Этика психологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 09:40, реферат

Краткое описание

Интерес к проблеме этики психологических исследований в настоящее время обусловлен, прежде всего, с широким распространением и применением в последние десятилетия самых разнообразных психологических методов исследования и практического психологического воздействия. И это касается не только собственно психологических исследований, но и множества других ситуаций, в которых психолог встречается и так или иначе взаимодействует с кем-то: если речь идет об исследовании – это будет испытуемый; в случае какого-либо терапевтического контекста, куда часто довольно активно вовлекаются психологи, – это будет пациент; это может быть клиент, если речь идет о консультировании, или взаимодействие с обследуемым, если проводится психологическая экспертиза либо обследование.

Содержание

Введение
1. Этические проблемы в работе психолога
2. Этические принципы проведения исследования на человеке
3. Понятие добровольного информированного согласия
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проф этика.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

При проведении психологических исследований с детьми и психиатрическими больными, ограниченными в своей способности понимать и принимать решения, традиционно требуется получить письменное информированное согласие со стороны родителя или опекуна.

При проведении исследований с людьми, ограниченными в свободе выбора, исследователи, как правило, находятся в более влиятельной или престижной позиции, чем их испытуемые, которые в силу этого не обладают подлинной свободой в выражении своего отказа или несогласия. В прошлом, исследователи в медико-биологических, бихевиоральных и социальных науках опирались на популяции, обладающие меньшей свободой выбора, именно по причине их доступности и покорности. Многие критики категорично высказались против традиционной практики привлечения неимущих и беспомощных в качестве испытуемых в психологических исследованиях.

В некоторых случаях  допустимыми являются психологические  исследования с неинформированными участниками. Так, вполне оправданным в моральном отношении выглядит исследование, предполагающее открытое наблюдение, например, за играющими в школьном дворе детьми, даже если на это не было получено никакого согласия. То же самое можно сказать об исследованиях, опирающихся на архивные данные, такие как школьные, биографические или медицинские записи, архивные продукты творческой деятельности, даже если учащиеся, испытуемые или пациенты не давали согласия на использование этих данных в исследовательских целях.

Другие исследования поднимают моральные проблемы: имитация приступа болезни в вагоне метро с целью увидеть на него реакцию людей; психолог имитирует симптомы психоза и позволяет себя госпитализировать в психиатрическую клинику; в совещательной комнате присяжных устанавливаются устройства для прослушивания с разрешения судьи, но без ведома членов жюри присяжных. Все эти реально проводившиеся исследования ставят серьезные этические вопросы.

Также не редки исследования, организаторы которых прибегают к преднамеренному обману. Для того чтобы сделать важные психологические феномены более доступными изучению, психологи пытаются создавать правдоподобные ситуации (в действительности, вымышленные), позволяющие контролировать изучаемые переменные. Так, при изучении экспериментального стресса участников исследования могут убедить в их интеллектуальной неспособности или даже в том, что их жизнь повергается опасности. В таких областях как когнитивный диссонанс или конформизм не менее 75% исследований проводятся с использованием преднамеренного обмана. Основным аргументом в пользу обмана является то, что он позволяет изучать важные феномены в контролируемых лабораторных условиях.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Балин, В. Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [текст] : учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др.; под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб. : Питер, 2000.
  2. Беляев, С. А. Экспериментальная психология [текст] / С.А. Белялов. – Минск : Изд-во МИУ, 2010
  3. Гудвин, Дж. Исследование в психологии : методы и планирование [текст] : 3-е изд. / Дж. Гудвин. – СПб.: Питер, 2004. – 558 с.
  4. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [текст] / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2000.
  5. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : теория и методы [текст]: учебник для вузов / Т.В. Корнилова. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  6. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия [текст] : 2-е изд. / Р. Корсини. – СПб. : Питер, 2003.
  7. Ломов, Б. Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования [текст] / Б.Ф. Ломов. – М. : МГУ, 2001.
  8. Солсо, Р. Л. Экспериментальная психология [текст] / Р.Л Солсо. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  9. Фресс, П. Экспериментальная психология [текст] : 12-е изд. / П. Фресс. – СПб. : Питер, 2003.
  10. Хикс, Ч. Основные принципы планирования эксперимента [текст] / Ч. Хикс. – М. , 1976.
  11. Хок, Р. Р. Сорок исследований, которые потрясли мир : секреты выдающихся экспериментов [текст] / Р.Р. Хок. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Этика психологического исследования