Этика Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:16, доклад

Краткое описание

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть собственно применение наших поступков к этому закону.
И.Кант
Иммануил Кант (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической

Вложенные файлы: 1 файл

Биография.docx

— 24.41 Кб (Скачать файл)

Предпосылкой  этики канта является свобода  человека поступать. Но при этом Кант утверждает, что «свободная воля и  воля, подчиненная нравственным законам, - это одно и то же». Но тут надо учитывать, что воля, подчиненная законам, не пассивна, но, наоборот, противостоит стихийному ходу вещей. Кант считает, что зло - это и есть отдание себя потоку событий, неспособность противостоять ему.

Кант детально исследует вопрос о первоначальных зачатках добра в человеческой природе  и о склонности человека ко злу. В этой склонности различаются три ступени:

  • хрупкость человеческой природы (слабость человеческого сердца - хочу добра, но не могу его совершить);
  • недобросовестность, когда моральный мотив смешивается с другими;
  • злонравие - склонность предпочитать неморальные мотивы действий.

 

Кант не считает, что человек в естественном состоянии  свободен от зла.

Кант подчеркивает, что «человек (даже самый худший) … не отрекается от морального закона», но привязан к мотивам чувственности. Различие между добрым и злым человеком  не в том, какие мотивы действуют  в том и другом, но в их субординации. Злонравие следует понимать не как  убеждение в том, что следует  делать зло, но скорее как извращенность  сердца, не готового принимать моральный  закон в качестве единственного  мотива поступков. Отсюда уже видно, что Кант реалистический оптимист в своих взглядах на человеческую природу - он верит в то, что в ней укоренена моральность, но понимает, как трудно бывает человеку на нее опереться

 

Заключение.

 

Учение о нравственности находится в центре всей системы  Канта. Ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый  ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к  каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям отличным от всех остальных  психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму  тех или иных психологических  явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования.

Вообще, мораль не сводится к “внутренней механике”  душевных импульсов и переживаний  человека, а имеет нормативный  характер, то есть вменяет человеку определенные действия и сами побуждения к ним по их содержанию, а не по психологическому облику, эмоциональной  окраске, душевному настрою и  т. п. В этом, прежде всего и состоит  объективная природа моральных  требований по отношению к индивидуальному сознанию. Этим методологическим разграничением “логики чувств” и “логики морали” Канту удалось обнаружить суть нравственного конфликта в сфере индивидуального сознания, склонностей, влечений, желаний, непосредственных стремлений. Кант поясняет, что "мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья".

Категория долг - ключевая в кантовской этике. Философ  утверждает, что всегда надо следовать  своему долгу, не обращая внимания на то, отразится это или нет на твоем эмпирическом счастье. Ведь выполнение долга приносит аналог счастью - самоудовлетворенность.

Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия  морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций). Кант обратил  внимание на роли личного самосознания в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается  им как один из определенных аспектов нравственного разума.

Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества.

 

Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о  практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом  в философию.


Информация о работе Этика Канта