Эстетические возможности телевидения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:55, реферат

Краткое описание

Его социальная ценность аудио и видеоинформативность. Телеэкран дает изображение на просвет, поэтому имеет несколько иную фактуру и иные законы композиции, чем кино. Свет наиболее сильное средство выражения в телевидении. Телевидение со своей фактографичностью, близостью к натуре обладает большими возможностями отбора и интерпретации действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. Основные аспекты эстетических возможностей телевидения………… 5
2. Эстетика современного телевидения …………………………………… 9
3. Важная эстетическая особенность телевидения ……………………….. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………… 18

Вложенные файлы: 1 файл

orders_w_84402_84402.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

по предмету «Эстетика»

на тему: «Эстетические возможности телевидения»

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3

1. Основные аспекты  эстетических возможностей телевидения………… 5

2. Эстетика современного  телевидения …………………………………… 9

3. Важная эстетическая особенность телевидения ……………………….. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………  18

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Телевидение – средство массовой коммуникации, на основе которого постепенно складывается новый вид искусства. Первые телевизионные центры создаются в 30-х гг. XX в. В 40– 60-е гг, телевидение получает массовое распространение во всем мире.

Его социальная ценность аудио и видеоинформативность. Телеэкран дает изображение на просвет, поэтому имеет несколько иную фактуру и иные законы композиции, чем кино. Свет наиболее сильное средство выражения в телевидении. Телевидение со своей фактографичностью, близостью к натуре обладает большими возможностями отбора и интерпретации действительности. Вместе с тем оно содержит в себе угрозу стандартизации мышления людей. Важная эстетическая особенность телевидения – передача синхронности событий, непосредственный репортаж с места событий, включение зрителя в современный поток истории. Телевидение таит в себе, с одной стороны, богатые социальные возможности, а с другой,  угрозы и благие перспективы. Оно может оказаться и троянским конем, и великим учителем человечества.

Техническая и коммуникативная стороны телевидения выступают в единстве, образуя технико-коммуникативную систему, характеризующуюся рядом собственных закономерностей функционирования и развития. Специфика телевидения во многом обусловливается преобладанием среди его передач информационных, спортивных, игровых, научно-популярных по сравнению с художественными. Включенность телепередач в непрерывный цикл телевизионного вещания программность телевидения тоже определяет своеобразие его изобразительно-выразительных средств. Это связано с тем, что закономерности восприятия телезрелища складываются под воздействием всех видов телепередач, в частности таких общих для них свойств, как программность, посредническая функция дикторов, ведущих и т. д. Домашние условия просмотра (интимный характер восприятия телезрелища), а также некоторое ослабление его визуальной стороны (по сравнению с кино) способствуют созданию менее напряженной психологической атмосферы и большей активности зрителя в оценке телепередачи. Это стимулирует насыщение телеизображения интеллектуальным содержанием требующим своего адекватного воплощения. Не случайно на телевидении осуществляется наиболее многогранный и разнообразный синтез изображения со словом. Благодаря использованию специфических художественных возможностей театральные, музыкальные, цирковые, эстрадные формы преобразуются в особые жанры телеискусства.

Телеизображение в наибольшей степени по сравнению с другими видами искусства приближено к реальности. Тем не менее, изобразительные средства телевидения существенно преобразуют картину изображаемой действительности, что дает возможность ее художественной интерпретации. Во всех видах телепередач используются особые выразительные средства, позволяющие показать мир также и с эстетической точки зрения. Такой вид выразительности следует отнести к выразительности телевидения как средства коммуникации. В художественном телевидении эта выразительность телезрелища претворяется в специфический феномен искусства. Основу восприятия телевидения во временном отношении составляет эффект сиюминутности. Не случайно прямое телевидение во многом определяет специфику его изобразительных средств. При записи на видеопленку часто имитируются такие его свойства, как импровизационность, неинсценированность и т. д. Выразительные возможности телевидения получают различную реализацию в зависимости от характера и жанра телепередачи. Так, например, сиюминутность в восприятии телезрелища мажет подчеркиваться или, напротив, ослабляться с помощью особых средств для достижения максимального воздействия на зрителя. В наибольшей степени это характерно для художественных передач, основой для которых является задача художественной интерпретации и оценки изображаемой действительности.

Подчиняясь общеэстетическим закономерностям, телеискусство обладает собственной художественной спецификой обусловливающей особую форму отражения им действительности.

 

1. Основные аспекты эстетических возможностей телевидения

Исследователь телевидения  Л. Богарт в своей книге «Век телевидения» называет его индивидуалистическим по своей природе и поэтому  «типично американским» искусством. Как в театре, где определенная система человеческих отношений способна выражать весьма различное содержание, так и на телевидении за камерностью (термин очень приблизительный) его формы лежит достаточно широкий круг жизненного материала. Но вместе с тем диапазон его и не безграничен уже потому, что сама форма не безразлична к содержанию, – нельзя забыть их диалектическую зависимость и «переход друг в друга». Выраженные Р. Клером и Л. Богартом точки зрения на возможности и эстетические границы телевидения по-своему типичны.

Это – крайние взгляды, в которых получают всеобщее, универсальное значение лишь определенные стороны сегодняшнего опыта телевидения, переживающего период поисков собственного содержания; поэтому эти взгляды оказываются односторонними. Утверждение Р. Клера, что на телевидении может быть показано все то, что в кино, и наоборот,– характерный пример ошибочного подхода к соотношению театра, кино и телевидения – сопоставление их «один на один». Еще Лессинг заметил, что назначение искусства определяется не тем, что ему доступно, но тем, чего оно может достигнуть лучше других. Специфика телевидения, театра и кино рельефнее всего обнаруживается в рамках системы искусств. Она оказывается связанной не столько с их формальными возможностями, сколько с избирательностью, преимущественным тяготением к определенным аспектам жизни. Аспекты эти не разделены абсолютными границами, они где-то перекрывают друг друга, но они не тождественны, им присуща разная направленность. Если можно сказать, что в древе зрелищных искусств театр представляет собой наиболее драматическую его ветвь, а кино – эпическую, то телевидение, несомненно, самую лирическую. Оно возникает как бы на пересечении двух заметных – и на первый взгляд даже полярных тенденций внутри искусства, с проявлением которых мы встречаемся и в литературе, и в театре, и в кино. Одна из них – это тенденция документальности, стремления представить себе и эстетически осмыслить явления жизни, а иногда и просто ее реальные факты во всей их сложности, непосредственной наглядности, конкретности, вне которой они подчас не могут быть поняты до конца. Телевидение делает следующий после кино шаг, как бы еще на одну ступень приближая нас к этой жизненной достоверности.

Другая тенденция – это усиление лирического начала; она выражает пристальное внимание к человеческой индивидуальности и настойчивую потребность человека осознать свое собственное место в мире, свое личное отношение к происходящим в нем процессам, свою ответственность за их развитие. В. Саппак писал о том, что это новое искусство несет в себе чрезвычайно высокий нравственный потенциал. И хотя ограничивать круг внимания телевидения этическим в человеке было бы неверно, его особая нравственная требовательность все же несомненна. Внимание к личности выступающего на экране с точки зрения общественно значимого в ней – таков специфический ракурс телевидения. В диалектике этих тенденций телевидения и заключается связь его эстетики с современностью и художественная самостоятельность этой новой формы культуры. Таким образом, говоря о методологических принципах подхода к кино, театру и телевидению мы должны признать, что при всей их внутренней эстетической близости и переплетении судеб считать их просто разными способами выражения одного и того же художественного содержания или исторически сменяющими друг друга формами зрелищного искусства – значило бы в первую очередь игнорировать особенности их эстетических функций.

Вместе с тем речь идет, прежде всего, о методологической «модели», которая необходима как  предпосылка исследования, хотя в реальном художественном процессе она почти никогда не выступает в чистом виде. Но это уже не только эстетическая, но и социологическая проблема. Неравномерность этого процесса, которую констатировал, как известно, еще Гегель, пытавшийся объяснить это в соответствии со своей системой внутренней логикой развития «абсолютного духа», в действительности явление социальное. Оно – детище классового общества, где стремление к художественной универсальности покупается ценой глубины раскрытия тех или иных областей жизни и одностороннего развития эстетических способностей личности и самого искусства, отдельные виды которого порой выполняют не свойственные им функции, вступающие в противоречие с их собственной природой. Примерами могут служить самые различные явления: от кино и телевидения, выступающих в роли «популярных искусств»; тенденций, ведущих к гипертрофированной изобразительности или интеллектуальности в литературе и театре вплоть до таких крайних случаев, как попытки живописи опереться на принципы музыки (в абстракционизме), музыки – обрести конкретность («конкретная музыка») и т. д. Размышляя об искусстве наших дней, Б. Брехт справедливо заметил, что если говорить о нашем современнике, то потребности его души шире и разносторонней, чем какого-либо человека в истории.

Та же мысль лежит  в основе его замечания о художественной широте и многообразии как важнейшем  признаке современного реализма. Такого рода общая тенденция проявляется  как в сфере творческих манер, художественных индивидуальностей, так  и в рамках различных жанров и видов искусства; сегодня человек художественно осмысливает действительность, воспринимая целый комплекс произведений искусства. Тенденция эта связана со все более тонким и глубоким эстетическим исследованием различных пластов и областей жизни и с многогранным развитием личности, утверждением богатства ее индивидуальности. Вместе с тем в современной художественной культуре действует и тенденция «синтетичности», отвечающая потребности подчеркнуть цельность этой личности и единство самой действительности. Но она ведет не только в сторону универсализации искусства (как представляется сторонникам «киноцентризма»), за которой вырисовываются признаки некоего «сверхискусства», приближающегося к мертвому подобию жизни и удовлетворяющегося им, неизбежно лишенного творческого начала и художественной индивидуальности человека. В действительности тенденция эта ведет в сторону синтеза, в фокусе которого стоит гармонически развитая личность, свободно обращающаяся ко всему многообразию искусства и богатству заключенного в нем общественного опыта. Такова диалектика этого процесса, который определяется внутренней логикой развития художественной культуры. Однако в условиях господства буржуазных отношений он не может протекать нормально. Ибо это – проблема демократизации искусства, подлинной народности его содержания, доступности всего его богатства народным массам и развития их эстетических способностей.

 

2. Эстетика современного телевидения

Эстетика (греч. Aistetikos - чувствующий, чувственный) - с одной стороны, представляет собой область эмоционально-чувственного отношения человека к действительности, а с другой стороны, раскрывает особый раздел философии, изучающий эмоциональное, ценностное отношение человека к окружающему его миру. Эстетика как познавательная деятельность ставит перед человеком два основных вопроса: В какой степени наш опыт и оценка искусства отличны от опыта и понимания природы вещей или явлений либо подобны им? А также: являются ли для опыта или оценки искусства решающими факторами характерные качества воспринимаемых вещей или явлений или же созерцательный опыт существует сам по себе? следовательно, рассуждая об эстетике современного телевидения необходимо также раскрыть следующие аспекты:

1) современное телевидение как аудиовизуальное средство массовой информации и явление из жизни общества; и

2) Механизм ценностно-эмоционального восприятия современного телевидения обществом и личностью.

К тому же современная эстетическая деятельность, определяющая специфику отношения общества к чему-либо характеризуется "эстетизацией повседневной жизни (aestheticization of everyday life), в результате которой стираются различия между искусством и повседневной жизнью, т.е., по выражению Лаша (1990 г.), "эстетический взгляд смещается и радикально расширяется, чтобы включить эстетические значения обломков кораблекрушения повседневной жизни. Иными словами, эстетизация современной жизни рассматривается в постмодерне как процесс превращения предметов, явлений общественной жизни и отдельных людей в художественные объекты и соответственно в эстетические проекты. Поэтому эстетика современного телевидения представляет собой эстетику телевидения как явления современной жизни и собственно ту эстетику, которая отражает специальное искусство, создаваемое телевидением в наши дни, т.е.

Эстетика современного телевидения = Эстетика телевидения как явления (реальности, воплощенной в материальные носители) + Эстетика специального искусства (художественных форм), создаваемого телевидением

В связи с вышесказанным, определим эстетические установки современного телевидения, как явления современной жизни, исходя из его особенностей и характерных черт.

Итак, телевидение – это аудиовизуальное средство массовой информации, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникационные возможности общества.

Телевидение можно классифицировать:

1. По способу трансляции: эфирное, когда вещательные организации используют традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя, спутниковое, кабельное.

2. По типу деятельности: вещательные организации, осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых бывают компании, лишь ретранслирующие другие станции, но в большинстве это универсальные телеорганизации, имеющие собственное телепроизводство и доступ к эфиру; программопроизводящие или продюсерские фирмы; дистрибьютеры как своеобразная структура телевещания;

3. По принципу образования: из старых структур в новообразованные;

4. По охвату аудитории:  общенациональные, межгосударственные, региональные, местные;

5. По специализации программ: общие и специализированные;

6. По финансированию: бюджетные, самофинансируемые (за счет доходов от рекламы); абонентной платы и рекламы; диверсификации бизнеса, т.е. создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги "нетелевизионным" путем с последующим перераспределением капитала; за счет спонсоров, за счет промышленно-финансовых групп и др.

Информация о работе Эстетические возможности телевидения