Этика в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:22, доклад

Краткое описание

Известно, что основы олимпийской этики и способы ее соблюдения (сегодня это направление официально именуется принципами “Fair play”) разрабатывались фундатором современного олимпизма, великим ученым и педагогом, філософом и благородным утопистом бароном Пьером де Кубертеном. Оно нашло отражение в многочисленных его трудах, в частности — в научном обосновании спеціального предмета “Спортивная педагогика” (в 1934 г. вышло трете издание его книги с таким же названием) и в первом вари анте Олимпийской Хартии. С тех пор прошло уже более ста лет, однако идея соблюдения нравственности в спорте, заложенная в концепции олимпизма, и сегодня, как отмечается в современной редакции Хартии, по праву принадлежит барону Пьеру де Кубертену. “

Содержание

Вступление…………………………………………………………………. 3
Историческое зарождение этики в спорте………………………………..5
Понятие спортивной этики……………………………………………….. 7
Содержание общих принципов спортивной этики в условиях
профессионализма………………………………………………………… 10
Выводы……………………………………………………………………... 13
Список литературы………………………………………………………… 14

Вложенные файлы: 1 файл

ЭТИКА В СПОРТЕ на печать.docx

— 43.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ 
СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

на тему

 

 «Этика в спорте»

 

 

 

 

Подготовила                                 студентка ФЭМ, группа М-91

                               Безноева Елена Вадимовна

                                               

Проверила                                    Опара Тамара Владимировна

 

 

 

 

 

СУМЫ 2013

Содержание

Вступление…………………………………………………………………. 3

  1. Историческое зарождение этики в спорте………………………………..5
  2. Понятие спортивной этики……………………………………………….. 7
  3. Содержание общих принципов спортивной этики в условиях

профессионализма………………………………………………………… 10

Выводы……………………………………………………………………... 13

Список литературы………………………………………………………… 14

 

Вступление

Этика как практическое направление философии пришла к нам от древнегреческого ученого и философа Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). Именно ему принадлежит первенство и в обосновании ее теории. Само слово “этика” имеет греческие корни: ethika от ethos — обычай, нрав, характер. Это философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность.

Подобный смысл содержится в английском выражении “Fair play”, которое толкуется, с одной стороны, как справедливость и честность, с другой — удовольствие и красота, т.е. справедливая и честная игра. Появилось оно в

1593 г. одновременно с состязаниями городского простонародья. Предшествовали “Fair play” термины: “Foul play” (1467 г.) и рыцарское “Fairness” — кодекс честного подинка. Определенный вклад в сегодняшнее понимание идеи честной игры внесла практика конкурентной борьбы, на которой базировалось воспитание молодежи в частных образовательных заведениях Англии в XIX в. Принципы “Fair play”, по мнению Вилли Дауме , согласуются с конфуцианством, в основе которого заложена нравственность человеческого бытия.

Известно, что основы олимпийской этики и способы ее соблюдения (сегодня это направление официально именуется принципами “Fair play”) разрабатывались фундатором современного олимпизма, великим ученым и педагогом, філософом и благородным утопистом бароном Пьером де Кубертеном. Оно нашло отражение в многочисленных его трудах, в частности — в научном обосновании спеціального предмета “Спортивная педагогика” (в 1934 г. вышло трете издание его книги с таким же названием) и в первом вари анте Олимпийской Хартии. С тех пор прошло уже более ста лет, однако идея соблюдения нравственности в спорте, заложенная в концепции олимпизма, и сегодня, как отмечается в современной редакции Хартии, по праву принадлежит барону Пьеру де Кубертену. “Fair play” в современном олимпийском движении имеет логическую связь с историей состязаний древних греков и дошедшими до нас из глубины веков принципами их поведения — “Кодексом чести олимпийцев”.

 

Историческое  зарождение этики в спорте

Бурная история XX — начала XXI в. полна трагедий и величайших достижений. Мы являемся свидетелями социальных катаклизмов и военных, хотя и локальных, противостояний. Силовое свержение диктаторских режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке не устранили многочисленных проблем современного человечества. Кроме того, с необычайной жестокостью проявилась проблема терроризма, в том числе и против детей, как, например, трагедия в Беслане, в которой все отчетливее проявляются международные контуры. В этой связи история современного олимпийского спорта, как лакмусовая бумага, реагирует на происходящее яркими событиями — падениями и взлетами.

Кубертеновская идеализация воспитательной роли олимпизма не смогла стать препятствием к проведению Берлинской Олимпиады 1936 г., Московской 1980 г. или несправедливому отказу Афинам в организации юбилейных Игр 1996 г., на которые они имели полное моральное право. Можно также вспомнить практику жесточайшей борьбы МОК против коммерциализации Олимпийских игр и за чистоту любительства на протяжении многих десятилетий.

Накануне проведения первой Олимпиады современности Олимпийская Хартия провозгласила на весь мир, что Олимпийские игры — это соревнования спортсменов, а не их стран. Однако эта античная традиция почти сразу была нарушена. В отличие от древнегреческих, на современных Олимпийских играх в честь чемпіона поднимается флаг страны, которую он представляет. Исполняется государственный гимн, а вместо оливковой ветви победителям вручаються медали. Несмотря на то что спортсмены более половины стран—участниц Олимпийских игр не были удостоены ни одной медали, завоевать хотя бы одну стремятся многие. Неудержимая гонка за максимальным результатом, что является главной целью олимпийского спорта, а также значительные материальные стимулы для его участников нередко толкают спортсменов и лиц, которые их окружают, на неэтичные поступки, что ставит под сомнение реальность соблюдения принципов “Fair play”. Это тем более очевидно, когда цель “достижения высшего спортивного результата становится жизнеопределяющей, тога в соответствии с теорией Дарвина применение принципа результативности препятствует этически ответственным спортивным поступкам. Принцип абсолютности результата конфронтирует с принципом этичности”. Направленность к рекордам провоцирует игру на грани фола (например, желание использовать запрещенный регламентом прием), стремление победить любой ценой порождает жульничество. Швейцарский философ Жанна Херш по этому поводу пишет: “Жульничество — вот что убивает спорт”.

Следует заметить, что противоречие между идеей участия в состязаниях и стремлением к рекордам обнаруживается и в высказываниях самого Кубертена. На вопрос, каково его отношение к рекордам, он ответил, что рекорд — это “сгусток мышечного совершенства. Торжество воли. В спорте без рекорда высшего достижения обойтись нельзя. Выставьте его за дверь, он войдет в окно” . Однако, как считал Кубертен, основной целью олимпизма является постановка спорта на службу человеку для того, чтобы заставить мир уважать человеческое достоинство.

 

Понятие спортивной этики

 

Этика — учение о нравственности, о поведении человека в обществе, наука о взаимоотношениях людей. Нравственные принципы поведения не устанавливаются кем-либо, а вырабатываются в процессе повседневною общения  людей между собой, в результате из жизненного опыта. Развитие советской  физической культуры и спорта за годы Советской власти привело к созданию этики советского спортсмена. Спортивная этика изучает особенности спортивной морали, выясняет, как правила общественного  поведения реализуются в сфере  спортивной деятельности, изучает нравственные взаимоотношения спортсменов, которые  проявляются в спортивном поединке и во время подготовки к нему. Спортивная этика включает такие  понятия, как патриотизм, долг и ответственность, дружба и коллективизм, честь и  достоинство, справедливость и культура поведения.

Как и каждый гражданин  нашей страны, советский спортсмен  имеет моральные обязанности  перед обществом. Добросовестным самоотверженным  трудом, спортивными достижениями приумножает  могущество и авторитет социалистического  Отечества. Он патриот своей социалистической Родины, защищает честь ее флага  на международных соревнованиях.

Ярко проявился патриотизм советских спортсменов в годы Великой Отечественной войны.

В первые дни войны на собраниях профессоров, преподавателей и студентов Московского, Ленинградского институтов физической культуры и других физкультурных учебных заведений  страны, на собраниях спортивных обществ  принимались единогласные решения  — «Все на фронт!»

Отважными рейдами в тыл  врага прославили себя истребительные батальоны, составленные из спортсменов. Боевые подвиги боксеров Н. Королева, Е. Короткова, Л. Темуряна и Н. Штейна, пловцов Л. Мешкова и Т. Рябцевой, лыжницы Л. Кулаковой, конькобежца А. Канчинского и многих других спортсменов широко известны в нашей стране.

Этику по-разному понимают в социалистическом и буржуазном обществе. Разные у нас и в капиталистических  странах принципы поведения тренеров и спортсменов, разное отношение  к спорту. Вот так, например, говорит  о патриотизме спортсмена бывший тренер сборной футбольной команды  Голландии Р. Михельс: «Футболист—это наемный рабочий, которому хорошо платят за то, чтобы он хорошо выполнял требуемое. Привязанность к клубу? Да этого просто не существует». Трагичны судьбы многих чемпионов в капиталистических странах. Победителем IX Олимпийских игр в марафонском беге стал француз Э. Куафи, по национальности алжирец. Завоеванная им медаль была единственной золотой медалью, полученной Францией. В течение месяца после победы Э. Куафи был национальным героем страны, а затем о нем забыли, за цвет кожи уволили с завода, заставили голодать, наносили обиды. За попытку отстоять свое человеческое достоинство, доказать, что несмотря на цвет кожи все люди равны, Э. Куафи был зверски убит фашистскими молодчиками.

Цели спорта, нравственные принципы поведения спортсмена в  социалистическом и буржуазном обществе кардинально противоположны. В капиталистических  странах спорт стал бизнесом, прибыльным зрелищем. Спортсмена можно купить и продать, можно заставить умышленно  проигрывать. Известны случаи, когда  после боя на ринге умирали  боксеры-профессионалы.

Спорт в социалистическом обществе глубоко гуманен. Он помогает человеку познать свои силы, воспитать  в себе упорство, мужество. Социалистическая этика предъявляет и особые требования к поведению спортсменов. Дружба и товарищество—закон в отношениях между советскими спортсменами. Вот  один из примеров. В полуфинале первенства Советского Союза по боксу у мастера  спорта Горгаслидзе оказалась рассеченной бровь. С большим трудом добился Горгаслидзе разрешения врачей участвовать в финале. Его соперником был сильный темпераментный боксер Ксено-фонтов. Обычно Ксенофонтов начинал атаки быстрыми, резкими ударами в корпус и заканчивал их тяжелыми ударами в голову. Но в этом бою Ксенофонтов по-прежнему часто переходил в атаки, но не наносил ударов в голову сопернику. Зрители недоумевали и только во втором раунде поняли причину «нерешительности» боксера. Стоя аплодировали они благородству спортсмена и, хотя Ксенофонтов бой проиграл, героем дня был он. «Собственными руками отдал победу!?»,— удивлялись буржуазные спортсмены и журналисты, присутствовавшие на соревнованиях.

Спортивная этика включает и умение вести себя — признак  внутренней организованности, собранности, дисциплинированности, культуры. Советский  спортсмен никогда, даже если ему  кажется, что судья не прав, не вступает с ним в спор при оценке ситуации, помня, что лишь капитан имеет  право обращаться к судье. Законы советского спорта не позволяют отказаться от выступления, тянуть время, сойти  с дистанции, прекратить игру раньше времени, даже если спортсмен знает, что все равно проиграл.

После проигрыша особенно важно уметь владеть собой. С  достоинством, отдавая должное мастерству соперника, поздравить с победой. Вообще отношение к сопернику — показатель подлинной воспитанности спортсмена. Нужно обладать выдержкой, чтобы  не выразить досады от неудовлетворенности  партнером, соперником.

Юные спортсмены должны соблюдать  правила спортивной этики во время  уроков физической культуры, сдачи  норм ГТО, спортивных тренировок. По просьбе  или 

требованию догнавшего соперника  немедленно уступить лыжню, а обогнав  идущего впереди, не замедлять ход, мешая ему идти. На стадионе не разгуливают  по первой дорожке, вдоль бровки, так  как это может помешать бегущим  спортсменам. Юный спортсмен много  и настойчиво работает над собой, овладевая знаниями, расширяя свой кругозор, приобретая спортивные умения и навыки, улучшая свои результаты.

 

Содержание общих  принципов спортивной этики в  условиях профессионализма

 

Профессионализация спорта в последнюю четверть ХХ века приобрела  почти всеобщий характер и стала  нами, совсем недавно весьма критически к ней относившимися, рассматриваться  едва ли не как естественный процесс  его развития. Однако я, как и прежде, полагаю, что профессиональный спорт, вполне имеющий право на самостоятельное  существова ние, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы профессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы.

В ключе этого тезиса речь идет, следовательно, не об этике спортивных отношений вообще, что само по себе не менее актуально и в области  чего столь много сделано существенных и глубоких разработок на основе принципов  Фэйр Плэй, а именно о профессиональной спортивной этике.

Под профессиональной этикой я разумею систему принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере определенного  вида профессиональной деятельности. Что же касается самой этой сферы, то, по моему мнению, она определяется в первую очередь включением в  нее субъекта на основе трудового  законодательства (контракт, найм или другие формы договоренности, даже принуждения). Конечно же, важнейшую роль при этом играет и профессио нальная подготовка (образование, квалификация, опыт и т.п.), но это обязательные (хотя и не всегда) условия для вступления в профессиональную деятельность.

Особенную трудность вызывает различение высших ценностей в системах общественной морали и профессиональной этики. В первой высшими нравственными  ценностями являются человек и все, что направлено на развитие и совершенствование  человека и человеческих отношений, независимо от того, кто какое место  занимает в обществе, независимо от рода занятий и валидности участников отношений. Здесь главное - достоинство человека как такового. В профессиональной же этике высшей ценностью выступает лишь то, что ведет к профессиональному успеху, к получению высшего результата в этой сфере деятельности. Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности).

Информация о работе Этика в спорте