Речевой этикет в обыденном общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:42, реферат

Краткое описание

Практическая значимость: в процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, В ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистанционно.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...............3
1. Понятие речевого этикета
1.1 Регулирующие правила речевого поведения…………………….4
1.2 Специфика речевого этикета……………………………………….6
2. Речевая этика обыденного общения
2.1 Нормы разговорной речи………….………………………………..7
2.2 Правила ведения речи …………………………..………………….9
2.3 Вы – общение и ты – общение……………………………………..10
2.4 Прием «Золотые слова»……………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 54.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Математический  факультет

 

 

 

 

Реферат по курсу  «Русский язык и культура речи»

 

 Речевой этикет в обыденном общении

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы МК-201

Степанищева А.А.

Проверила:

Голованова  И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Челябинск 2013

 

 

Содержание

 

 

Введение  ……………………………………………………………...............3

1. Понятие речевого этикета

        1.1 Регулирующие правила речевого поведения…………………….4

        1.2 Специфика речевого этикета……………………………………….6

  2. Речевая этика обыденного общения

       2.1 Нормы разговорной речи………….………………………………..7

       2.2 Правила ведения речи …………………………..………………….9

       2.3 Вы – общение и ты – общение……………………………………..10

      2.4 Прием «Золотые слова»……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………..15

Список  использованной литературы………………………………………17

Приложение………………………….………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что речевой этикет во многом способствует культуре общения. Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень языковой и, в конечном итоге, общей культуры человека.

Практическая значимость: в процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, В ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к «образцу», сложившемуся в сознании носителей языка, действовать по правилам коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными формами общения, уметь общаться контактно и дистанционно.

Цель работы: рассмотрение аспектов этики речевого общения и этикетные формулы речи; определение основных формул речевого этикета в обыденном общении.

Задачи работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие речевого этикета

        Речевой этикет - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: "Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности". К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

        Границы явления речевого этикета. В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации. Это постулаты, сформулированные Г.П.Грайсом (1975), которые выводятся из лежащего в основе всякого общения принципа кооперации. К постулатам речевого общения относятся:

- постулаты качества (сообщение не должно быть ложным или не имеющим под собой должных оснований)

-постулат  количества (сообщение не должно быть ни слишком кратким, ни слишком пространным)

- постулат отношения (сообщение должно быть релевантным для адресата)

-постулат  способа (сообщение должно быть ясным, четким, не содержать непонятных для адресата слов и выражений и т.д.).

          Нарушение одного или нескольких из этих постулатов в той или иной степени влечет за собой коммуникативную неудачу.

           Другие важные требования – например, постулаты вежливости (всякое сообщение должно быть вежливым, тактичным и т.д.) – не включаются Грайсом в число основополагающих, поскольку задачей сообщения считается эффективная передача информации. Показательно, что даже при столь утилитарной постановке задачи приходится рассматривать требования речевого этикета как необходимые условия успешной коммуникации. Тем более эти требования значимы для сообщений, которые имеют другие функции: налаживания межличностных контактов, привлечения слушателей на свою сторону и т.д. В этих случаях постулаты вежливости неизбежно выступают на передний план. Другие же, например постулаты отношения, оттесняются на периферию. Так, во многих учебниках по рекламе рекомендуется воздерживаться не только от любых высказываний, оскорбляющих или задевающих адресата, но и от высказываний, которые могли бы вызвать у него нежелательные ассоциации. Например, слоган: “Наше пиво – пиво, от которого не толстеют” был признан неудачным, поскольку напоминает о самом факте, что от пива толстеют. Таким образом, требования релевантности и правдивости оказываются в данном случае второстепенными.

          Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы этой системы могут реализовываться на разных языковых уровнях:

-на уровне лексики и фразеологии: специальные слова и устойчивые выражения (Спасибо, Пожалуйста, Прошу прощения, Извините, До свиданья и т.п.), а также специализированные формы обращения (Господин, Товарищ и т.п).

-на грамматическом уровне: использование для вежливого обращения множественного числа (в том числе местоимения Вы); использование вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, который час? Не могли бы Вы немного подвинуться? и т.п.).

-на стилистическом уровне: требование грамотной, культурной речи; отказ от употребления слов, прямо называющих непристойные и шокирующие объекты и явления, использование вместо этих слов эвфемизмов.

-на интонационном уровне: использование вежливой интонации (например, “фраза Будьте любезны, закройте дверь” может звучать с разной интонацией в зависимости от того, предполагается в ней вежливая просьба или бесцеремонное требование).

-на уровне орфоэпии: использование Здравствуйте вместо Здрасте, Пожалуйста вместо Пожалста и пр.

-на организационно-коммуникативном уровне: запрет перебивать собеседника, вмешиваться в чужой разговор и т.д.

              

                         1.2 Специфика речевого этикета

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения  к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего настроения»  — настроенности на собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на объем знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики,  но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду.

Этикет употребляет  наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом или  в гостях, это вообще все нормы  наших взаимоотношений. При помощи таких, с детства усвоенных правил, мы регулируем наши взаимодействия с  окружающими.

 

Функции речевого этикета:

-Контактоустанавливающая – привлечь внимание, побудить к вступлению в контакт.

-Поддержание контакта между людьми.

-Демонстрация вежливого, уважительного отношения к собеседнику.

-Регулирующая – регулирование поведения людей в обществе

-Профилактика конфликтов.

 Общие принципы речевого этикета:

-Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов,

обсуждения  тем, которые могут оказаться  неприятными для него

-Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

-Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики              взглядов собеседника

-Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Главный этический  принцип речевого общения – соблюдение паритетности – находит своё выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

 

2.1Речевая этика обыденного общения

Как известно, в сфере нашего обыденного общения  функционирует разговорная речь. Принято отмечать такие её качества, как неофициальность, непосредственность, ситуативная обусловленность, спонтанность, диалогичность, неорганизованность. Поэтому  и само общение не связанно жесткими рамками официального этикета.

В обыденном общении можно выделить:

-общение совместно проживающих членов семьи

-общение родственников, не проживающих совместно

-дружеское общение

-общение знакомых

-общение незнакомых людей 

Сложно выделить определенную цель обыденного общения, как правило, оно направлено на установление, развитие, поддержание семейных, дружеских, родственных отношений. Отсюда и тематика разговора: хозяйственные дела, школа, работа, проведение досуга и т.д.

А любое общение сопровождается нормами речевого этикета, которые могут варьироваться в зависимости от ситуации, времени, группы коммуникаторов.

Но можно выделить и общие черты:

-речевой этикет противостоит грубости. А грубость, хамство мешают жизни, общению, знакомствам.

-уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность помогают словесно выразить речевой этикет.

-, главный этический принцип речевого общения — соблюдение паритетности — находит свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на всем протяжении разговора.

Составляющие  акты общения:

- Формулы представления, официального и  неофициального приветствия (Например :”Давайте познакомимся, разрешите с вами познакомиться”)

-    Формулы пожелания, приглашения, поздравления, просьбы, совета,

рекомендации, отказа (Например :” Позвольте (разрешите) пригласить вас…,

приходите на праздник (юбилей, встречу), будем рады видеть вас. ”)

-    Формулы  прощания (Например :” До завтра, до вечера, до свидания.”)

 

2.2. Правильное ведение речи.

Этические нормы  воплощаются в специальных этикетных речевых формулах и выражаются в высказываниях целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными словоформами, так и словами неполнознаменательных частей речи (частицами, междометиями).

          В каждом языке закреплены способы выражения наиболее частотных и социально значимых коммуникативных намерений Так, при выражении просьбы в прощении, извинении принято употреблять прямую, буквальную форму, например, Извини(те), Прости(те). При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом, небуквальном высказывании, смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за адресатов право выбора поступка; например: Не мог бы ты сейчас сходить в магазин?; Ты сходишь сейчас в магазин? При вопросе  Как пройти?.. Где находится?..  также следует предварить свой вопрос просьбой Вы не могли бы сказать?; Вы не скажете?..

Приветствие и обращение задают тон всему  разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.д.

Важную роль играет также ситуация общения. Обращение  выполняет контактоустанавливающую  функцию. В фактическом общении, в речи близких людей, в разговорах с детьми обращение часто сопровождается или заменяется перифразами, эпитетами  с уменьшительно-ласкательными суффиксами: милочка, киса, ласточка.

При обращении  к незнакомым людям следует помнить, что существуют различные национальные и культурные традиции, которые предписывают определенную форму обращения.

Существуют этикетные формулы  поздравлений: сразу после обращения  указывается повод, затем пожелания, затем заверения в искренности чувств, подпись. Устные формы некоторых жанров разговорной речи также в значительной степени несут печать ритуализации, которая обусловлена не только речевыми канонами, но и «правилами» жизни, которая проходит в многоаспектном человеческом «измерении». Это касается таких ритуализованных жанров, как тосты, благодарности, соболезнования, поздравления, приглашения.

Вежливое поведение в речевом  общении предписывает выслушивать  реплики собеседника до конца. Однако высокая степень эмоциональности  участников общения, демонстрация своей  солидарности, согласия, введение своих  оценок «по ходу» речи партнера —  рядовое явление диалогов и полилогов  праздно речевых жанров, рассказов  и историй-воспоминаний. Перебивание  собеседника — это сигнал некооперативной  стратегии. Такого рода перебивы встречаются  при потере коммуникативной заинтересованности. Культурные и социальные нормы жизни  предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения.

Информация о работе Речевой этикет в обыденном общении