Роль этики в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми.

Содержание

1) Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3
2) Понятие этики. Этика и мораль……………………………………………………………………………………...4
3) Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении……………………….5
4) Современные взгляды на место этики в деловом общении……………………………………….7
5) Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….10
6) Литература………………………………………………………………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

реф эдо.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

    БУРЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ им. В.Р. ФИЛИППОВА

Факультет: Государственное и муниципальное управление

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Этика делового общения

На тему: « Роль этики в деловом общении».

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Захарова Л.Н

Группа  №: 17321

3 курс

Заочное отделение

 

 

г. Улан-Удэ

 

Содержание

1) Введение………………………………………………………………………………………………………………………….3

2) Понятие этики. Этика и мораль……………………………………………………………………………………...4

3) Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении……………………….5

4) Современные взгляды на место этики в деловом общении……………………………………….7

5) Заключение…………………………………………………………………………………………………………………….10

6) Литература………………………………………………………………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Деловое общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение определенной цели, конкретных задач. Специфической особенностью делового общения является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Этические нормы, в которых выражены представления человека о добре и зле, о справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков, выступают одним из главных регуляторов отношений между людьми. Для каждого общества существует система общепринятых норм, правил, определяющих степень этичности поведения человека в общении.  От знания этих норм, умения и навыков их применения зависит успех общения. 

Пособие, включающее материалы лекционного курса  по дисциплине «Этика делового общения», знакомит с понятиями этики нормативной  и этики деловой, дает представление  о формах и средствах делового общения, о правилах поведения в конфликтных ситуациях. Один из разделов пособия посвящен теме профессиональной этики и, в частности,  вопросам этики общения в сфере издательской деятельности, проблемам профессионального общения редактора: взаимоотношениям редактора и других участников редакционно-издательского процесса, редактора и автора. Каждая тема пособия затрагивает этический аспект отдельной проблемы делового общения.

 Речь идет  об этических нормах общения  в ходе деловой беседы и деловых переговоров, делового разговора по телефону, при общении с использованием Интернета и факсимильной связи. Даны также рекомендации по написанию наиболее распространенных видов служебных документов: заявления и резюме.  Пособие состоит из восьми разделов, каждый из которых представляет собой краткое изложение содержания отдельной темы дисциплины; приложений, в которых представлены фрагменты из проекта «Российского кодекса предпринимательской этики», небольшая часть «Риторики» Аристотеля, а также контрольные тестовые задания и ключи к ним. Библиографический список содержит перечень литературы и Интернет-ресурсов по дисциплине «Этика делового общения».

Пособие можно  использовать при подготовке к семинарским  занятиям и к итоговому зачету.

 

1. Понятие этики. Этика и мораль

Слово «этика» (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях: во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность; во-вторых, как совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы. Термин «этика» ввел Аристотель, обозначив им совокупность этических добродетелей и науку, которая отвечает на вопросы, что такое добродетель и что должен делать человек, чтобы быть добродетельным. Важнейшие категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые другие.

 Вся традиция  этики замыкается на выяснении  того, что является должным для человека, т. е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Стремясь разграничить добро и зло, определить, что такое добродетель, люди выработали нормы морального поведения – сложную систему правил, позволяющих людям сосуществовать. Нормы морали выражаются в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Должное в морали не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью.

С одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых связана часто с нарушением нравственных норм. Этот внутренний конфликт между возвышенным идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно этот конфликт проявляется в деловом общении.

 Мораль всегда  предполагает определение нравственного  идеала, образца для подражания. В современной деловой практике  такие черты, как трудолюбие, бескорыстная  доброжелательность, пунктуальность, точность, справедливые решения  и т. п., квалифицируются как моральные качества.

И наоборот, взяточничество, беспринципность, коррупция, подтасовка фактов, уклонение от ответственности и пр. оцениваются как аморальные. Понятие этики ассоциируется с правилами, стандартами поведения. Соответственно и в сфере деловой этики ценятся в первую очередь надежность, порядочность, умение выполнять обещание.

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика»  впервые употребил

Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные    нравственные поступки.

Мораль –  это система этических ценностей, которые признаются человеком.

Мораль –  важнейший способ нормативной регуляции  общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими  категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость»,

«благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп,

общностей или  личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и от «сверхчеловека». Поэтому «тот кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодавлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».

Специфика делового общения обусловлена тем, что  оно возникает на основе и по

поводу определенного  вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.

Деловое общение  является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы,

какое содержание в них вкладывает, в какой степени  он вообще их учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.

С учетом всего  вышесказанного этику делового общения  можно определить как

совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

 

2. Общение. Деловое общение. Этические нормы в деловом общении

 

Общение – процесс  взаимодействия общественных субъектов, социальных групп, общностей или личностей, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества. Именно в процессе общения происходит специализация личности и ее

самореализация. В зависимости от целей можно  выделить разные виды общения. Например, цель развлекательного общения – получить удовольствие от встречи и разговора друг с другом; фатическое общение («светское» общение, то есть разговор на общепринятые темы) используется, когда людям нужно поддержать контакт друг с другом, подтвердить дружеские отношения. Фатическое и развлекательное общение не имеют предметной или информационной цели, а предполагают в основном лишь коммуникативные цели – установление, поддержание, возобновление, сохранение, развитие контакта между людьми. Деловое общение направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего

результата. В  деловом общении человек ставит задачу убедить партнера принять конкретные предложения, побудить партнера предпринять конкретные действия, дать необходимую информацию, побудить собеседника учесть в своих действиях его интересы и т. д.

Деловое общение  – необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений между людьми. Регулятором этих отношений являются этические нормы, в которых выражаются представления человека о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. В процессе делового общения каждый сознательно или стихийно опирается на эти представления. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может облегчить общение, сделать его более эффективным, но может и затруднить это общение или даже

сделать его  невозможным.

 Чаще всего  нарушение моральных норм наказывается общественным порицанием, которое проявляется в различных формах: в виде критических замечаний, осуждения, отказа в общении, в нежелании продолжать дружеские и любые другие отношения. Нормы морали не зафиксированы в государственных документах, этим они отличаются от правовых норм, нарушение которых наказывается по законам государства.

Этика делового общения занимается выявлением норм и правил общения, принятых в тех или иных ситуациях и условиях общения, а также прогнозированием и определением линии поведения и изучением факторов, влияющих на поведение в деловой сфере.

 Нравственная сторона делового общения играет большую роль. В практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не забывать в деловых отношениях золотое правило морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении есть ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать неудач в процессе общения:

• в морали следует  хвалить других, а предъявлять  претензии к себе;

• нравственное отношение  окружающих к нам зависит, в конечном счете, только от нас самих;

• когда речь идет о практическом утверждении норм морали, основной

императив – начни с себя.

Специфика делового общения обусловлена тем, что  оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведения людей.

Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это, прежде всего, получение максимальной прибыли.

Этику делового общения можно определить как  совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.

Деловая этика  базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним. Основа современной деловой этики – социальный контракт (неформальное соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса, так и общество в целом).

Информация о работе Роль этики в деловом общении