Этика деловых отношений и деловой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:36, контрольная работа

Краткое описание

Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами собеседника к себе зависит и конечный результат.

Содержание

1. Введение…………………………………………………..3
2. Этика деловых отношений………………………………4
2.1 Понятие делового общения………………………….4
2.2 Понятие принципов делового общения…………….5
3. Деловой этикет……………………………………………7
4. Заключение……………………………………………….19
5. Список литературы………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Этика контрольная.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ»

РОССИЙСКАЯ  ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА

 

 

Факультет «Экономический»

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Этика делового общения»

на тему: «Этика деловых отношений и деловой этикет»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса з/о

Шифр: 0910-п/ФК-0113

Проверил: канд.филос. наук,доц. Симонова Т.А.

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………..3
  2. Этика деловых отношений………………………………4
    1. Понятие делового общения………………………….4
    2. Понятие принципов делового общения…………….5
  3. Деловой этикет……………………………………………7
  4. Заключение……………………………………………….19
  5. Список литературы………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

                                                 

 

 

                                                   1.ВВЕДЕНИЕ

 

Деловые отношения - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической  особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые  определяются национальными и культурными  традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в  процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена  этика деловых отношений на примере  общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном  общении, умении расположить собеседника  к себе  зависит и конечный результат.

Деловые отношение тесно связаны с  общением, взаимодействием производственной деятельности - это самый массовый вид социального общения. Оно  представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Новые экономические  и социальные условия побудили к  коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В  коммерческие, деловые отношения  вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере  делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле.

                              

 

                               2. ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

2.1.  Понятие делового общения.

Этика –  учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ  на вопрос, что мы должны делать, чтобы  совершать правильные нравственные поступки.

Мораль  – это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной  регуляции общественных отношений, общения и поведения людей  в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими  категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей  или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями  и результатами деятельности. Общение  выступает как способ бытия общества и человека.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и  по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При  этом стороны делового общения выступают  в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые  нормы и стандарты (в том числе  и этические) поведения людей. Как  и всякий вид общения, деловое  общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях  социальной системы и в различных  формах. Его отличительная черта  – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а  служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом  отношений между людьми. Вечным и  одним из главных регуляторов  этих отношений выступают этические  нормы, в которых выражены наши представления  о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или  неправильности поступков людей. И  общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно определить как  совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение  и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она  представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

 

2.2. Понятие принципов делового  общения.

Этику делового общения следует учитывать в  различных ее проявлениях: В отношениях между предприятием и социальной средой, между предприятиями, внутри одного предприятия – между руководителем  и подчиненными, между подчиненным  и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или  иного вида делового общения, существует своя специфика. Задача и состоит  в том, чтобы сформулировать такие  принципы делового общения, которые  не только соответствовали любому виду делового общения, но и не противоречили  общим нравственным принципам поведения  людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации  деятельности людей, вовлеченных в  деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения  содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима  твоей воли всегда могла иметь  также и силу принципа всеобщего  законодательства.» Применительно  к деловому общению основной этический  принцип можно сформулировать следующим  образом: в деловом общении при  принятии решения о том, какие  ценности следует предпочесть в  данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения  должна быть координация, а по возможности  и гармонизация, интересов. Естественно  если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных  целей. Поэтому деловое общение  должно постоянно проверяться этической  рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют  свободу выбора, но вместе с тем  увеличивают количество вариантов  решений, порождают комплекс моральных  дилемм, поджидающих деловых людей  на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Несмотря  на всю проблематичность и трудность  выбора нравственной позиции, в общении  имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность, избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Необходимо уяснить, что в морали нет абсолютной истины и высшего судьи среди  людей. Когда идет речь об этических  промахах других, не следует делать из «моральных мух» «моральных слонов». Когда речь идет о промахах своих следует поступать наоборот.

В морали следует хвалить других, а предъявлять  претензии к себе.

Нравственное  отношение окружающих к нам зависит  в конечном счете только от нас  самих.  Когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной императив поведения – «начни с себя».

Особое  внимание следует обратить на золотое  правило этики общения: «Относитесь  к другим так, как вы хотели бы, чтобы  относились к вам». В отрицательной  форме в формулировке Конфуция оно  гласит: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Это правило  применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его  видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.

                                            3. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

Вопросы делового этикета важны для руководителя компании, прежде всего потому, что  профессионал – это не только тот, кто владеет тонкостями какой-либо специальности, но и тонкостями делового общения.

Деловой этикет - это порядок поведения, установленный  в деловом общении. Правила делового этикета одинаковы по всему миру, и каждый человек просто обязан знать  их. Чем более высокую должность  он занимает, тем это для него более важно. Но в то же время деловой  этикет - это не просто свод правил, которые требуется исполнять. Это  регулирование делового общения, правила  деловой этики, которые в конечном итоге способствуют взаимопониманию, установлению деловых отношений  в коллективе и, собственно, процветанию  любого дела.

Важно отметить, что в цивилизованном мире деловой  этикет считается экономической  категорией. И это действительно  так. Если все сотрудники соблюдают  деловой этикет, придерживаются высоких  стандартов поведения, то в коллективе создается позитивная атмосфера, улучшается микроклимат, меньше конфликтов и болезней на нервной почве, выше производительность труда, выше качество принимаемых решений, более рационально используется рабочее время и прочее.

Хорошо, если понимание необходимости соблюдать  определенные правила поведения  на работе осознаются сотрудниками сразу. Но как часто, именно по причине несоблюдения делового этикета, возникают проблемы и с карьерным ростом, и в  установлении взаимоотношений с  коллегами и начальством, и даже в отношении к самой работе тоже.

Самые простые  вещи, вроде бы, объяснять не приходится: нас научили не класть локти на стол в ресторане, не одеваться на работу, как на пикник или в спортзал. Но есть и масса других правил, которые  необходимо соблюдать. Например, вы точно  знаете, как представить нового сотрудника начальству? Как попросить повышения  зарплаты? Стоит ли женщине пожимать руку мужчине при знакомстве?

Осваивая  цивилизованный рынок, современные  предприниматели должны знать, что  лишь 10-15% желающих утвердиться в  рыночном мире добиваются своих целей. И именно следование правилам делового этикета и этике делового общения является залогом успеха в бизнесе. Другими словами, соблюдение правил делового этикета - один из необходимых элементов вашего профессионализма.

Действительно, разумные современные предприниматели  уже понимают, что соблюдение делового этикета и этики делового общения - это один из залогов успешного  ведения дел и является показателем  профессионализма. Причем, если у вас  есть зарубежные партнеры, вы просто обязаны  знать правила делового этикета  их стран, иначе неверный шаг в  разговоре или при встрече  может обернуться значительными  потерями в бизнесе.

Бизнесмену  необходимы надежные знания делового этикета, особенно при желании установить прочные деловые отношения с  зарубежными партнерами. Деловой  этикет включает соблюдение правил культуры поведения, которое предполагает уважение человеческой индивидуальности. Воспитанный, культурный предприниматель будет  в равной степени уважительно  относиться и к министру, и к  рядовому техническому работнику, и  к президенту компании, и к уборщице офиса, т.е. всем оказывать искреннее  уважение.

Овладеть  деловым этикетом не только возможно, а просто необходимо, если вы, в самом  деле, желаете достичь высот в  вашей карьере. Причем, в деловой  этикете не бывает мелочей, равно  как не бывает мелочей в общении  с людьми вообще.

Определение этикета как установленного порядка  проведения где-либо дает наиболее общее  представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему. Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. А еще чаще их "подставляют" различные консультанты и секретарши. У многих "новых русских" дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения.

Информация о работе Этика деловых отношений и деловой этикет