Этика, как научная дисциплина и бизнес процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является анализ общих характеристик этики применяемых в бизнесе, а также оценка их применения в России и за рубежом.
Задачи работы:
• Изучить историю развития этики;
• Сравнить этику классического периода и этику нового времени;
• Разобрать структуру этики бизнеса;
• Проанализировать теорию этики о несовместимости этики и бизнеса;
• Узнать особенности этических норм бизнеса в России и за рубежом.

Вложенные файлы: 1 файл

kurs_ek_teor2.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

При этом только древнегреческой философии удалось  сделать решительный шаг от мифологического  к рациональному, логическому пониманию  морали и человека, дать толчок к  развитию этики. Философско-этическая  мысль Древнего Востока по сути дела на протяжении многих веков оставалась верной изначальным традиционным представлениям.

Поэтому в историко-этическом  процессе можно выделить следующие  основные этапы: этические учения Древнего Востока, античная этика, средневековая  этика, этика Нового времени и современные этические теории.

1.2 Этика Аристотеля как нравственное самосознание личности классического периода

Аристотель ( 384 -322 гг. до н. э.) впервые разработал этику как систематическую науку. Он лаёт ей определение, производя его от слова, первоначально обозначавшее совместное жилище, обычай, черты характера человека, порождённые условиями совместного общежития. «Своё название, если нужно исследовать истину исходя из буквы ( а это, пожалуй, нужно), этическая добродетель получила вот откуда: слово ethos, нрав, происходит от слова `ethos, обычай, так что этическая добродетель называется так по созвучию со словом привычка. Уже отсюда ясно, что ни одна добродетель внеразумной части души не возникает в нас от природы: что существует от природы, то уже не изменится под влиянием привычки» 1.

Аристотель  делает существенный для всей античности поворот при рассмотрении нравственных проблем в результате того, что  обращает внимание на позитивную роль эмоций. Действие происходит из-за того, что разум соединяется с эмоцией. Невозможно быть добродетельным и не радоваться добродетельному действию.

Добродетели, согласно Аристотелю, воспитываются.

Но человек, совершенно не предрасположенный к  восприятию этического знания, окажется глух к учению. Этот вывод опять же связан с введением в теорию представления о необходимости эмоционального настроя для совершения нравственного действия. Если человек не настроен эмоционально на добро, нравственное просвещение окажется для него без пользы.

Добродетельное поведение представляется действием, совершаемым под влиянием эмоций, направляемых разумом. Для аргументации данного положения Аристотель рассматривает взаимодействие различных частей души. Он разделяет душу на разумную и неразумную.

Последняя делится  на растительную и стремящуюся. Растительная душа способна заботиться о воспроизведении потомства, она способна чувствовать недостаток в пище, но в ней нет никаких чувственных стремлений, никаких аффектов. Поэтому она не имеет отношения к добродетели.

Стремящаяся душа содержит аффекты и, соответственно, имеет отношение к добродетели. Но аффекты способны породить добродетельный образ жизни только в том случае, если они управляются разумом. Взаимодействие разумной и неразумной души обеспечивается её слушающей частью. Благодаря слушающей части неразумная душа воспринимает то знание, которое заключено в разумной, прежде всего, а её собственной разумной части, содержащей интеллектуальные добродетели. Рассудочная часть души также имеет некоторое отношение к добродетели, так как для практического воплощения добродетели нужно действовать с умом, то есть ориентироваться не только на общее понятие о добродетели, но и на конкретные цели, которые человек стремится достичь, будучи добродетельным существом, действуя во имя своего блага и блага полиса. (Схема 1 Приложения).

Аристотель  сделал огромный шаг в развитии этической  мысли, положительно оценив роль аффектов в моральном действии. Но он был  против страстей.

 

 

Страсть или  сильное эмоциональное напряжение может, с его точки зрения, только увести человека от правильного действия, так как, поддаваясь страстям, мы теряем контроль разума. «Мы, - говорит Аристотель,- должны следить за тем, к чему мы сами восприимчивы, ибо от природы все склонны к разному, а узнать к чему - можно по возникающему в нас удовольствию и страданию, и надо увлечь самих себя в противоположную сторону, потому что, далеко уводя себя от проступка, мы придём к середине, что и делают, например, исправляя кривизну деревьев.Больше всего надо во всём остерегаться удовольствия и того, что его доставляет, потому что об этих вещах мы судим крайне пристрастно» 2.

1.3 Эвдемонизм Фейербаха - нравственное самосознание личности в условиях зарождения и развития капиталистического общества

Л. Фейербах (1804 -1872) в сжатом виде излагает свои этические воззрения в работе «Эвдемонизм». Вариант Эвдемонизма, предложенный Фейербахом, можно считать наиболее развитым, завершенным выражением данной этической позиции.

Стремление  к счастью Фейербах считал естественным стремлением всего живого. Даже гусеница,- отмечает он,- стремится к счастью и успокаивается лишь на любимом кусте. Таким образом, стремление к счастью понимается как природное начало человеческой жизни. Аргументировать это положение иначе как ссылкой на всю природу Фейербах не может.

Стремление  к счастью выражается в воле, которая  связана с ощущением. Связывая волю с ощущением, показывая, что всякое страдание вызывает ощущение неудовольствия и возбуждает волю к действию, Фейербах, несомненно, выражает материалистические принципы построения этической теории, заземляет абстрактные понятия, характерные для идеалистической философии, пытается показать реальную основу действительных стремлений человека.

 

 

«Мышление без  желания мыслить,- говорит он,- будь то даже самое трезвое, самое строгое, будь то даже математическое мышление,- без ощущения удовольствия или счастья в этом мышлении - это пустое, бесплодное, мёртвое мышление» 3. Поэтому даже в мыслительной деятельности, которую весь идеализм рассматривал как высший род человеческой деятельности, человек, по Фейербаху, реализует своё обычное стремление к простому человеческому счастью.

Проведение  принципа эвдемонизма требовало  от Фейербаха согласовать его  с традиционными этическими понятиями  долга и совести. Это согласование Фейербах проводил на основе двух принципов:

1)умеренности в отношении к себе (ограничение со стороны естественных последствий чрезмерных наслаждений);

2)уважения стремления к счастью других(ограничение со стороны общественных последствий неправильного поведения).

Оценивая эти  принципы, Энгельс отмечал, что здесь  Фейербах значительно беднея Гегеля.

Говоря о  долге, Фейербах отмечал, что самоограничения  по отношению к себе могут возникать  на основе определённых стремлений к  счастью. Например, желая научиться  играть на каком-либо музыкальном инструменте, человек должен преодолевать трудности учения. «Сколько нужно для того, чтобы сделаться мастером в игре на каком-либо инструменте! Какое упорство, какое неустанное прилежание, жертвующее столькими дорогими радостями! Какие скучные упражнения! Какие напряжения мускулов и нервов!

И хотя я принялся за этот инструмент только из склонности, как часто я тем не менее  играл на нём с отвращением, только по долгу, как часто при дурном настроении посылал его к самому чёрту! И всё же этот инструмент, проклинаемый мною в моменты досады за лишения и муки, которые он взваливал на меня, являлся для меня источником величайшего наслаждения и счастья»4.

Также Фейербах объясняет необходимость заботы о счастье другого. Согласно его  воззрениям, забота о счастье другого - это реализация в жизни людей простого биологического отношения между мужчиной и женщиной. Поскольку один не может быть счастлив без другого, он должен заботиться и о его счастье. В фейербаховской теории остаётся необъяснённой мотивация заботы о счастье будущих поколений, забота о сохранении многообразных форм жизни на Земле, а также забота как долг, которая может и противоречить индивидуальному счастью. Однако, несмотря на ограниченность решения вопроса о нравственной мотивации заботы о другом, Фейербах всё же был одним из первых мыслителей, весьма последовательно связавших моральные мотивы деятельности человека с условиями реализации эмоций внеморального характера. В этом смысле Фейербах понял значение комплексной мотивации человеческого поведения и не противопоставлял моральные эмоции человека иным основаниям его бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  История бизнеса 

На протяжении всей истории развития бизнеса прослеживается следующая тенденция: количество людей  у которых есть право владения частной собственностью увеличивается  с развитием системы ведения  бизнеса в стране.

Во времена  феодализма, всем имуществом владели королевские семьи, после этого, во времена меркантилизма число людей с правом владения частной собственностью увеличилось, с переходом в капитализм эта тенденция сохранилась.

История бизнеса  при Феодализме

Во времена  феодализма, аристократы владели  всеми важными ресурсами, в том числе и людьми. Торговлю и предпринимательство элита считала не достойным занятием. Церковь, игравшая в то время огромную роль в жизни людей, негативно и подозрительно относилась к предпринимателям и торговцам.

История бизнеса  при Меркантилизме

С развитием торговли, Феодальная экономическая система перестает работать. Новая система получила название Меркантилизм и начинает распространяться.

В эту эру  рынки перестают быть эффективными и торговцы основывают первые банки. В конце концов, интересы торговцев(банкиров) начинают совпадать с интересами политиков: развивать международную торговлю и увеличивать влияние своей страны.  Это приводит к быстрому развитию экономики страны. Государство начинает поощрять мануфактурные предприятия, которые обрабатывают сырье и затем продают готовые изделия другим странам.

Капитализм

При капитализме  можно выделить следующие основные особенности экономики:

Спрос и предложение  контролируется государством намного  меньше чем при других видах экономической  системы.

Основные ресурсы принадлежат преимущественно частным лицам или корпорациям.

2.1 Этика  бизнеса. Структура этики бизнеса

Этика бизнеса - это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов в деловых ситуациях (рисунок 1 Приложения).

Традиционно этику  бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику. Под макроэтикой понимается та часть этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между как макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями; под микроэкономикой - исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и её работниками, а также держателями акций.

В системе моральных  отношений между макросубъектами специалисты выделяют два уровня: горизонтальный и вертикальный. На горизонтальном уровне рассматривают моральные отношения между субъектами, обладающими одинаковыми характеристиками, между различными корпорациями; на вертикальном - моральные отношения между субъектами, обладающими разными характеристиками и свойствами. К этому уровню принадлежат отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом (или его частью) и между корпорациями и окружающей средой.

Большинство людей принимает этические решения на микроуровне, т. е. Когда человек отвечает за своё поведение или принимает решения, которые касаются других людей, например в отношении благосостояния своих близких, коллег или даже небольшого сообщества. Но некоторые люди рано или поздно начинают принимать решения на макроуровне, например, непосредственно участвовать в формировании государственной национальной политики.

Этика бизнеса  имеет отношение и к формированию экономических институтов, и к  формированию профессионалов бизнеса. Экономические институты общества неизбежно вторгаются в область морали, и с этой точки зрения значение макроуровня этики бизнеса трудно переоценить.

И совершенно очевидна невозможность ограничения микроуровневым подходом (нелепо убеждать члена Кабинета министров в необходимости быть честным и ответственным).

Макроуровневый  подход в бизнесе особенно важен  для экономики переходного периода. Так, в России происходит трансформация  основных экономических институтов. Если эти институты имеют хорошо продуманную структуру и приспособлены к культурным и социальным условиям жизни в России, они будут способствовать ответственному этическому поведению на микроуровне. Однако если эти институты ложно сформированы и не учитывают конкретных социальных условий бесполезно тратить усилия на частные этические проблемы на уровне трудового коллектива, так как людям придётся постоянно бороться с уродливыми экономическими институтами и ошибочным политическим курсом.На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается этика бизнеса и начинается экономическая теория. В конце концов, раз этика бизнеса на макроуровне связана с применением экономической теории к экономическим институтам и их политике, то нельзя рассуждать об этических проблемах бизнеса, забывая об экономике.Хотя трудно провести анализ взаимодействия этих двух линий, но не учитывать их взаимодействия нельзя. С одной стороны, для этики бизнеса нужно знание экономической теории, если разрабатываются полезные советы для тех, кто определяет политику.

С другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей. И если этик иногда рассуждает как экономист, а экономист - как этик, это и будет проявлением взаимодействия двух дисциплин при решении проблем, которые стоят перед деловыми людьми.

2.2 Управленческая  этика: понятие, принципы и  значение

Управленческая  этика - это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

Решения и действия руководителей должны быть проникнуты уважением к людям, заботой об их здоровье, духовном и физическом развитии.

Управление  призвано выступать как надежная система сохранения неприкосновенности личного достоинства людей, как гарант их прав и обязанностей.

Управленческая  деятельность направлена на совершенствование  отношений, на развитие коллективных форм организации и стимулирования труда. Посредством управления должны разумно  сочетаться общественные (государственные), коллективные и личные интересы. Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям-притязаниям, профессиональному мнению подчиненных. Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника, трудового коллектива в общее дело развития производственной экономики. Руководитель постоянно находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственное реноме не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью.

Информация о работе Этика, как научная дисциплина и бизнес процессы