Этика в системе знаний. Современные тенденции в развитии этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:
наука нормативная;
учение о нравственности;
система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
«социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Этика в системе знаний. Современные тенденции в развитии этики….4
История этических учений: ………………………………………………..8
Этические идеи античности, направления……………………………8
Этические идеи Средневековья, направления………………………...9
Этические идеи Нового времени, направления……………………...10
Этические идеи русских мыслителей………………………………....12
Заключение………………………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

контр.Этика.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 

высшего  профессионального  образования

Российский государственный  торгово-экономический университет

Омский институт (филиал)

 

Кафедра «Гуманитарные, естественнонаучные и правовые дисциплины»»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

регистрационный номер_________________

 

 

                                            Вариант №1

 

по дисциплине:   Этика и этикет

              студентки:            Гордзий Елены Александровны

  

2  курса     заочной сокращенной  формы обучения

 

по направлению  подготовки                                  080200.62 «Менеджмент»

номер зачетной книжки                                          СМПТ-11-01

 

Рецензент:        к.ф.н., профессор Ефимова С.В. 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             «____»_____________20___г.

 

                                                                                                                Контрольная работа (зачтена/не зачтена)

                                                                                                    

                                                                                                      ____________________________

                                                                                                           (подпись)

 

 

 

 

Омск – 2013

 

 

 

  

                                     Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………3

    1. Этика в системе знаний. Современные тенденции в развитии этики….4
    2. История этических учений: ………………………………………………..8
    • Этические идеи античности, направления……………………………8
    • Этические идеи Средневековья, направления………………………...9
    • Этические идеи Нового времени, направления……………………...10
    • Этические идеи русских мыслителей………………………………....12

Заключение………………………………………………………………………………..15

Список литературы…………………………………………………………….16

Приложение – Этикетная  атрибутика (диск)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой –  Добро и Зло. Этика дает ответ  на вопрос как должно правильно жить. Этика – это:

  • наука нормативная;
  • учение о нравственности;
  • система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;
  • способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;
  • «социальный регулятор» поведения и отношений между людьми.

Этика не дает рецептов на каждый случай жизни. Она дает общее направление. Этика может помочь человеку, ведущему диалог с самим собой. Но не каждый человек способен к внутреннему  диалогу. Этика помогает человеку не потерять себя, не растеряться. "Этика  – искусство жить без печали".

Чрезвычайная актуальность нравственной проблематики, характерная  для настоящего времени, обусловливает  интерес ко всем аспектам ее этического исследования. Девальвация моральных  ценностей как очевидный сегодня  печальный результат развития нашего общества определяет необходимость  восстановить прерванные культурные традиции, реализовать приоритет общечеловеческого, что в немалой степени зависит  от нашей способности разобраться  в специфике исторического становления  морали и этической рефлексии. Эта  способность (или, по крайней мере, стремление к ее приобретению) должна быть присуща  любой развитой личности, поэтому  высшее образование без изучения нравственного опыта человечества будет неполным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этика в системе знаний. Современные тенденции в развитии этики

 

Этика как самостоятельная  отрасль знаний выделилась в конце XVIII в. Это обусловлено и сложностью ее предмета, и сложностью морали как  социального явления. В реальной жизни мораль не существует автономно, изолированно, а пронизывает все  виды деятельности и отношений человека.

Мораль как элемент  общественного бытия и сознания, а также нравственное воспитание как социальная потребность и  задачи, является объектом исследования не только этики, но и других наук. Философия, общая социологическая теория, социология морали, социология личности, общая  и социальная психология, психология личности, антропология, педагогика, историческая наука, этнография, правоведение и другие науки находят свои аспекты изучения морали. Знание о морали формируются  и накапливаются в результате деятельности этиков и историков, социологов и психологов, юристов и педагогов, а также представителей других наук, изучающих человека.

Этика - наука о сущности и роли морали. Мораль или нравственность, одно из многочисленных общественных явлений. Это одна из форм общественного  сознания, мораль призвана регулировать поведение людей почти во всех сферах их деятельности. В определении  морали может быть и действительно  есть определенное отличие.

Для выяснения специфики  этики, содержания ее предмета целесообразно  сопоставить с другими отраслями  научных знаний. Этика исторически  сложилась и развивалась в  лоне философии как область философского знания наряду с онтологией (учение о бытии) и гносеологией (учение о  познании). Известный философ Николай  Бердяев рассматривал этику как  заключительную часть философии  духа. Этика, опираясь на философскую  методологию, воспринималась как практическая философия (Аристотель) или моральная  философия (Владимир Соловьев). Природа, происхождение, суть морали, взаимосвязь  общественного бытия людей и  их морального сознания, моральных  фактов и их отражение в моральных  представлениях, идеалах, убеждениях, взаимодействия необходимости, свободы  и ответственности в морали, проблемы смысла жизни и другие не могут  быть решены без философских знаний.

Этика частично обществоведческая  наука, призванная исследовать причины  существования и изменения нравственного  сознания, поведения и поступков  людей, социальную сущность и роль морали, ее нормы, принципы и понятия, историческое развитие этических теорий и их роль, и функциональное значение морали в  жизни людей. Как наука, этика  органически связана с другими  социально-гуманитарными отраслями знаний.

Существование и развитие этики неразрывно связаны с мировоззрением. Философия выступает определенной методологической основой этики. Единство этики и философии выражается еще и в том, что для решения  основных этических проблем необходима теоретическая помощь философии. Этические  проблемы связанные, например, с вопросом о том, как человек понимает свое место в мире и в чем видит  смысл своей жизни. А это значит, от того, как отвечаем на основной вопрос той или иной школы философии, зависит правильная реализация этических проблем.

Этические проблемы органически  связаны с проблемами социологии. Достаточно вспомнить, что мораль как  общественное явление не может существовать вне общественной системы. Раскрытие структуры и структурной закономерности общества - предпосылка для правильного понимания этических явлений. А это задача и предмет социологии.

Единство этика имеет  и с политологией. Раскрывая законы возникновения и развития политических систем, политология вооружает этику  точным критерием для определения  нравственного прогресса, помогает правильно сформулировать задачу нравственного  воспитания.

Этика постоянно развивается, использует достижения и многих других наук: психологии, педагогики, истории, кибернетики, экологии, эстетики, этнографии и т.д. Связь этики с психологией слишком существенна и многообразна. Достаточно сказать, что предмет этики - нравственность – возможен благодаря существованию сознания, волевого поведения, чьи закономерности изучаются психологией. А воля человека не отчуждена от других сторон сознания, от разума и чувств. Этические черты характера человека: добродетель и порок, существуют не только в форме норм и идей, но и как чувства, склонности, привычки человека. Все это предмет психологии. Если в моральной оценке поведения основным и существенным является мотив, то этика занимается, прежде всего, оценке мотива. Причины возникновения мотивов, закономерности их изменения, такие необходимые для этических обобщений, изучаются психологией. Если определенная система мотивов оценивается этикой положительно или отрицательно, то психология объяснить причины возникновения таких мотивов и указать на возможности их сознательного и направленного изменения.

Педагогика, как известно, исследует принципы, формы и методы воспитания. Одной из важнейших форм воспитательного процесса является нравственное воспитание. Но чтобы  успешно осуществить нравственное воспитание, необходимо хорошо познать  закономерности самой нравственности. Этика в определенном смысле является теоретическая основа педагогики. Изучение закономерностей воспитательного  процесса - это одно из условий изучения этических явлений и особенно формирования нравственного сознания индивида. Итак, между этикой и педагогикой  является тесная связь, единство и различие.

Взаимодействует этика с  кибернетикой. Кибернетический подход к действительности раскрывает новую  взаимозависимость в структуре  сложных динамических систем, помогает точнее провести разграничение между  управляющими и управляемыми системами, раскрыть еще лучше механизмы  социальной саморегуляции и принципы гомеостатического функционирования общественной жизни. Кибернетика дает возможность рассматривать мораль как своеобразный руководящий механизм в системе общества.

В современных условиях в  связи с глобальным характером влияния  деятельности человека на окружающую среду оказалась взаимодействие этики и экологии. Этический аспект обнаруживает не вообще изучение связи  организмов со средой, а глобальная экология, рассматривает крупномасштабные антропогенные изменения биосферы, а также пути ее сохранения и улучшения  в интересах человеческого общества. Решения глобальных экологических  проблем, кроме всего прочего, зависит  от исходных социально-нравственных позиций. Так экология подводит человека к  этике. Исторически этика раньше имела дело с обязанностями человека в отношении к обществу, к другим людям и к самому себе. Обязанности, отношение к природе оставались вне ее зрения. Однако в современных условиях цели и интересы общественного человека требуют мобилизации нравственно-эмоционального фактора как одного из важных условий воспроизводства здоровой среды жизни. Ведь без естественного базиса невозможно самоутверждение человека как всесторонне развитой, цельной личности. И поэтому этика впитывает экологический аспект, но объектом моральной оценки и регулирования становится не природа сама собой, а отношение человека к природе, что, по сути, является общественным отношением. Итак, мораль не становится моментом универсума, а была, есть и остается историческим явлением. Обосновывая обязанности человека по отношению к природе, этика рассматривает их как продление социальных обязанностей человека. Только принципиально гуманистическая ориентация в этике создает такую моральную атмосферу, которая позволяет преодолевать экологические трудности на пути поступательного развития общества.

Современная этика расширила  свою структуру  за счет внутренней дифференциации этического знания и появления новых направлений. Такими новыми и, как свидетельствует их стремительное развитие, перспективными направлениями и видами этики стали профессиональная этика, социальная этика, прикладная этика, в свою очередь, включающая в себя этику экономическую, политическую, биоэтику, этику менеджмента и др.

 

 

2. История этических учений: Этические идеи античности

 

В ранних трудах античных ученых этика была неразрывно связана с философией. Эти труды отдавали большее предпочтение проблемам устройства мира, космичности человека, его места в этом космосе. Затем, когда многие греческие города стали самостоятельными полисами, в которых утвердилось демократическое устройство, ученые стали уделять внимание морально-этическим проблемам поведения человека в обществе и постепенно античная этика стала определяться в самостоятельную науку. Произошло это приблизительно  в 4 в. до н. э.

Основоположниками этических учений стали софисты. Это были учителя философии, которые  провозглашали человека мерилом  добра и зла. По мнению софистов, нет в природе законов, ограничивающих волю человека, все моральные и  нравственные ценности исходят из интересов  его самого. Ярким представителем софистов стал Протагор.

С критикой софистов выступил Сократ, который  считал, что моральные законы существуют, и долг человека соотнести с ними свою систему ценностей. Сократ считал, что мораль напрямую связана со знанием, он стал родоначальником этического рационализма.

Платон  основал системное этическое  учение, опираясь на постулат, что душа человека пребывает до вселения в  физическое тело в идеальном мире с высокими ценностями. Каждый человек  рождается с душой, наделенной 3-мя свойствами – волей, чувствами и  разумом, причем одно свойство, всегда бывает преобладающим. И если человек  будет заниматься делом, соотносящимся  с преобладающим свойством души, то он будет счастлив, а общество в целом идеально. По Платону обществу должна быть присуща также справедливость, когда его слои не вмешиваются  в жизнь друг друга.

Впервые термин «этика» вводит Аристотель. В противовес Платону, он считал, что морально-этические  качества человека формируются не в  потустороннем мире, а под действием  реальной общественной жизни. Достичь  счастья можно, постигнув основные принципы этики. В каждом человеке есть неразумное и разумное составляющее, уравновешивает их разум и его  развитие дает правильное направление  этим составляющим. Этика по Аристотелю – это опыт общественной жизни.

Информация о работе Этика в системе знаний. Современные тенденции в развитии этики