даже  видоизменившись  по  форме, остаются жить по  своему  духу.  Непринужденность,  естественность,  чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по  отношению  к людям,  -  вот  качества,  которые  безотказно  помогут  в  любых  жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо  мелкими  правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Светский этикет

Раньше, под словом "свет" подразумевалось интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество. "Свет" состоял из людей, отличающихся своим умом, ученостью, каким-либо талантом, или хотя бы своей вежливостью. В настоящее время понятие "свет" отходит, но светские правила поведения остаются. Светский этикет - это ничто иное, как знание приличий, умение держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобще одобрение и никакими из своих действий не оскорбить кого бы то ни было.

а) Правила разговора

Вот несколько принципов, которых следовало бы придерживаться в разговоре, ведь манера разговаривать - это вторая по значимости вещь после манеры одеваться, на которую человек обращает внимание и по которой складывается первое впечатление у человека о его собеседнике.

Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, то есть нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производить шума, вежливым но, не утрируя вежливость. В "свете" говорят обо всем, но ни во что не углубляются. В разговорах следует избегать всякой серьезной полемики, особенно в разговорах о политике и религии.

Уметь слушать такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь говорить, и если вы хотите чтобы вас слушали, нужно самому других слушать других или, по крайней мере, делать вид, что вы слушаете.

В обществе не следует начинать говорить о себе, пока не попросят специально, так как только очень близкие друзья (и то вряд ли) могут интересоваться личными делами кого бы то ни было.

Информация о работе Этикет - эстетика поведения