Этика сотрудников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 05:33, реферат

Краткое описание

Профессиональная этика предписывает каждой профессиональной группе соответствующие моральные качества. Однако это отнюдь не означает, что лица каждой профессиональной группы имеют уникальные, неповторимые нравственные качества. Моральных качеств и чувств насчитывается всего несколько десятков, включая как добродетели - высоконравственные свойства человека, так и пороки - аморальные качества. Поэтому речь может идти только о специфике проявления этих, универсальных моральных качеств личности и о значимости тех или иных из них по отношению к работникам конкретной профессии.

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОФ ЭТИКА.docx

— 20.97 Кб (Скачать файл)

Моральные качества.

 

 Профессиональная  этика предписывает каждой профессиональной  группе соответствующие моральные  качества. Однако это отнюдь не  означает, что лица каждой профессиональной  группы имеют уникальные, неповторимые  нравственные качества. Моральных  качеств и чувств насчитывается  всего несколько десятков, включая  как добродетели - высоконравственные  свойства человека, так и пороки - аморальные качества. Поэтому речь  может идти только о специфике  проявления этих, универсальных  моральных качеств личности и  о значимости тех или иных  из них по отношению к работникам  конкретной профессии. Так, например, мужество, смелость, решительность  - весьма положительные качества  любого работника, но если данные  качества выступают как желательные  для пекаря, парикмахера, фотографа  ателье, то по отношению к работнику  органов внутренних дел они  являются профессионально необходимыми. Благодушие воспитателя детского  сада или школьного учителя  - скорее добродетель, чем порок,  но это же качество в условиях органов внутренних дел, как правило, порождает безответственность, попустительство, беспринципность, беспечность, что чревато серьезными негативными последствиями для служебной деятельности конкретного сотрудника и всего коллектива.

 

 Профессиональная  этика, подчеркивая значимость  тех или иных моральных качеств,  конечно, не может и не должна  предписывать, как нужно поступать  сотруднику в той или иной  ситуации. Поэтому это апеллирует  к моральным принципам и нормам, которые регламентируют поведение  и деятельность работника, не  исходя из конкретной ситуации, а в соответствии с общезначимым  характером моральных требований  и ценностей в обществе и  в данной профессиональной группе. Однако, если моральная норма подразумевает конкретные поступки, действия и они, как правило, закреплены в правовых документах (присяге, уставах, приказах, инструкциях), то моральные принципы отражают моральные требования в предельно обобщенном виде (гуманизм, ответственность, справедливость, требовательность, коллективизм, патриотизм, принципиальность и т.д.). Своеобразие нравственных принципов заключается в форме их проявления в той или иной профессиональной деятельности. Так, гуманизм правоохранительных органов - это не абстрактное человеколюбие, а защита интересов добропорядочных ("законопослушных") граждан и непримиримость к правонарушениям и преступникам. Справедливость может обеспечиваться только в равенстве всех перед законом, в верховенстве закона. Коллективизм в деятельности органов внутренних дел проявляется в личной ответственности каждого сотрудника за судьбу общего дела, за положение в коллективе, в товарищеской солидарности, и он не имеет ничего общего с круговой порукой и панибратством.

 

 Таким образом, анализируя специфику проявления общезначимых моральных ценностей и требований морали к той или иной профессиональной группе, профессиональная этика не только представляет теорию профессиональной морали, но вырабатывает практические рекомендации, повышающие эффективность служебной деятельности, способствующие нравственному воспитанию (самовоспитанию) сотрудников, укрепляющие связи органов внутренних дел с населением, их авторитет и высокий социальный статус.

 

 

 Эстетика  служебной деятельности.

 

 Моральная  культура сотрудника тесно связана  с культурой эстетической, но  если первая отражает внутреннюю  культуру личности, то вторую, как  правило, рассматривают как культуру  внешнюю. Бесспорно, что внутренняя  культура человека играет определяющую  роль в его деятельности и  поведении. Однако нельзя недооценивать  и внешнюю культуру, ее влияние  на культуру внутреннюю. Так, форменная  одежда сотрудника и даже стиль,  качество его партикулярного (штатского)  платья сами по себе оказывают  влияние (и порой существенное) на поведение работника.

 

 Служебная  эстетика включает в себя культуру  труда и речи сотрудника, этику  служебного быта и внешний  вид работника,

 

 Термин "эстетика" (как и "этика") применяется  как в научном, так и в  обыденном его понимании. Если  в первом случае он представляет  собой науку об искусстве, эстетическом  освоении мира, то во втором - отражает  реальную практику, культуру быта, поведения, труда.

 

 Манеру  общения с гражданами и сослуживцами  и эстетику ритуалов, грамотность  оформления служебных документов  и культуру поведения сотрудника  за пределами служебного кабинета. Не секрет, что небрежное оформление  протокола осмотра места происшествия  или задержание правонарушителя  нередко ведет к ошибочному  заключению дознавателя или следователя,  а от надменного выражения  лица сотрудника до высокомерного  отношения к людям всего полшага.  Совокупность требований,. свод правил, регламентирующих поведение сотрудников на службе, их приветствие, внешний вид и т.д., характеризуется понятием "служебный этикет". Своеобразие милицейского этикета состоит в том, что эстетические требования не только тесно связаны с моральными нормами, но и, как правило, закреплены в нормативных документах и поэтому носят обязательный характер для всех сотрудников. Специфика служебного этикета заключается в том, что он призван не только удовлетворять эстетические запросы сотрудников, но и оказывать соответствующее эстетическое воздействие на граждан. Нелепо, к примеру, строить здание УВД и, допустим, детского театра по единому архитектурному проекту, точно так же интерьер кабинета начальника РОВД вряд ли должен напоминать жилую комнату или кабинет директора цирка. Строгость, рационализм, отсутствие каких-либо излишеств, помпезности - обязательные требования к зданиям и служебным помещениям органов внутренних дел. Серьезность и ответственность выполняемых ими функций должны полностью находиться в соответствии с эстетикой служебного быта. Окраска стен, освещенность, звукоизоляция, размеры служебного помещения, удобство мебели, дизайн технических и иных средств - так же необходимые элементы служебного быта, влияющие не только на эстетическое самочувствие сотрудников, но во многом предопределяющие эффективность их труда.

 

 Эстетика  труда сотрудников органов внутренних  дел - это и профессиональное  знание, и рациональное использование  рабочего времени, и применение  служебного телефона, другой техники  строго по назначению, это прежде всего культура работы с людьми, общение с сотрудниками и гражданами.

 

 Опытные  сотрудники хорошо знают, что  доброжелательность, вежливость, приветливый  взгляд работника, тактическая  постановка вопросов располагают  посетителей к откровенному разговору.  И напротив, угрюмый взгляд сотрудника, его нежелание ("забывчивость") предложить посетителю стул, тяжелый  воздух кабинета и убогость  его интерьера отбивают у гражданина  желание к общению, даже если  он сам, добровольно пришел  в орган внутренних дел для  оказания ему содействия. Конечно,  трудности с помещениями, их  недостаточное материально-техническое  оснащение - объективный и, к  сожалению, видимо, долговременный  фактор, оказывающий неблагоприятное  влияние на работу сотрудников.  Но это ни в коей мере  не объясняет и не оправдывает  забвение некоторыми сотрудниками  элементарных правил служебного  этикета, не требующих ни дополнительных  сил и средств, ни дополнительного  времени, но которые, как правило,  дают заметный положительный  эффект и служебной деятельности, и в сплочении коллектива.

Нравственные  качества.

 

 Нравственные  качества выступают как устойчивые  элементы морального сознания  и поведения (как профессионального,  так и повседневного) следователей, прокуроров, адвокатов, судей. Для  того чтобы уголовно-процессуальные  отношения были подлинно нравственными,  эти лица должны обладать определенными  моральными качествами, быть нравственно  воспитанными.

 

 Следователей, прокуроров, адвокатов, судей ,должны отличать глубокое уважение к закону, верность его букве и духу, стойкость ,и неподверженность постороннему влиянию, самостоятельность в суждениях и бдительность. Они обязаны быть требовательными к себе и к людям, честны и неподкупны, скромны и вежливы, мужественны и решительны, трудолюбивы.

 

Трудно найти  другую профессию, обладая которой  ежедневно приходилось бы сталкиваться с таким обилием самых разнообразных  жизненных ситуаций, поступков, мотивов, людских характеров, И во всем этом многообразии необходимо разобраться  оперативно, всесторонне, полно и  глубоко. Следователь, прокурор, адвокат, судья должны быть максимально выдержанными, тактичными, корректными, собранными, хладнокровными и спокойными в отношении  каждого человека-преступника-рецидивиста  и бытового склочника, матерого убийцы и обычного скандалиста, потерпевшего и свидетеля, женщины и мужчины, старика и подростка, попавших в сферу правосудия. И как бы при этом ни было велико эмоциональное и умственное напряжение, как бы ни тяжело было сдерживать гнев к бандиту и убийце, насильнику и грабителю, срыв здесь недопустим, как недопустимы и угрозы, грубость, обман, ложь, какими бы благими намерениями и причинами они ни объяснялись.

 

 Соблюдение  этих нравственных требований  является ярким проявлением необходимых  морально-психологических качеств  лиц, осуществляющих производство  по уголовному делу. Указанные  нравственные качества, будучи профессионально  необходимыми для следователей, прокуроров, судей и адвокатов,  самым непосредственным образом  оказывают влияние на укрепление  и повышение престижа органов  предварительного расследования,  прокуратуры, адвокатуры и суда, на эффективность осуществления  задач уголовного судопроизводства.

 

 

 Служебный  коллектив.

 

Применительно к служебному коллективу требования этикета можно свести к правилам поведения начальника по отношению  к подчиненным и правилам поведения  рядового сотрудника по отношению к  своему начальнику (командиру). Среди  правил поведения руководителя можно  назвать следующее:

 

• учить, а  не поучать подчиненных и самому учиться у них;

 

• зажигать людей, а не "обжигать" их окриком, грубым словом, бестактностью;

 

• требовать, а не придираться;

 

• вести людей  за собой, а не подталкивать их;

 

• быть выдержанным, а не пассивно выжидающим;

 

• быть скромным в оценке себе, но более щедрым в  оценке подчиненных;

 

• быть простым  и доступным в общении, но не фамильярничать;

 

• быть принципиальным, а не упрямым и ряд других.

 

 В числе  правил поведения подчиненного  можно выделить такие как:

 

• уважать  начальника, а не угождать ему;

 

• быть вежливым, а не льстивым;

 

• вести себя с достоинством, но без высокомерия;

 

• быть скромным, а не смиренным;

 

• проявлять  инициативу, а не самовольство;

 

• быть правдивым, но тактичным;

 

• быть исполнительным, а не подобострастным, и некоторые  другие.

 

 Эти правила,  став привычными и устойчивыми  оптимизируют взаимоотношения начальника  и подчиненных, благоприятно влияют  на сотрудников, занимающих одинаковое  служебное положение, в целом  сплачивают коллектив, способствуют  успешному решению служебных  задач.

 

 

 

 Внешняя  культура сотрудника.

 

 Важным  элементом служебной эстетики  является внешняя культура сотрудника, которая охватывает культуру  его устной речи, манеру одеваться,  отношение к форменной одежде, форму обращения, приветствий  и т.д. Как показывают опросы  населения, аккуратность, подтянутость, молодцеватость "человека в форме" вызывают у граждан уважительное отношение к сотрудникам органов внутренних дел, оказывают на окружающих воспитывающее, дисциплинирующее влияние. И, напротив, неряшливый сотрудник (тем более в форменной одежде) вызывает к себе негативное отношение окружающих, а порой и чувство брезгливости у отдельных граждан. При этом следует заметить, что отношение сотрудника к форменной одежде есть по их существу выражение его отношения к самой службе: для одного форменная одежда - это "спецовка", спецодежда, для другого - это мундир, связанный с таким понятием как "честь мундира".

 

 Конечно,  правовая эстетика не может  требовать от сотрудников быть  внешне красивыми, статными, физически  мощными, но она обязывает уважительно  относиться к форме, строго  соблюдать установленные требования  о дисциплине, о вежливости и  отдании чести, побуждает сотрудника  быть внимательным к своему  внешнему виду, помнить о своем  влиянии на окружающих.

 

 Можно  сказать, что этикет, правовая  эстетика в целом стоят на  страже чести, личного достоинства  и авторитета сотрудников органов  внутренних дел и требует от  них того же по отношению  к гражданам. Исходя из "золотого  правила" этики: "Не позволяй  себе того, что считаешь непозволительным  для других", сотрудники должны  быть особо щепетильны не только  к своему внешнему виду, но  и к своей речи, поступкам, к  выбору средств восстановления  общественного порядка, пресечения  противоправных действий. Вместе  с тем не являются редкими  случаи, когда сотрудники обращаются  к гражданам (особенно правонарушителям) на "ты", прибегают к окрику, а то и физическому оскорблению  задержанных, сквернословят. Глубоко  был прав педагог А.С. Макаренко,  назвав брань, не цензурщину неприкрашенной, мелкой, бедной и дешевой гадостью, признаком самой дикой, самой первобытной культуры.

 

 Служебный  этикет предписывает сотрудникам  строго соблюдать форму одежды  и приветствий, запрещает ношение  неуставных знаков. Неодобрительно  он относится ко всему, что  преднамеренно используется для  того, чтобы чисто внешне выделиться  среди других (ношение бороды, длинных  волос или массивных перстней, цепей, неуставных заколок для  галстука и т.д.). Вряд ли можно  назвать любовью к форменной  одежде попытки отдельных молодых  сотрудников как-то самостоятельно "усовершенствовать" ее. Это,  скорее, проявление тщеславия, эгоизма,  стремления "не быть как все". Последнее можно было бы приветствовать, если бы оно не сводилось  только к внешним признакам  отличия, вне какой-либо связи  с интеллектуальными, профессиональными  и нравственными качествами человека, его внутренними достоинствами.  Кстати, среди сотрудников, чрезмерно  увлекающихся своим внешним видом,  гораздо чаще встречаются такие, кто за внешним лоском и благопристойностью скрывает эгоизм, неуважительное отношение к людям, равнодушие в работе, а порой и грубость.

 

 

 Таким  образом, служебный этикет в  органах внутренних дел как  проявление правовой эстетики  содержит такие правила поведения,  которые являются нравственными  по содержанию, эстетическими по форме и правовыми по характеру их применения. В этом их жизненность и стимулирующая роль.

Информация о работе Этика сотрудников