Этика государственной и муниципальной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Раздел 1. «Традиции становления административной этики в России»
А.Назовите основные моменты критики рациональной модели бюрократии, в чем проявляются недостатки рациональной модели бюрократии в российской практике государственного и муниципального управления, проиллюстрируйте свой ответ.

Одним из первых сформулировал принципы рациональной бюрократии немецкий экономист Макс Вебер. Пять его основных принципов предусматривали:
Четкое разделение уровней управления, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов.

Вложенные файлы: 1 файл

1_Etika_gos_i_mun_suzhby.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, нам нужны специальное антибюрократическое законодательство, правовая защита человека от всех возможных форм бюрократизма, разработка и принятие нормативных актов о непременной компенсации за нанесенный материальный и моральный ущерб.

Анализ законодательного материала свидетельствует о необходимости детальной регламентации вопросов ответственности за бюрократизм. Целесообразно в данном случае было бы принятие парламентом страны закона о борьбе с бюрократизмом, предусматривающим меры уголовной ответственности за проявление злостного бюрократизма, выразившегося в бездушном отношении к нуждам и запросам граждан, нарушении их законных интересов, равно как и экономических интересов страны. В качестве дополнительного наказания должно быть предусмотрено отстранение от занимаемой должности с запрещением восстанавливаться в течение определенного срока времени. Существующая практика Верховного Суда РФ исходит из того, что проявление бюрократизма при отягчающих обстоятельствах следует квалифицировать как халатность или злоупотребление служебным положением. В законе о борьбе с бюрократизмом необходимо более четко урегулировать и вопросы дисциплинарной ответственности как разновидности ответственности. К сожалению, случаи привлечения к ответственности за бюрократическое отношение к своим обязанностям единичны.

 

Вместе с тем целесообразно было бы и создание из числа депутатов Государственной Думы специальной комиссии по искоренению бюрократизма, члены которой занимались бы вопросами преодоления бюрократических препон в различных сферах жизнедеятельности общества.

Повышение эффективности работы аппарата может быть достигнуто за счет повседневного внедрения научной организации, механизации и автоматизации управленческого труда, создания в коллективах атмосферы, где все борются за "высшее качество". При этом выделим три направления. Первое - применение вычислительной техники и автоматизированных систем управления. Второе - использование средств оргтехники для сбора, обработки, составления, копирования, размножения, хранения, поиска и пересылки документов. Третье - создание служб психологического сопровождения управления. Наибольший эффект достигается при сочетании этих направлений.

Часто многие исследователи рассматривают чиновничество как главный тормоз реформы государственного управления, выводя его за скобки реформы. И в этом заключается одна из ошибок совершенствования системы государственного управления. Еще никому в мире не удавалось реформировать государственную службу в конфликте с бюрократией. Не идеализируя российского чиновника, следует иметь в виду, что значительная негосударственных служащих беззаветного служения, само, в свою очередь, не дает им необходимых гарантий социальной защищенности, соответствующей оплаты труда и даже положения в правовом пространстве. Болезненно они воспринимают и потерю многих профессионально - этических норм, уровня упорядоченности и организованности работы, положения в обществе. Тем не менее часть государственных служащих предпринимает усилия, чтобы овладеть новыми приемами и формами работы, соответствующими духу реформы.

В целом для борьбы с коррупцией и бюрократизмом, принявших повсеместный масштабный характер, необходимо не только изучать, исследовать их объективные и субъективные корни, проводить критику фактов бюрократического отношения к человеку (которая всегда встречает активное противодействие как со стороны отдельного критикуемого, так и со сторону всего аппарата), а необходима целенаправленная, последовательная политика всего государства. При чем не очередной компании, как это не раз случалось в нашей истории, а именно политика, возведенная в ранг государства.

Также, стоит отметить, что, похоже, Правительство РФ во главе с Президентом , очевидно осознали масштабы этой всепоглощающей раковой болезни на теле государства, и начинают проводить осмысленные шаги в направлении борьбы с коррупцией и бюрократией. Это и создание при правительстве антикоррупционного комитета, и широко освещаемая в печати борьба с «оборотнями в погонах», и наметившаяся тенденция по передаче функций от госвласти в частные организации (например, передача полномочий ГИБДД по техосмотру, в руки частных компаний).

Но хотелось бы, чтобы был издан федеральный нормативный правовой акт, в котором были бы четко обозначены не только все реальные шаги по преодолению бюрократизма в нашей стране, раскрыт механизм их осуществления, но и предусмотрены конкретные санкции против любого чиновника, не взирая на его должность в государственном аппарате.

Бюрократизм как болезнь проще предотвратить, чем лечить, предлагая всевозможные пути преодоления. Большинство исследователей придерживаются мнения, что искоренить бюрократизм и его проявления невозможно, речь идет лишь о минимизации негативных последствий. Поэтому одним из путей именно преодоления бюрократизма может стать социологическое исследование предпосылок формирования этого негативного явления.

Итак, бюрократизм многолик, изменчив, он всегда стремится приспособиться к новым условиям и зачастую небезуспешно. Поэтому готовых рецептов борьбы против него, универсальных на все случаи жизни, нет. Преодоление бюрократизма требует постоянного критического анализа происходящего и всемерного совершенствования системы управления. Своевременная нейтрализация бюрократических поползновений руководителей любого уровня и любой сферы управления является залогом пробуждения инициативы и самодеятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

Б. Черты каких моделей профессиональной культуры чиновника присущи современной российской системе государственного и муниципального управления: обоснуйте свой ответ.

 

 

Традиционно в муниципальной службе выделяют две идеальных модели профессиональной культуры: бюрократическую и «государственного менеджмента».

 

Было установлено, что для подавляющего большинства муниципальных служащих (55%) характерны патримониальные ожидания, именно они являются доминирующими в муниципальной службе. Этот факт дает частичные объяснения ряду негативных норм, которые были выявлены в ходе исследования, в профессиональной культуре муниципальных служащих, например, таких как ориентирование на руководителя и его интересы или фаворитизм при назначении и продвижении.

Ожидания в русле бюрократической модели характерны для 26% респондентов. И только ожидания 19% опрошенных служащих могут быть признаны как соответствующие менеджерской модели. Можно сказать, что тенденция к переходу на менеджерский тип управления только наметилась у муниципальных служащих, и в настоящее время роль ожиданий, характерных для менеджерской модели, незначительна. Но при этом, следует отметить, что ожидания служащих г. Екатеринбурга и области отличаются весьма ощутимо.

В г. Екатеринбурге у муниципальных служащих доминирующая профессиональная культура не столь ярко выражена. У областных муниципалов явно доминирует патримониальная модель профессиональной культуры, о чем свидетельствует несменяемость (либо очень редкая сменяемость) руководителей на своих постах, ориентация служащих на выполнение воли своего патрона и преобладающие в связи с этим личные, а не деловые отношения между руководителем и подчиненными.

Если проследить изменение модели профессиональной культуры служащих в динамике, то, воспользовавшись результатами исследований, проводившихся в 2002-2003 годах [3], можно констатировать, что у муниципальных служащих происходит некоторое ослабление проявлений рационально-бюрократической модели и усиление патримониальной модели.

 

[3.Попов В.Г. Формирование социальной  компетентности муниципальных служащих  в современной России: социологический анализ / В.Г. Попов, А.Л. Чертенко.–Екатеринбург: УрАГС, 2006. –176 с]

 

 

 

Изменения же, характерные для менеджерской модели происходят очень медленно.

Патримониальные ожидания доминируют у всех возрастных групп. Но все-таки, чем моложе служащий, тем более предпочтительными для него является менеджерские ожидания. И, напротив, чем он старше, тем в большей мере (на втором месте после патримониальных ожиданий) начинают доминировать рационально-бюрократические ожидания. Но эти ожидания лишь отчасти характеризуют модель профессиональной культуры муниципальных служащих. Ее будут также обуславливать установки (через формальные и неформальные нормы и ценности), которыми руководствуются служащие в работе. Для выявления этих установок мы спросили у служащих:

«Чем Вы руководствуетесь при выполнении обязанностей?». Данный вопрос имел полузакрытый характер, служащим предлагалось выбрать или предложить свой вариант ответов.

В варианты предлагаемых ответов были заложены характеристики разных моделей профессиональной культуры. Среди предложенных вариантов ответов к менеджерской модели можно отнести: «личную ответственность за порученное дело» и «приоритет интересов общества», к рационально-бюрократической –«руководство преимущественно должностной инструкцией в работе», а к патримониальной –«руководство в работе преимущественно указаниями начальства» и «стремлением угодить руководству». В ходе анализа данных было выявлено ряд противоречий в ответах респондентов. Так, у чиновников с патримониальной установкой поведение должно соответственно определять и патримониальные ожидания от руководителя, но это не всегда верно.

Итак, в ходе исследования было выявлено, что в целом в каждой группе служащих (по модели профессиональной культуры) в значительной мере присутствуют или даже доминируют несвойственные ей ожидания. В чистом виде не одна из моделей профессиональной культуры сегодня не представлена.

Эти данные подтверждают, что в муниципальной службе происходит смена модели профессиональной культуры, в результате чего формальные и неформальные нормы, а также ценности нередко противоречат друг другу. Как следствие модель профессиональной культуры муниципальных служащих в современной России можно охарактеризовать как эклектичную. Именно для эклектичной модели характерно сочетание в себе не только различных, но даже противоречащих друг другу элементов.

 

 

Модели государственной службы, которые были взяты за основу современного этапа реформы государственной службы РФ

На каждом из трех начальных этапов реформирования государственной службы выдвигались свои, специфические теоретические вопросы. В свою очередь, ответы на эти вопросы влияли на содержание практических мероприятий по реформированию. Опишем в табличном виде, какие основные теоретические проблемы ставились на начальных этапах реформирования государственной службы России, какие теоретические модели (Веберовская модель «рациональной бюрократии», или модель «нового публичного менеджмента») брались за основу решения этих проблем, и наконец, какие основные практические действия в связи с этим выбором предпринимались.

 

Этап реформирования

Основные теоретические проблемы

Решения / в рамках каких теорий они давались

Какие практические мероприятия осуществлялись на основе этих ответов

1992-1995 гг.

Нужна ли в России профессиональная государственная служба?

Да / Модель «рациональной бюрократии»

Создание Роскадров; создание сети образовательных учреждений, отвечающих за  профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих; подготовка  Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» (1995)

1997-1998 гг.

Какая профессиональная государственная служба нужна для России – корпоративная (закрытая), либо открытая?

Открытая / Модель «Нового менеджмента»

Разработка проекта Концепции реформы государственного управления (1997);

подготовка проекта «Кодекса РФ о государственной гражданской службе» (1998);

Осень 1999-весна 2000 гг.

Как организовать реформирование государственной службы, какие сценарии и механизмы являются оптимальными?

Использование в механизмах и методиках одновременно элементов модели «рациональной бюрократии» и элементов модели NPM

Разработка Концепции модернизации государственной службы (1999-2000)

 


 

Видно, что выбор между двумя указанными теоретическими моделями государственной службы, либо их синтез в некоей гипотетической «третьей модели», к началу рассматриваемого современного периода реформирования не был совершен. До 2000-го года имелись колебания как в ту, так и в другую сторону. Забегая вперед, выскажем утверждение, что такой выбор не сделан до сих пор, хотя возникают иные подходы, выходящие за пределы обеих моделей.

 

 

 

 

 

Задание 2.1.  Провести сравнительный анализ кодексов поведения государственных служащих, заполнив следующую таблицу:

Параметры сравнения студент определяет самостоятельно (по примеру двух первых, указанных в таблице)

Параметры сравнения

Российская Федерация

Республика Молдова

Кодексы поведения государственных служащих

1.запреты (степень их конкретизации в кодексе)

   

2. принцип лояльности

   

3.

   

4.

   

Организационные формы реализации этических норм в органах государственной власти

1. комиссии по этике

   

2.

   

3.

   

4.

   
     

Цель кодекса:

установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих

определение норм поведения на государственной службе и информирование граждан о надлежащем поведении государственного служащего для оказания качественных публичных услуг, обеспечение эффективного управления при реализации общественных интересов, содействие предупреждению и искоренению коррупции в области публичного управления, создание атмосферы доверия граждан к органам публичной власти

 

призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей

регламентирует поведение государственного служащего при исполнении государственной должности.

 

кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля

 

Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса

является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения

 
     

Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

Основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе

При исполнении государственной должности государственный служащий руководствуется следующими принципами:

a) законности;

b) беспристрастности;

c) независимости;

d) профессионализма;

e) лояльности.

Государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны

исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления

Государственный служащий должен выполнять свои служебные обязанности ответственно, компетентно, эффективно, четко и добросовестно.

 

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов и органов местного самоуправления, так и государственных (муниципальных) служащих

Государственный служащий обязан добросовестно служить органу публичной власти, в котором работает, а также законным интересам граждан.

 

осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления

 
 

не оказывать предпочтения, каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций

 
 

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей

Государственный служащий не должен, пользуясь своим служебным положением, влиять на физических или юридических лиц, в том числе других государственных служащих, понуждая их к противоправному поведению

 

уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному (муниципальному) служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

 
 

соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы

Государственный служащий ответствен за выполнение своих служебных обязанностей перед своим непосредственным руководителем, вышестоящим руководителем и органом публичной власти

 

соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений

Государственный служащий обязан принимать решения и действовать беспристрастно, без какой бы то ни было дискриминации и справедливо, не оказывая предпочтения в зависимости от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения каким бы то ни было лицам или группам.

 

соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения

Поведение государственного служащего должно основываться на уважении, добросовестности, корректности и вежливости в отношениях с просителями, а также с руководителями, коллегами и подчиненными.

 

проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами

Государственный служащий обязан воздерживаться от любых действий и поступков, могущих нанести ущерб образу, репутации или законным интересам органа публичной власти.

 

проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию

 
 

воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления

Государственный служащий ответствен за выполнение своих служебных обязанностей перед своим непосредственным руководителем, вышестоящим руководителем и органом публичной власти.  

Государственный служащий обязан воздерживаться от любых действий и поступков, могущих нанести ущерб образу, репутации или законным интересам органа публичной власти.

 

принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов

Государственный служащий обязан избегать конфликта интересов.

Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на государственную службу, должен быть урегулирован до назначения его на должность.

Порядок декларирования и разрешения конфликтов интересов регулируется законодательством о конфликте интересов.

 

не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера

 
 

воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного (муниципального) служащего

 
 

соблюдать установленные в государственном органе или органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации

 
 

уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа или органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке

Общение со средствами массовой информации от лица органа публичной власти осуществляется только государственным служащим, наделенным таким правом

 

воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота

Поведение государственного служащего, представляющего орган публичной власти в международных организациях, учебных заведениях, на конференциях, семинарах и других мероприятиях, не должно наносить ущерб образу страны и репутации органа публичной власти, которые он представляет.

 

постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности

Государственный служащий должен в соответствии со своими обязанностями обеспечивать эффективное использование общественных денег согласно назначению.

 

Государственные (муниципальные) служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

При выполнении возложенных на него обязанностей государственный служащий должен соблюдать Конституцию Республики Молдова, действующее законодательство и международные договоры, стороной которых является Республика Молдова.

 

Государственные (муниципальные) служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам

 
 

Государственные (муниципальные) служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 
 

Государственные (муниципальные) служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный (муниципальный) служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей

Государственный служащий обязан избегать конфликта интересов.

Любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на государственную службу, должен быть урегулирован до назначения его на должность.

Порядок декларирования и разрешения конфликтов интересов регулируется законодательством о конфликте интересов.

 

Государственный (муниципальный) служащий обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации

 
 

Государственный (муниципальный) служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного (муниципального) служащего.

Государственный служащий, считающий, что от него требуют или его вынуждают действовать незаконно или в нарушение норм поведения, должен сообщить об этом руководителям.

Подарки и вознаграждения:

Государственному (муниципальному) служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным (муниципальным) служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным (муниципальным) служащим по акту в государственный орган или орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

(1) Государственному служащему  запрещается испрашивать или принимать подарки, услуги, льготы, предложения или любые другие выгоды, предназначенные для него лично или для его семьи.

(2) Запрет, определенный частью (1), не применяется в отношении символических подарков, подарков, полученных в соответствии с нормами вежливости или в рамках протокольных мероприятий, стоимость которых не превышает установленных Правительством пределов.

(3) Подарки, стоимость которых  превышает установленные пределы, передаются в распоряжение соответствующего органа публичной власти и записываются в ведущийся каждым органом публичной власти специальный журнал, информация которого является открытой. В случае, если государственный служащий оплачивает стоимость полученной в качестве подарка вещи, он может сохранить подарок с указанием этого факта в журнале под роспись.

(4) Порядок оценки, учета, хранения, использования и выкупа подарков регулируется Правительством.

(5) Если государственному служащему предлагается подарок, услуга, льгота, предложение или любая другая непричитающаяся выгода, то с целью обеспечения своей защиты он обязан принять следующие меры:

a) отказаться от непричитающейся выгоды; для ее использования в дальнейшем в качестве доказательства принимать ее нет необходимости;

b) постараться иметь  свидетелей, в том числе коллег по службе;

с) описать как можно более подробно эти действия в специальном журнале;

d) немедленно доложить о такой попытке компетентным органам;

е) продолжить работу надлежащим образом, в особенности ту, в связи с которой была предложена непричитающаяся выгода.

 

Государственный (муниципальный) служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе или органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на него обязанностями и согласно законодательству о доступе к информации государственный служащий должен:

a) обеспечивать активное, правильное и своевременное информирование граждан по вопросам, представляющим общественный интерес;

b) обеспечивать свободный доступ к информации;

c) соблюдать предусмотренные законом сроки предоставления информации.

 

Государственный (муниципальный) служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Государственный служащий обязан соблюдать предусмотренные законом ограничения в отношении доступа к информации в целях защиты конфиденциальной информации, частной жизни лица и национальной безопасности, а также обеспечивать защиту находящейся в его распоряжении информации от несанкционированного доступа, изменения или уничтожения.

Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим

должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата

Государственный служащий, занимающий руководящую должность, обязан проводить в жизнь нормы поведения и обеспечивать соблюдение их подчиненными государственными служащими

Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим, призван

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных (муниципальных) служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений

a) обеспечивать равенство возможностей и отношения в том, что касается осуществления карьеры подчиненными государственными служащими;

b) изучать критерии оценки  профессиональной компетентности подчиненных и объективно применять их в случае, когда предлагает или утверждает повышение, перевод, назначение или освобождение от должности либо меры материального или морального поощрения, исключая любые формы фаворитизма или дискриминации;

c) избегать связанных  с дискриминацией, родством и свойством и иных критериев, не соответствующих нормам поведения, предусмотренным Кодексом, при допущении к государственной должности или дальнейшем продвижении

Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим

должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные (муниципальные) служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

обеспечивать применение защитных мер, установленных законом в отношении государственного служащего, который добросовестно сообщает о совершении актов коррупции и актов, смежных с коррупцией, фактов коррупционного поведения, о несоблюдении правил декларирования доходов и имущества и нарушении законных обязательств о конфликте интересов.

Государственный (муниципальный) служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным (муниципальным) служащим

несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

принимать необходимые меры для предупреждения коррупции среди подчиненных государственных служащих, а также нести ответственность за промахи, являющиеся следствием ненадлежащего осуществления указанных мер;

Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих

 

В служебном поведении государственному (муниципальному) служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени

 
 

В служебном поведении государственный (муниципальный) служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

При исполнении государственной должности государственному служащему запрещается:

a) участвовать в сборе  фондов для деятельности политических  партий и других общественно-политических организаций;

b) использовать административные ресурсы для поддержки конкурентов на выборах;

c) выставлять в помещениях органов публичной власти символы или предметы, содержащие эмблемы или названия политических партий или их кандидатов;

d) вести пропаганду в  пользу какой бы то ни было  партии;

e) создавать или содействовать созданию подразделений политических партий в рамках органов публичной власти.

 

Государственные (муниципальные) служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные (муниципальные) служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

 
 

Внешний вид государственного (муниципального) служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

 

Ответственность за нарушение положений Типового кодекса

 

Нарушение государственным (муниципальным) служащим положений Типового кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Типового кодекса влечет применение к государственному (муниципальному) служащему мер юридической ответственности.

Нарушение кодекса является, по обстоятельствам, дисциплинарным проступком, правонарушением или преступлением, к которым применяются соответственно положения законодательства о государственной должности и статусе государственного служащего, Кодекса о правонарушениях или Уголовного кодекса.

 

Ответственность за нарушение положений настоящего закона

(1) Нарушение положений настоящего закона, за исключением части (1) статьи 11 и статьи 12, является дисциплинарным проступком, к которому применяются положения законодательства о государственной должности и статусе государственного служащего.

(2) Нарушение положений части (1) статьи 11 настоящего закона наказывается в соответствии с положениями Кодекса о правонарушениях или Уголовного кодекса.

(3) Нарушение положений статьи 12 настоящего закона наказывается в соответствии со статьей 251 Закона о конфликте интересов

 

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий

Нормы поведения, предусмотренные Кодексом, обязательны для всех государственных служащих.

Защитные меры

   

Государственный служащий, который добросовестно сообщает о совершении актов коррупции и актов, смежных с коррупцией, фактов коррупционного поведения, о несоблюдении правил декларирования доходов и имущества и нарушении законных обязательств о конфликте интересов, пользуется следующими мерами защиты, применяемыми по отдельности или совокупно:

а) презумпция добросовестности, пока не доказано обратное;

b) конфиденциальность персональных данных;

c) перевод в соответствии с Законом о государственной должности и статусе государственного служащего № 158-XVI от 4 июля 2008 года.

   

Государственный служащий не может быть наказан в дисциплинарном порядке за добросовестное сообщение, предусмотренное в части (1).

   

За неприменение защитной меры, предусмотренной пунктом с) части (1), а также несоблюдение положений части (2) ответственность несут вышестоящий руководитель, специализированная структура, руководитель органа публичной власти или публичного учреждения, руководитель органа, уполномоченного проверять достоверность сведений, представленных в декларациях о личных интересах.

Информация о работе Этика государственной и муниципальной службы