Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:59, практическая работа

Краткое описание

Этика (греч. ethika, от греч. ethos- привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.
Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

этика.docx

— 35.33 Кб (Скачать файл)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

I Основы этики деловых отношений.

1.Сущность и происхождение этики.

Этика (греч. ethika, от греч. ethos- привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.

Этику делового общения можно  определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей  в процессе их производственной деятельности.

Этика деловых отношений  – совокупность норм, принципов, правил и представлений, которые регулируют поведение и отношение людей  в процессе их совместной деятельности, включая:

  1. этическую оценку внутренней и внешней политики организации;
  2. моральные принципы членов организации (профессиональная мораль);
  3. моральный климат организации;
  4. образцы морального поведения;
  5. нормы делового этикета как ритуализированные формы поведения

Происхождение этики, как  и самого термина «этика» связано  с именем древнегреческого ученого  Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Этос –  привычное место обитания, обычай, привычка, позднее – нрав, характер. Философия представлена как система  наук, в которой Аристотель выделял  три группы:

  • Науки теоретические (знания ради знания; физика, математика)
  • Науки практические (знания, которые можно использовать для совершенствования человека и общества; этика, политика)
  • Науки продуктивные (знание нужно для формирования определенных навыков; риторика)

 

В период эллинизма (4-1 вв. до н.э.) представление об этике было следующим: этика – плод, который  воззревает на древе философии. Корни  этого древа – физика, а ветви  – логика.

Предмет этики – мораль и нравственность. Мораль(от лат. слова mores – нрав, нравы) – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которое человек проявляет себя как разумное, самосознательное, свободное существо. Мораль – определенная совокупность внешне заданных норм, оценок и требований, предъявляемых обществом к поведению индивида.

 

2. Этика в рыночной  экономике

      Этика в рыночной экономике – это система моральных норм взаимоотношений между участниками делового процесса.

В сфере современного предпринимательства  этические основы бизнеса связаны  с понятием корпоративной социальной ответственности как достижении экономического успеха путями, основанными  на этических нормах уважения к людям, обществу и окружающей среде (экологии).

Вести этичный бизнес выгодно. Опыт показывает, что именно те организации, которые  отличаются высоким уровнем  организации этических принципов  ведения бизнеса, обнаруживают большую  финансовую успешность и состоятельность.

       В традициях  российского предпринимательства  были широко развиты благотворительность  и меценатство. За счет купеческой  прибыли строились больницы, музеи,  приюты, школы, церкви. Причем содержание  этих заведений также осуществлялось  на купеческие деньги.

Современный этап в развитии российской деловой этики характеризуется  сложным поиском новых жизнеспособных форм, основанных на отечественных  традициях и опыте западной этики  бизнеса. Одним из приоритетных этических  направлений развития бизнеса сегодня  является формирование и управление деловой репутацией.

Законы рыночной экономики  не достаточны как единственная основа современного ведения бизнеса. В  качестве неоспоримого приоритета сегодня  для всех организаций должна выступить  моральная ответственность за свои действия и уважение к партнерам  и клиентам.Разделение благ, включая  ответственность за распределение  благ, настолько же необходимо в  обществе с рыночной экономикой, как  и внутри отдельно взятой маленькой  организации.

Рыночная система требует избавиться не только от стереотипов мышления, но и от стереотипов поведения.Сущность рыночной социально-экономической системы такова, что она, в сравнении с другими системами, более способнапорождать благоприятные условия для проявления инициативы,творчества, самостоятельности людей, открывать широкие возможности для свободы действий, увеличения демократических прав.Она способствует снятию у людей того часто неосознаваемого психологического напряжения, чувства дискомфорта, которое вызывается неудовлетворенностью своим трудом и нищенским материальным уровнем в условиях тоталитарных систем, массой запретов, сковывающих творческие возможности личности. В настоящее время требования к личности специалиста с высшим образованиемрезко изменились. В условиях рыночной системы ему придется рассчитывать на себя,свои возможности, способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, гибко и быстро решать поставленные жизнью проблемы.

3. Управленческая  этика

Управленческая этика  – это система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, ориентированных на качественное исполнение административно-хозяйственных  функций. Она включает в себя образцы  лучшего опыта нравственного  решения конкретных проблем бизнеса  и управления

Поведение руководителя и  его стиль управления – это  своеобразная «визитная карточка»  любой организации. Определенному  служебному положению должны соответствовать  как определенные правила поведения, так и принципы взаимоотношения  с сотрудниками, партнерами, руководством и подчиненными.

Типы власти в обществе сформировали четыре основных стиля  руководства:

- авторитарный стиль –  руководитель в принятии решений  всегда ориентируется на собственные  цели, критерии и интересы, практически  не советуется с трудовым коллективом,  ограничивается узким кругом  единомышленников.

- демократический стиль  – основан на сочетании принципа  единоначалия и общественного  самоуправления. Руководитель такого  типа обычно избирается на  собрании трудового коллектива  или собственников и должен  выражать интересы большинства.

-  либеральный стиль  – руководитель в принятии  решений ориентируется на цели  и интересы отдельных групп  трудового коллектива.

- смешанный стиль –  сочетание перечисленных выше  типов.

4. Этика деловых  отношений в разных культурах

Существующее понятие «зарубежная  этика поведения» при многих сходных  принципах обнаруживает черты внутреннего  различия, обусловленные национальными  традициями стран.

Американская этика бизнеса  характеризуется такими чертами, как  прагматизм, стремление к инновационной  деятельности, организационная дисциплинарность, перфекционизм, конструктивизм, узкая  профессиональная специализация кадров.

Европейская этика – это следование национальным традициям. При этом для  английской этики ведения бизнеса  характерны аналитический принцип, жесткость и строгость переговорных процессов, непререкаемость авторитета деловой репутации, социальный консерватизм, следование нормам не только делового, но и светского этикета.

Французская этика бизнеса следует  принципам целесообразности, переговорные процессы отличают демократизм, строгое  соблюдение деловой субординации, следование кодексу сословной части. Особое место в деловой культуре занимает французская кухня и связанный с ней застольный этикет.

Азиатская этика деловых отношений  актуализирует иные принципы, следуя собственным национальным традициям. Так, китайская этика бизнеса  соблюдает принцип информативности, переговорные отношения характеризуются  технократизмом и длительностью. Китайцы  основывали собственную технологию переговорных процессов. Важнейшим  этическим принципом ведения  бизнеса является также установление личных, неформальных контактов.

Для японской этики деловых отношений  характерен групповой коллективизм, преданность организации, пунктуальность, вежливость, терпение и сдержанность, стремление избежать конфликтов и готовность к компромиссу.

 

II. Методы и средства делового общения

5. Этика делового  общения в отраслях экономики

Этика делового общения –  это совокупность принципов, правил и норм поведения деловых людей  в разных социальных группах и  отраслях экономики. Этика делового общения формируется исторически  и связана с общественно-экономической  формацией, в рамках которой осуществляется воспроизводство людей и материальных благ.в современном гражданском  обществе этика делового общения  формируется под воздействием четырех  главных макроподстистем общества:

1. Государства с его  системой законов и механизмов  регулирования общественной жизни.

2. Экономических законов  и компонентов рыночной экономики.

3. Демократизации общества  и составных частей гражданского  общества.

4. Общественной морали  в виде принципов, норм и  правил поведения различных социальных  групп.

По основным отраслям экономики  выделяют следующие разновидности  этики: государственная, социальная, производственная, коммерческая, теневого бизнеса.

Выделяются следующие  характеристики (элементы) этики делового общения:

1 . Принципы поведения  людей.

2. Нормы взаимоотношения  людей.

3. Отношение граждан к  государству, его органам и  законам.

4. Отношение граждан к  старшим по возрасту, руководителям  и лицам противоположного пола.

5. Культура поведения  в обществе и организации межличностных  отношений.

6. Негативные явления  в этике деловых отношений.

 

6. Речевой этикет

Речевой этикет – это система устойчивых форм общения, принятых в соответствии с социальными ролями общающихся. Области употребления этикетных форм: приветствие, прощание, извинение, просьба, благодарность и т.п. Этикет – внешняя форма общения, но он связан с этикой, отражает нравственные нормы отношений между людьми. Системы этикетных речений изменчивы, они с высокой точностью отражают историческое время и социальные слои их уместного применения.

Этикет и такт делового человека проявляются на каждом шагу: во время мимолетного разговора  с подчиненным, коллегой, на производственном совещании и т. п. К сожалению, иногда должностные лица злоупотребляют формой обращения на "ты". В  форме обращения на "ты" проявляется  пренебрежение к подчиненному.

Этикет служебных, деловых  отношений требует строгого соблюдения речевых норм как в межличностном  общении, так и во время деловых  бесед, совещаний. Когда вы разговариваете с людьми (или с одним человеком), ведите беседу так, чтобы вам никто  не мешал. Все дела, за исключением  экстренных, внезапных, могут подождать.

Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при  переговорах правил поведения страны - партнера по бизнесу. Правила общения  людей связаны с образом и  стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат  многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или  иного народа

 

7. Деловые совещания

Деловое совещание - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива). В этом виде общения сочетаются различные жанры: ораторский монолог (вступительное и заключительное слово ведущего, выступления участников, доклад), беседа (обмен информацией, выдвижение и обсуждение идей при “мозговой атаке”), дискуссия.

Эффективность собрания во многом зависит от таланта организатора - от его речевого мастерства и управленческих способностей. Нередко собрания проводит сам руководитель.

Выделяют следующие основные задачиделовых совещаний:

1) Выяснить, проанализировать  состояние дела (как выполняется  намеченное, что происходит в  коллективе...); обменяться информацией  по обсуждаемому вопросу, скоординировать  усилия и сделать организационные  выводы. Этим задачам соответствует  информационный тип собрания.

2) Проинформировать коллектив  о поисках в решении проблем,  о новом опыте и возможностях  его внедрения, убедить сотрудников  в правильности проводимой хозяйственной  политики. Для решения этих задач  предназначено разъяснительное  собрание, или собрание - инструктаж.

3) Найти коллективное  решение проблемы, продуцировать,  собрать идеи. Это тип собрания - проблемное, или “мозговая атака”.

4) Отобрать и принять  конструктивные решения. Это задача  собрания принимающего решения. 

5) Дать участникам необходимые  знания, повысить их квалификацию. Этот тип называется конференция,  или учебное собрание.

Если руководитель заинтересован  в постоянных контактах с коллективом, он организует регулярные совещания. По частоте проведения собрания могут  быть также разовыми и периодическими.

Информация о работе Этика деловых отношений