Эстетическое отношение к действительности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:59, реферат

Краткое описание

Изучение курса «Эстетика» необходимо для понимания сущности эстетической культуры. В самом общем виде эстетическую культуру можно определить как специализированную часть культуры общества, характеризующую его состояние с точки зрения его способности обеспечивать развитие искусства и эстетических отношений в окружающем мире.
Эстетическую культуру следует отличать от культуры художественной, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. Последняя (то есть художественная культура) является частью эстетической культуры.

Содержание

1.Введение
2. Объект, предмет эстетики и ее место в системе наук. Становление эстетики как науки.
3. Эстетическое отношение к действительности.
4.Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА.docx

— 57.36 Кб (Скачать файл)


ЭСТЕТИКА  КАК НАУКА

по дисциплине «ЭСТЕТИКА»

 
 
 
 
 
 




                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2. Объект, предмет эстетики и ее место в системе наук. Становление эстетики как науки.

3. Эстетическое отношение к действительности.

4.Заключение

 

Введение

Изучение курса «Эстетика» необходимо для понимания сущности эстетической культуры. В самом общем  виде эстетическую культуру можно определить как специализированную часть культуры общества, характеризующую его состояние  с точки зрения его способности  обеспечивать развитие искусства и  эстетических отношений в окружающем мире.

Эстетическую культуру следует  отличать от культуры художественной, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также  исторически определенную систему  их воспроизводства и функционирования в обществе. Последняя (то есть художественная культура) является частью эстетической культуры.

 Эстетика как раздел  философского знания выполняет роль теоретической основы эстетической культуры как общества в целом, так и отдельной личности.

Объект, предмет  эстетики и ее место в системе  наук. Становление эстетики как науки

Эстетика- это исключительно своеобразная наука, исследующая уникальные как по своему содержанию, так и по форме духовные ценности.

Сам термин «эстетика» (образованный от греческого «aisthetikos» -- «чувственный, относящийся к чувственному восприятию»), впервые был введен в научный обиход в XVIII столетии немецким просветителем Александром Баумгартеном (1735 год).

В истории эстетической мысли  издавна известны, например, два  подхода к красоте, ярко изображенные Платоном в его диалоге «Гиппий Больший» (приводится по: Платон. Собр-е соч. В 4 т. - Т.1. - М., 1990. - С.392-398.). Один из них (выраженный в позиции платоновского Гиппия) пытается ответить на вопрос: «Что прекрасно?» и перечисляет определенные вещи, охарактеризованные таким образом. Другой (в облике Сократа) ставит проблему иначе: «Что есть прекрасное?», то есть пытается выяснить сущность красоты, а значит, переводит сам этот вопрос в русло философского взгляда на него.

Здесь обозначены подходы, имеющие, на наш взгляд, по меньшей мере равное право на существование, в которых выражены две стороны   единства сущности и явления, внутреннего и внешнего, единичного и общего, необходимого и случайного, в равной мере свойственных красоте и понятию «прекрасного».

Нам представляется, что первая линия («что прекрасно?») разрабатывалась  преимущественно в практике мировой  художественной культуры, формировалась  в ходе непосредственного эстетического  опыта человечества, в зримых, реальных проявлениях человеческой культуры. Вторая линия («что есть прекрасное?»)  в большей степени характерна для философского либо системного, теоретического мышления, тяготеет к  философии, создавая с ее помощью  на основе и с использованием собственно эстетической проблематики своеобразную «философию прекрасного».

Поскольку дать исчерпывающий  ответ о предмете эстетики (так  же как и о предмете любой другой науки) с самого начала невозможно, ограничимся сперва предварительным определением, в котором обозначим границы данной науки.

Эстетику в самом общем  значении этого слова можно определить как науку о прекрасном во всех его проявлениях и модификациях, об эстетическом отношении человека к действительности, которое реализуется  как в его сознании, так и  в разнообразных сферах практической деятельности.

Обратим внимание на один из парадоксов эстетики, состоящий в  том, что ее проблема сложилась задолго  до «официального признания» эстетики наукой. Эстетические проблемы возникли и развивались в лоне духовной культуры человечества в качестве составных  моментов философии, богословия, литературы, искусствоведения, житейской практики людей - в области материального  производства, социально-политических отношений, в сфере быта и других сферах практической деятельности.

Однако лишь в XVIII столетии эстетика обрела  статус самостоятельной  научной дисциплины.

Что же конкретно изучает  эстетика, каков ее предмет? В истории  эстетической мысли, в современной  литературе можно найти немало различных  определений этой науки. По мнению известного эстетика Ю. Борева, «предметом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества» (Борев Ю. Эстетика. - М., 1988. С.9).

В самом деле, эстетика не обходит своим вниманием ни одну из областей человеческой жизнедеятельности. Однако, это определение, на мой взгляд, нуждается в уточнении. Весь мир  является не предметом, но объектом изучения эстетики, а  в качестве предмета эстетики выступают особые свойства мира и определенные отношения, возникающие  между миром и человеком в  ходе их взаимодействия.

Содержание предмета эстетики определяется кругом тех проблем, которые  исследует данная наука. Например :

Эстетическое отношение  человека к действительности, его  сущность, возникновение, анализ разнообразных  подходов к решению этой проблемы.

Эстетическая деятельность человека, ее смысл и специфические  признаки, основные сферы (труд, материальное производство, социально-политические, семейно-бытовые отношения, поведение  и общение, игра, искусство и прочее).

Эстетическое сознание человека, его структура (эстетическая потребность, эстетическая эмоция, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал), особенности функционирования и  развития.

Основные категории эстетики, прекрасное и безобразное, возвышенное  и низменное, трагическое и комическое, эстетическое и художественное и  др., эволюция их содержания, особенности  использования в различных «эстетических  контекстах».

Искусство, художественная деятельность человека во всем ее многообразии (эстетические и социальные особенности, основные функции, система и виды искусства, особенности художественного творчества и эстетического восприятия произведений искусства и пр.).

Эстетическая культура личности и общества (культура поведения и  общения, эстетический потенциал личности и общества и др.).

История эстетических учений, современные эстетические концепции, возникновение и развитие представлений  о красоте в различные исторические эпохи, формирование концепций эстетического, их взаимодействие, место в системе  духовных ценностей человека.

Таков приблизительно круг основных вопросов, составляющих «предметное  поле» эстетической науки.

Связь эстетики с другими  науками

Надо иметь в виду, что  в эстетической проблематике важное место отводится связям и взаимодействию эстетики с другими духовными  ценностями человека.

Связь эстетики с философией. Ее философскую природу «выдает» и сама  сущность эстетической науки, в котором широко используются такие философские категории как «объективное» и «субъективное», «содержание» и «форма», «прогресс» и «регресс» и ряд других категорий.

Конечно, не следует, в буквальном смысле отождествлять эстетику с  философией. И та, и другая сферы  духовной жизни человека сохраняют  свою специфику. Речь идет лишь о таком  взаимодействии их, которое формирует  определенный способ как философского, так и эстетического мироощущения. Философия, в частности, «вооружает»  эстетику системным подходом, помогает рассматривать эстетические объекты, как определенную целостность, обладающую теми или иными специфически эстетическими  особенностями.

В свою очередь, эстетика помогает философии формировать универсальное  представление о человеке, его  возможностях, раскрывает внутреннюю гармонию мира человека, указывает  на творческий характер всех сторон его  жизнедеятельности, возможности их преобразования по законам красоты. В эстетике активно используются разнообразные философские и  научные методы.

Одна из важнейших особенностей эстетики состоит в ее связи с  теорией и практикой развития мировой художественной культуры, которая  представляет собой мощный источник, питающий эстетику как идеями, мыслями, так и важнейшим конкретным материалом для анализа различных аспектов духовной деятельности человека. Эстетика при этом стремится выявить и  исследовать общие закономерности художественного творчества, развития искусства как некоего духовного  целого, устанавливает его связи  с жизнью, социальной и личной практикой  людей, выявляет саму специфику художественной деятельности, понять которую довольно трудно, оставаясь в пределах какого-либо одного из видов искусства.

Весьма тесной является связь  эстетики с психологией, которая  исследует и раскрывает механизмы  возникновения, функционирования, изменеия эмоций, в том числе и эстетических, лежащих в основе понимания человеком красоты. Роль психологии в исследовании этой проблемы столь значительна, что некоторые ученые едва ли не отождествляют эти две науки, во всяком случае, готовы истолковать психологию в той ее части, которая связана с эстетическим, как экспериментальную эстетику. В основе подобного убеждения лежит мысль о том, что наслаждение красотой -- коммуникативный процесс.

Отказываясь от крайностей такого сопоставления этих наук, следует  признать, что их взаимодействие действительно  чрезвычайно полезно для обеих  сторон. Это взаимодействие эффективно реализуется в вопросах исследования психологии творческого процесса создания художественных ценностей, анализа самих произведений искусства, процесса их эстетического восприятия  зрителем, слушателем  или читателем.

В последние десятилетия  в  эстетику все настойчивее проникают  тенденции, связанные с эпохой научно-технической  революции. Все активнее используются в области эстетических исследований методы таких наук, как кибернетика, математика и пр. Это особенно характерно для таких двух обширных сфер эстетического, как искусство и эстетическое оформление человеком окружающей его среды. Все активнее «вторгаются» в эстетику и методы кибернетики. С их помощью удается моделировать некоторые стороны процессов художественного творчества. Машины (точнее, заложенные в них программы) пишут музыку, сочиняют стихи, играют в шахматы и пр.

Так, в области искусства  семиотика (наука о знаках и знаковых системах), например, помогает исследовать  структуру художественного произведения. Закономерности знаковых систем, раскрываемые семиотикой, позволяют выявить особые связи между художественными  произведениями и их значениями (семантика), структурные отношения между  элементами образующими эстетический и художественный знак (синтактика), коммуникативную функцию искусства (прагматика). Семиотический анализ уточняет содержание и взаимосвязь  таких традиционных понятий искусства, как художественный образ, тип, форма, аллегория, метафора и пр. Семиотика  претендует и на более активное участие  в исследовании эстетической проблемы. Как отмечал, например, Л.Н. Столович, семиотический подход может иметь определенное значение для понимания структуры эстетических ценностей и эстетического к ним отношения.

Становление эстетики как  науки

История эстетической мысли  начинается с осознания особого  ценностного качества мира, человека и плодов его деятельности, которое  наблюдалось   в образах мифологического  сознания.

1 этап - синкретическая форма ценности (первобытно-общинный строй - VI в. до н.э.)

Вопреки распространенным представлениям, эстетическое отношение человека к  миру не было с самого начала самостоятельной  формой духовной деятельности. Оно  складывалось в длительном процессе развития и совершенствования общественной практики и общественного сознания, будучи первоначально всего лишь гранью самого древнего, не расчлененного  еще типа сознания, который можно  определить как синкретическую форму  ценности.

Судя по самым разнообразным  данным -- археологическим, этнографическим, искусствоведческим, историко-лингвистическим, -- эта архаическая форма общественного сознания включала в себя в смешанном виде элементы нравственного, религиозного, эстетического характера, которые значительно позднее отделяться  друг от друга и получат сравнительно автономное существование. Изначально же синкретическая форма ценности улавливала в самом общем виде положительное и отрицательное значение для первобытного коллектива тех предметов и явлений действительности и тех собственных действий человека, которые играли наиболее существенную роль в его практической жизнедеятельности -- в трудовом процессе и в процессе социального взаимодействия. Первоначальные оценки имели поэтому расплывчато-обобщенный характер, обозначая лишь в целом то, что «хорошо», и то, что «плохо».

Подобная точка зрения сохранилась и на более поздних  этапах развития человечества. Вспомним, что Библия, описывая процесс сотворения Богом природы, после каждого  акта фиксирует оценку Творцом своего творения: «И сказал Бог, что это  хорошо». Такая оценка выражает удовлетворение от сделанного, включающее и зарождавшееся эстетическое чувство, но имевшее гораздо более широкий и разносторонний смысл. Понятия, которые приобретут позднее специфический смысл -- потребительский, этический, религиозный (например, «полезное» и «вредное», «доброе» и «злое», «священное» и «дьявольское»), употреблялись первоначально как синонимы «хорошего» и «плохого», применяясь самым странным для современного сознания способом: в мифах древних народов солнце, свет именуются «добрыми», а ночь, мрак -- «злыми», т.е. получают нравственную характеристику, а разного рода фантастические духи оцениваются утилитарно, как «полезные» и «вредные». Вместе с тем эти общие смешанные оценки заключали в себе, по-видимому, и эстетический оттенок: «полезное», «доброе», «священное» означало одновременно и «красивое», а «вредное», «злое», «враждебное» человеку казалось «уродливым».

Информация о работе Эстетическое отношение к действительности