Эмоции и темперамент в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 22:24, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции деловых партнеров. Любые проявления активности деловых партнеров сопровождаются эмоциями. Эмоции служат одним из главных регуляторов психического состояния личности, ее деятельности и межличностного общения. С этим связана и основная функция эмоций в деловом общении. «Она состоит в том, что они осуществляют регуляцию внутренних психических состояний деловых партнеров, их межличностных отношений и поведенческих актов. Благодаря эмоциям деловые партнеры могут воспринимать, оценивать и понимать психические состояния друг друга.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………………....2
1. Виды эмоций – аффекты ………………………………………….…………………………………………....3
2. Виды эмоций – чувства ……………………………………………………………………………..………….11
3. Темперамент …………..……………………………………………………………………….………….………..15
Заключение …………………………………………………………………………………….…………………..…….26
Литература ………………………………………………………………………………………….……………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Тамбовский Государственный Технический Университет.docx

— 40.94 Кб (Скачать файл)

Тамбовский  Государственный Технический Университет

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 
 
по дисциплине «Деловая этика» 
 
на тему «Эмоции и темперамент в деловом общении».

 

 

 

 

 
Выполнила: студентка гр.БЭК – 11зу 
 
Репина Ирина  
 
 
 
 

 

 
 
Тамбов 2013 г. 

 
Содержание 
 
Введение …………………………………………………………………………………………………………………....2 
 
1. Виды эмоций – аффекты ………………………………………….…………………………………………....3 
 
2. Виды эмоций – чувства ……………………………………………………………………………..………….11 
 
3. Темперамент …………..……………………………………………………………………….………….………..15 
 
Заключение …………………………………………………………………………………….…………………..…….26 
 
Литература ………………………………………………………………………………………….……………………..27 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) — непосредственное переживание личностью своего отношения к чему-либо.

Эмоции деловых партнеров. Любые  проявления активности деловых партнеров  сопровождаются эмоциями. Эмоции служат одним из главных регуляторов психического состояния личности, ее деятельности и межличностного общения. С этим связана и основная функция эмоций в деловом общении. «Она состоит в том, что они осуществляют регуляцию внутренних психических состояний деловых партнеров, их межличностных отношений и поведенческих актов. Благодаря эмоциям деловые партнеры могут воспринимать, оценивать и понимать психические состояния друг друга.

1. Виды эмоций – аффекты.

Среди множества эмоциональных  ощущений и переживаний выделяют три основных вида эмоций: собственно эмоции, аффекты и чувства.

Собственно эмоции имеют отчетливо  выраженный ситуативный характер. Они  связаны с оценочным отношением деловых партнеров к данным им возможным деловым ситуациям, к своим собственным поведенческим стратегиям и поведенческим стратегиям друг друга. Оценки деловых партнеров проявляются внутренне в их психических состояниях, в форме эмоциональных переживаний, а внешне — в форме эмоциональной экспрессии.

Эмоциональные переживания деловых  партнеров многомерны: они включают в себя положительные эмоции (удовлетворение, радость, надежду, восторг, творчество), отрицательные (боязнь, робость, тревогу, уныние, горе, страх, злость), смешанные, в которых сочетаются и положительные и отрицательные оттенки. Положительные эмоции деловых партнеров побуждают их к сохранению межличностного общения и к достижению компромисса в решении деловой проблемы. Отрицательные эмоции, напротив, играют дезорганизующую роль в межличностном общении деловых партнеров. Они стимулируют избегание психологического воздействия деловых партнеров друг на друга и в конечном счете содействуют, прекращению деловых контактов. Например, злость или страх могут настолько нарушить поведенческую стратегию делового партнера, что это приведет его к отказу заключать или продлевать деловой контракт или вынудит его занять в переговорах более жесткую и бескомпромиссную позицию.

Важнейшая особенность эмоций состоит в том, что они способны предвосхищать динамику деловой ситуации, опираясь на актуализацию представлений о вероятностных ее изменениях. Например, партнер, который не подготовился к деловому разговору, ожидает разочарования и неудовлетворения от него. В типичных, часто встречающихся деловых  ситуациях партнеры ориентируются на свои собственные стереотипные и поведенческие стратегии, которые были ранее апробированы в деловой практике. В неопределенных ситуациях, когда информации крайне недостаточно для делового успеха, чаще проявляется защитная и мобилизующая функция эмоций. В таких ситуациях эмоции делового партнера способствуют поиску новой информации за счет активизации сенсорной системы и создания маловероятных и случайных ассоциаций.

В межличностном общении эмоции могут передаваться от одного делового партнера к другому на основе уподобления, подражания сопереживания, спонтанного психического заряжения и эффекта синхроничности. Формирующийся при этом «эмоциональный язык» деловых партнеров внешне проявляется в изменении их психомоторики, двигательных и физиологических реакций, а также в экспрессивности. Более выраженная экспрессивность проявляется у тех деловых партнеров, кто передает информацию о своих внутренних психических состояниях с помощью мимики, жестов, пантомимики и экспрессивной речи.

Однако отсутствие внешнего проявления эмоций у делового партнера не означает, что он не испытывает эмоциональных переживаний. Они могут тщательно скрываться под маской внешнего спокойствия, безразличия и невозмутимости.

Эмоции не только регулируют, но зачастую и управляют поведением деловых  партнеров, служат способом их самоактуализации.

Эмоции в деловом общении  выполняют и важную компенсаторную функцию. Она может проявиться при  так называемой «эмоциональной разрядке», когда положительные эмоции несколько  снижают жесткий и бескомпромиссный характер интеллектуально напряженной  деловой ситуации.

Особым видом эмоций являются аффекты. В отличие от собственно эмоций аффекты  воспринимаются и непосредственно переживаются личностью в очень сильной и динамичной форме. Они характеризуют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями.

Отличие собственно эмоций от аффектов особенно проявляется тогда, когда  возникает эмоциональная реакция  личности на аффект. Например, возникновение  тревоги и раскаяния после  проявленного гнева и ярости. Первое определение аффектов было дано Аристотелем в его книге «О душе». Он определял аффекты как все то, чему сопутствует удовольствие или страдание. В качестве примеров аффектов Аристотель называл гнев, страх, зависть, отвагу, ненависть, ревность, радость.

В деловом общении аффекты, как правило, развиваются в кризисных, конфликтных ситуациях, когда деловые партнеры не могут справиться с неожиданно возникшей эмоциональной напряженностью. Формируясь в качестве доминанты всех психических процессов, аффекты навязывают деловым партнерам определенный способ разрешения конфликтной ситуации: агрессию, гнев, страх или другие аффективные состояния.

Аффекты сопровождаются снижением способности деловых партнеров к изменению направленности внимания, к пониманию сущности деловой проблемы, к созданию адекватных образов друг друга. Поведение деловых партнеров становится импульсивным, мало контролируемым. При этом резко сужается поле восприятия информации, ее сущностного смысла, так как внимание деловых партнеров концентрируется лишь на объекте, который вызывает аффект.

Особенность аффектов состоит в  том, что они оставляют после  себя устойчивые аффективные следы, аффективные комплексы в индивидуальной психике деловых партнеров.

Причиной аффектов в деловом  общении может послужить и завышенная самооценка одного из деловых партнеров, его стремление к самоутверждению и достижению одностороннего успеха. Вызывают аффекты и разного рода оскорбления и несправедливости в межличностных отношениях деловых партнеров.

В деловом общении может проявиться и аффект неадекватности, для которого характерно устойчивое отрицательное эмоциональное состояние.

Аффект неадекватности чаще всего  возникает на основе неуспеха делового партнера в межличностном общении, в решении деловой проблемы. В  состоянии аффекта неадекватности деловой партнер избегает осознания своей несостоятельности и сохраняет завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний к другим деловым партнерам.

Большую роль в деловом общении имеют субъективные цели, ценности и предпочтения деловых партнеров. Ими в значительной степени определяются особенности стратегий поведения деловых партнеров в данной деловой ситуации. Бели партнеры преследуют различные цели в данной деловой ситуации, то, имея даже во многом схожий профессиональный и межличностный опыт общения, они будут разрабатывать различные поведенческие стратегии достижения этих целей и принимать существенно различные решения. Например, российский бизнесмен, приверженный патриотическим целям и ценностям, будет руководствоваться в деловых отношениях с зарубежными партнерами в первую очередь российскими национальными интересами.

Эмоции деловых партнеров могут  отличаться по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине воздействия  на психику и поведение, направленности. Так, раздражение делового партнера, вызванное действиями рядового сотрудника фирмы и действиями руководителя фирмы, будет отличаться по интенсивности  и степени выраженности.

Как показали психологические исследования, существует определенная зависимость между уровнем эмоциональной активности и успешностью деятельности деловых партнеров. Слабо интенсивные эмоции не обеспечивают достаточной динамики деятельности деловых партнеров, а слишком сильные дезорганизуют ее и делают деловую ситуацию неуправляемой.

Существует некоторый средний  оптимальный уровень эмоциональной  активности, характерный для каждого  из деловых партнеров, который и  обеспечивает успешность их деятельности в разнообразных деловых ситуациях. В процессе психологических исследований была установлена также соотнесенность когнитивных представлений деловых партнеров и их эмоциональных переживаний. Если когнитивные представления партнеров успешно реализуются в деловой ситуации и их ожидания подтверждаются, у деловых партнеров возникают положительные эмоциональные переживания. Если есть расхождение между когнитивными представлениями партнеров и их реализацией в деловой ситуации, у деловых партнеров возникают и усиливаются отрицательные эмоции.

2. Виды эмоций – чувства

Высший продукт развития эмоций — чувства. В отличие от аффектов и собственно эмоций чувства более устойчивы, долговременны и имеют отчетливо выраженный предметный характер. Чувства выделяют в объектах и явлениях действительности только то, что имеет для личности стабильную потребностно-мотивационную значимость. В то же время чувства обладают амбивалентностью — внутренней эмоциональной противоречивостью, связанной с двойственным отношением к объекту. Эта двойственность выражается в том, что в одном и том же чувстве существуют в неразрывном единстве как положительные, так и отрицательные эмоции. Например, чувство любви может порождать целый спектр противоречивых эмоций и аффектов: радость, печаль, тревогу, досаду, сожаление, ревность, гнев. В то же время и одна и та же эмоция может отражать разные чувства: тревога может быть вызвана как чувством любви, так и чувством вины.

В современной классификации чувств в качестве основных выделяют моральные (нравственные) чувства, которые выражают повседневные межличностные отношения людей (чувства дружбы, любви, тоски, совести, вины, жалости, зависти и др.); эстетические чувства, которые связаны с восприятием личностью красоты, гармонии объектов внешнего мира (чувства прекрасного, возвышенного комического, трагического); духовно-интеллектуальные чувства, имеющие более обобщенный характер и отражающие духовный мир и социальную сущность человека (чувство патриотизма, любви к Родине, долга, чести, достоинства, справедливости).

В деловом общении проявляется  весь многообразный спектр человеческих чувств. Нравственное начало в межличностном общении деловых партнеров неразрывно связано с чувством совести. Оно отражает моральные обязательства деловых партнеров друг перед другом за соответствие своих собственных когнитивных и поведенческих стратегий гуманистическим ценностями: честности, корректности, человеколюбию, порядочности, вежливости, уважению к позициям друг друга, соблюдению договоров и принятых обязательств. Деловой партнер, обладающий совестью, не допускает в межличностных отношениях намеренного обмана, лжи, принуждения, фальсификации позиций других партнеров.

Всякий обман, непорядочность в  деловых отношениях могут принести лишь временное вознаграждение, а  недобросовестность при заключении сделки оборачивается против самих же недобросовестных, так как с ними перестают иметь дело.

Непреходящей ценностью в деловой  практике обладают и такие чувства  деловых партнеров, как чувства справедливости, ответственности, долга, патриотизма. Так, чувство справедливости оказывает существенное влияние на межличностные отношения деловых партнеров. Оно в немалой степени регулирует как психическую напряженность, так и эмоциональность этих отношений и может привести к укреплению межличностных отношений или, напротив, к их разрыву. В связи с этим интерес представляет концепция справедливости американских психологов Ричарда Хьюсмана и Джона Хэтфилда. Они установили, что в межличностных отношениях деловых партнеров проявляются чаще всего три аксиомы справедливости " Первая аксиома справедливости связана с тем, как деловые партнеры оценивают свои межличностные отношения на основе сравнения того, что они вкладывают в эти отношения и что получают взамен. Любое нарушение равновесия вкладов и отдачи в межличностных отношениях деловых партнеров приводит к формированию у них определенного чувства тревоги, беспокойства, эмоциональных переживаний. С этими переживаниями деловых партнеров связано проявление и второй аксиомы справедливости, согласно которой переоценка вклада в межличностные отношения может вызвать чувство вины, а недооценка — чувство обиды. Третья аксиома справедливости связана с потребностью деловых партнеров восстановить справедливость во что бы то ни стало. Любая из ситуаций несправедливости, детерминируя эмоциональные и поведенческие реакции деловых партнеров, приводит к негативным последствиям. 
В современной российской деловой культуре нарушение чувства справедливости в межличностных отношениях деловых партнеров становится повседневной нормой. И этому в немалой степени способствует складывающаяся социально-экономическая ситуация: произвол бюрократии и преступных группировок в отношении людей, которые отважились на развитие собственного дела, законодательная и правовая незащищенность. Все это и принуждает российский бизнес к нелегальным и нелигитимным формам выживания и сосуществования с властью и обществом.

Формула успеха российских предпринимателей как внутри страны, так и за рубежом  должна с необходимостью включать в  себя создание цивилизованного имиджа своей фирмы, корпорации и своей страны. Осознание российскими предпринимателями единства своих деловых и российских национальных интересов в межличностных отношениях с зарубежными деловыми партнерами является важнейшим условием утверждения России на международном рынке. Однако пока, к сожалению, приходится констатировать, что представителей современной российской бизнес-элиты мало заботят экономические и национальные интересы России. Об этом свидетельствует широкий вывоз бизнесменами капиталов и ресурсов из страны, массовое приобретение ею земельных участков, недвижимости и другой собственности вне пределов России. 
Такое поведение представителей бизнес-элиты способствует формированию о них мнения как о непатриотично настроенных гражданах и деловых партнерах, преследующих только собственные корыстные интересы.

Информация о работе Эмоции и темперамент в деловом общении