Референтная группа и лидерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 06:38, контрольная работа

Краткое описание

Участие личности во многих видах социальной деятельности обуславливает ее принадлежность к самым различным социальным группам. Главная психологическая предпосылка образования группы - потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Сила влияния той или иной группы на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда определенная группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называется группа, с которой личность отожествляет или сравнивает себя. Референтные группы могут включать людей разных возрастов и не обязательно работающих в одном отделе, - она может быть сквозной. Группы могут быть большими, включая нацию, или всех тех, кто исповедует определенную религию, но могут быть и малыми, такими как семья или компания друзей.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловые коммуникации.docx

— 32.87 Кб (Скачать файл)

Проблема лидерства и  руководства является одной из координальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, но и психологически описывают субъекта интеграции.

 

ЗАДАНИЕ

Дайте определения  понятиям «конформизм» и «нонконформизм»  и назовите факторы социальной ситуации, влияющие на них.

Приведите примеры  из личной практики деловой коммуникации.

Конформизм - стремление личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы.

В исследованиях группового давления и конформизма проблема взаимодействия индивидов и малой  группы предстает как проблема влияния  большинства членов группы на поведение  отдельных индивидов или меньшинства.

Выделяют 2 вида данного понятия:

  • Уступчивость - проявляется в демонстрации внешнего согласия, не затрагивающего истинные позиции человека.
  • Одобрение- действительное преобразование установок человека.

Факторы, влияющие на степень  конформизма:

  • Характеристика личности (возраст, пол, культурные различия, профессиональная деятельность и т.п.)
  • Характеристика группы, оказывающей давление. Как правило, если группа до пяти человек, то мнения могут различаться. Если в группе более пяти человек, то проявляется конформное поведение членов группы.
  • Характеристика проблемы: чем сложнее задача или проблема, тем восприимчивее члены группы.
  • Характер взаимоотношений индивида и группы: на уровень конформизма влияет статус индивида.

Люди проявляют конформизм вследствие информационного влияния  и вследствие нормативного влияния, то есть проявляют конформизм, так  как не хотят быть отвергнутыми.

Классическим примером конформизма  является ситуация "Голого короля" Г.-Х. Андерсена.

Власть в группе удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали со среднегрупповыми. В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для отдельного человека состоит в том, чтобы придерживаться коллективных истин ("если ты не можешь делать, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь"). Более того, в том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и потому большинство начинает оказывать на него давление - давление конформности - в виде насмешек, социального осуждения или даже прямого отторжения "отклоняющегося" лица.

Конформность здесь понимается как соответствие некоему признанному или требуемому стандарту. Конформность (конформные реакции) как усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей в общем случае является необходимым аспектом социализации личности, но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными.

Давление конформности сказывается на человеке особенно сильно, если он:

  • Нуждается в одобрении или поддержке;
  • Недостаточно верит в себя;
  • Испытывает тревогу.

Примером может служить  классический эксперимент Эша, 1951. В комнате 7 испытуемых, которые сравнивают между собою по длине два одинаковых отрезка. Шесть (подсадных) человек дают неправильный ответ. Седьмой является истинным испытуемым. В этой ситуации 77% дали неправильный ответ хотя бы один раз, а 33% систематически соглашались с неверным мнением группы.

Давление конформности отсутствует, если "подсадной" один, и достигает максимума, когда их 5-8. В малой группе оно проявляется только при отсутствии социальной поддержки у испытуемого (достаточно ввести в группу хотя бы одного согласного с испытуемым, и оно исчезает).

Эксперименты показывают, что сильнее всего давление конформности сказывается в небольших группах подростков. В 12-13 лет ему подвержен каждый второй, с 19 и до смерти - каждый третий.

Давлению конформности, осуществляемому в масштабах всей страны (различные тоталитарные режимы), противостоять значительно труднее. Здесь, в большой группе, количество людей, подверженных ему, гораздо больше, чем 1/3. Люди начинают искренне менять свой образ мыслей и действий, теряя собственное лицо.

Проблеме социального  влияния меньшинства посвящено  значительное количество преимущественно  европейских экспериментальных  исследований, свидетельствующих, что  относительно немногочисленная часть  общности, отстаивающая противоречащие общепринятым взглядам, может изменить и изменяет позицию большинства. По-разному интерпретируя феномен такого влияния, авторы единодушны в одном: не обладая ни властью, ни априорным авторитетом, меньшинство прямо и косвенно воздействует на умонастроение и поведение большинства, а итоги этого воздействия, в конечном счете, сопоставимы с глубиной влияния самого большинства на меньшинство.

Основные факторы:

  • Последовательность в доказательстве своего мнения.
  • Уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний.
  • Наличие отступников со стороны большинства.

Последствия влияния меньшинства:

  • Появление инноваций.
  • Наличие разногласий в группе приводит к появлению большего разнообразия предлагаемых решений.

В исследованиях С. Московичи  испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определить цвет и интенсивность  окраски, проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы – подставные лица – в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. Однако по результатам эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных  членов групп. Около 10% неосведомленных  испытуемых давали оценки, совпадающие  с подставными. Когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами, в экспериментальной группе испытуемые, чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. При этом наиболее часто смещение оценок в пользу меньшинства проявлялось у тех испытуемых, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению большинства.

Из деловой практики можно  привести в пример ситуацию такого плана: в рабочий  коллектив, который  и будет представлять собой малую  группу, приходит новый человек, индивид. В коллективе есть некоторые правила  и установки, к примеру, все ходят  обедать не в столовую, предусмотренную  организацией, а в небольшое кафе напротив. Человек, который возможно не считает, что решение группы неверно и считает это необязательным, скорее всего, направится обедать со всеми. В данной ситуации индивид подвергается нормативному влиянию и не хочет быть отвергнутым остальными членами группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Референтная группа и лидерство