Этика Буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:47, реферат

Краткое описание

Сами буддисты ведут отсчёт времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы – тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время жизни основоположника буддизма – с 566 по 486 г. до н.э. В некоторых направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488 –368 гг. до н.э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и в связи с этим даты жизни Будды.

Содержание

Когда и где зародился буддизм
Будда реальный и Будда из легенд
Учение Будды
Дхарма – закон, истина, путь
Четыре благородные истины

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Этика.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

          Культура  медитации — это система  упражнений, ведущих  к  достижению внутреннего  умиротворения, отстранённости  от  мира  и обузданию  страстей.

          Культура  мудрости — знание  четырёх  благородных  истин.

          Из  всех  четырёх  благородных   истин  именно  восьмеричный  благородный  путь  составляет  главное  своеобразие  буддизма. Будда  не  просто  говорит о возможности  освобождения, но и  указывает  путь, следуя  которому  каждый человек  собственными  силами,  без  помощи  Будды,  способен  достичь  свободы  и  сам  стать буддой.  Всё  это  очень  отличается от  других известных религий — ни  одно  религиозное учение  не  признаёт, что человек может своими  усилиями  сделать себя  богоподобным  существом.

          Встав  на  этот  путь,  можно   прийти  к  высшей  цели  человека — выходу из круговорота  перерождений (сансары), а значит, к  прекращению  страданий  и достижению  состояния  освобождения — оно и есть  нирвана.  Следование только  моральным заповедям приносит  лишь  временное облегчение.

           Четыре  благородные  истины  во  многом  напоминают  принципы  лечения: история болезни,  диагноз,  признание  возможности  выздоровления,  рецепт лечения.  Не случайно  буддийские  тексты  сравнивают  Будду с  врачевателем, который  занят  не  общими  рассуждениями,  а  практическим  излечением  людей от духовных  страданий.  И своих  последователей  Будда  призывает  постоянно работать  над  собой  во  имя  спасения, а  не  тратить  время на  разглагольствования о предметах, которых  они  не знают по  собственному опыту. Он  сравнивает  любителя  отвлечённых  разговоров  с  глупцом,  который вместо  того,  чтобы  позволить  вытащить  попавшую в  него  стрелу,  начинает рассуждать о том, кем она была  выпущена, из  какого  материала  сделана и т. п.

          Другими  важными  положениями   учения  Будды   являются  три   характеристики бытия (трилакшана): страдание (духкха),  изменчивость (анитья)   и отсутствие неизменной  души (анатман), а также учение  о взаимозависимом возникновении  всех  вещей (пратитъя самутпада).

          В мире  нет  ничего  вечного — всякое  существование  имеет  начало  и  конец, а раз так, то  не  может  быть и  неизменной  души. Человек  состоит  из  пяти скандх: телесного (рупа), ощущений (ведана), распознавания (санджня), кармических импульсов (санскар) и сознания (виджняна). После смерти большая часть скандх  разрушается.

           Существует  мнение,  согласно  которому  этика  Будды  принципиально   безличностна.  Оно  по  меньшей  мере  односторонне.  Действительно,  восхождение  к  нирване  означает  погружение  в  абсолютно  безличное,  внутренне  нерасчленённое  состояние.  В  этом  заключается  спасение  человека.  Однако  осуществляется  оно  исключительно  в  результате  усилий  самого  человека,  на  основе  его  свободного  индивидуального  выбора.  Всё  определяется  мерой  добродетельности  намерений  и  поступков  индивида,  обнаруживаемых,  правда,  во  всей  совокупности  предшествующих  рождений.  Поскольку  нравственная  судьба  человека  полностью  подконтрольна  ему  самому  и  возможности  его  спасения  не  ограничены  ничем,  кроме  его  собственных  грехов  и  ошибок,  то  по  этому  признаку  этику  Будды  вполне  можно  квалифицировать  как  этику  личности.  Как  полагает  Будда,  человек,  чтобы  утвердиться  в  качестве  нравственной  личности,  должен  победить  самого  себя  как  обособленного  эмпирического  индивида.  В  этом  смысле  его  можно  упрекнуть  в  том,  что  он  предельно  этизирует  понятие  личности.

          Учение  Будды  нацелено  на  прекращение  человеческих  раздоров  через внутреннее  самосовершенствование  личности.  В  его  основе  лежат  нравственные  цели.  При  этом  нравственность  интересует  Будду  прежде  всего  в  её  практически  действенном  выражении,  как  путь  спасения.  Вопросы  её  философско-доктринального  обоснования  он  оставляет  в  стороне.  Точно  так же  в  учении  Будды   крайне  слабо  выражен  религиозный  элемент.  Правда,  ученики  Будды  были  организованы  в  монашеские общины.  Община (сангха)  наряду  с  учителем  и  учением – одно  из  трёх  прибежищ  буддиста.  Однако  сама  община  цементировалась  во  времена  Будды  общностью  духовно-нравственных  стремлений  и  соответствующего  образа  жизни;  составленный  им  устав  общины  основывается  на  прецедентах.  Буддизм в его первоначальном  содержании  не  был отгорожен от  мира  ни  философским,  ни  религиозным панцирем.  Это предопределило  его удивительную  пластичность,  способность к изменениям  и ассимиляции.  На  почве  разнообразных  философских  и  исторических  традиций  буддизм  стал  быстро  видоизменяться,  он  разделился  на  ряд  течений,  из  которых  наиболее  значительными  стали  северный  буддизм (махаяна,  что  переводится  как  «большая колесница»)  и южный буддизм (хинаяна, «малая  колесница»).  Одновременно  происходило обожествление образа  Будды,  превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику.  В таком виде  он  дошёл наших дней.  Буддизм имеет сегодня сотни миллионов  приверженцев  и  является  очень  заметным,  значимым  элементом  в религиозно-культурном  многообразии  современного  мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

 
 
    1. А. А. Гусейнов., Этика // Вопросы философии. – 1999 г. – №8
    2. Основы этических знаний // Уч-к для ВУЗов под ред. Вананева Н. Е., М.: Патриций,  – 2004.
    3. Энциклопедия для детей, т. 6, часть I, Религии Мира, статьи. "Индуизм" и "Буддизм", – М.: "Аванта+", – 1996
    4. Словарь по этике // под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона., – М.: Политиздат, – 1989

Информация о работе Этика Буддизма