Основы общей теории морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:25, курс лекций

Краткое описание

В настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности». Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности «сверхчеловека», мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии.

Вложенные файлы: 1 файл

этика.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Этика. Курс лекций

                  Владимирский государственный университет

 

 

 

                                П. Е. Матвеев

 

 

 

                                    ЭТИКА

                             Основы общей теории

                                   морали

 

 

 

                                    [pic]

 

 

 

                              Владимир     2002

 

                Министерство образования Российской  Федерации

 

                  Владимирский государственный университет

 

 

 

                                П.Е. Матвеев

 

 

 

                                    ЭТИКА

 

                         Основы общей теории морали

 

                                 Курс лекций

 

                           Ч а с т ь  п е р  в а я

 

 

 

      Владимир  2002

 

 

 

ББК   87.715.4

           М 33

 

 

                                 Рецензенты:

 

         Доктор философских наук, доктор  юридических наук, профессор

                                В.С. Жеребин

 

                    Заведующий кафедрой философии  ВлГПУ,

      кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного

                        педагогического университета

                                Е.А. Плеханов

 

 

           Печатается по решению редакционно-издательского  совета

                 Владимирского государственного университета

 

 

Матвеев П.Е.

М33  Этика.  Основы общей теории морали: Курс лекций.  Ч. 1 / Владим.

      гос. ун-т. – Владимир, 2002.  51 с.

ISBN 5-89368-309-9

 

Курс лекций  ставит своей целью ознакомить  студентов  с  основами  общей  и

профессиональной этики.   В первой  части  раскрываются  темы,  связанные  с

природой, структурой,  функциями  морали.   Во  второй,  планируемой,  части

будут  проанализированы  нравственные  ценности  и  основы  профессиональной

этики, в частности, этики бизнеса. В книге дан библиографический список  к

каждой лекции, а также указаны дополнительные  вопросы  для  контроля,  темы

докладов и  рефератов.

Предназначен  для  студентов  гуманитарных,  технических   и   экономических

специальностей  очной и заочной форм обучения.

 

                                                              ББК   87.715.4

 

         ISBN 5-89368-309-9                                   ( Владимирский

                                                             государственный

 

                                                           университет, 2002

 

 

 

                                 ПРЕДИСЛОВИЕ

 

      В  настоящее  время  в   российском  обществе  происходит  определённая

«переоценка ценностей».  Вместо прежней  системы  ценностей,  развиваемой  в

социалистическом  обществе, утверждается новая система.  Однако эти  процессы

протекают противоречиво, когда вместе  с  действительными  общечеловеческими

моральными  ценностями  начинают  насаждаться  и  ложные   «псевдоценности».

Наряду  с  ростом внимания части населения к  морали  и  религии,  происходит

рост  преступности,  нигилизма.    В   обществе   получают   распространения

различного   рода   учения,   отстаивающие    культ    силы,    антиценности

«сверхчеловека»,  мистику  и   аморализм.    Поэтому   очень   важно   иметь

фундаментальные  научные  знания  о  морали  и  религии.   И  это   особенно

существенно для  молодёжи, не имеющей  должного  жизненного  опыта  и  нужных

знаний, чтобы  правильно оценить поступающую  информацию.

      Современная Россия приобщается  к  глобальной  экономике,  вступает  в

мировой рынок, где действуют определённые нравственные  нормы  хозяйственной

этики.  И Россия должна  следовать  общепринятым  нравственным  принципам  в

сфере  бизнеса  и  предпринимательства,  если  желает  быть  равноправным  и

уважаемым партнёром.  Кроме того, каждая профессия имеет  свои  нравственные

особенности,  знание  которых  и  следование  которым   характеризуют   нашу

профессиональную  культуру и способствуют  нашему  профессиональному  успеху.

Но чтобы следовать  нормам профессиональной этики, надо их знать и  правильно

оценивать.

      Предлагаемый  курс  лекций  ставит  своей  целью  оказать   помощь  при

изучении дисциплин  «Этика», «Этика бизнеса», «Этика предпринимательства».

      В российской этике уже имеются  учебники по общему  курсу   этики  и  по

профессиональной  этике.  Можно выделить такие учебники, как  Гусейнов  А.А.,

Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998; Этика / Под общ. ред.     А.А.  Гусейнова  и

Е.Л. Дубко. - М., 2000; Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М., 2001   и др.

Предлагаемое   учебное   пособие   дополняет   текст   учебников   и   может

рассматриваться как дополнительный источник.  Это  пособие  ориентировано  не

только  на  студентов  гуманитарных  специальностей,   но   и   технических,

экономических.    Автор  при   изложении   материала   обращался   также   к

религиозной этике, в частности, к  православному  нравственному  богословию,

чтобы приобщить  студентов к  тем  общечеловеческим  нравственным  ценностям,

которые отстаивает и развивает христианство.

      Курс  лекций  предполагает  две   части.    В   первой,   публикуемой,

раскрываются  темы, связанные с природой, структурой, функциями и  ценностями

морали.   Во  второй  части  курса  лекций  будут  проанализированы   основы

профессиональной  этики, в частности, этики бизнеса.

      Нам  представляется,  что   в   предложенном   курсе   лекций   имеется

определённый  пропедевтический  элемент,  поскольку  автор   старался   дать

систематическое изложение важнейших проблем этики по возможности   логически

последовательно и доступно.  В  книгу  включён  и  необходимый  методический

материал, поскольку  после каждой  лекции  дан  библиографический  список,  а

также  указаны  дополнительные  вопросы  для  контроля,  темы   докладов   и

рефератов.

      В конце предисловия автор  хотел бы заверить читателя, что   высказанные

им замечания  по дальнейшему  совершенствованию  предлагаемого  курса  лекций

будут с благодарностью приняты, внимательно изучены и  учтены.

 

 

 

                                    [pic]

 

 

 

                 Лекция 1.  ЭТИКА И МОРАЛЬ: ОСНОВНЫЕ  ПОНЯТИЯ

 

 

 

             Понятие этики.  Нормативная и  теоретическая  этика ?

 

 

               Понятие научной, религиозной,  профессиональной

 

 

                           этики ?  Понятие морали

 

 

 

             Понятие этики.  Нормативная и  теоретическая  этика

 

 

      Понятия добра и зла, морали  и нравственности, этики являются  одними из

самых  распространённых  в  языке,  и  в  то  же  время  одними   из   самых

многозначных  и неопределённых.  Нравственные  проблемы  при  этом  предстают

одними из самых  важных для человека.

      Так, великий немецкий философ  И. Кант писал, что «все  интересы  моего

разума (и  спекулятивные  и  практические)  объединяются  в  следующих  трёх

вопросах:

     1. Что я могу знать?

     2. Что я должен делать?

     3. На что я могу надеяться?»[1].

      Первый  вопрос  гносеологический  и  решается   чистым   спекулятивным

разумом.   Второй  вопрос  нравственный  и  решается   чистым   практическим

разумом.  Первому  вопросу посвящена,  как  многие  считают,  главная  работа

Канта – «Критика чистого разума»,  представляющая  собой  очень  глубокий  и

сложный философский  труд.   Второму  вопросу  посвящены  у  Канта  «Критика

практического  разума»  и  др.  этические  работы.   Но  сам  Кант   отдавал

предпочтение  чистому  практическому  разуму  перед   чистым   спекулятивным

разумом,  т.е.  этика  по   нему   имеет   определённое   первенство   перед

гносеологией.  «Следовательно, в соединении чистого спекулятивного разума  с

чистым практическим в одно  познание  чистый  практический  разум   обладает

первенством,  если  предположить,  что  это  соединение   не   случайное   и

произвольное»[2].  Таким образом, сложнейшая гносеология  Канта  может  быть

рассмотрена как  введение в этику.

      Гениальный художник и великий  моралист Л.Н.  Толстой  писал:  «Мы  все

привыкли думать, что нравственное учение есть самая  пошлая и  скучная  вещь,

в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем  вся  жизнь

человеческая,  со  всеми  столь  сложными   и   разнообразными,   кажущимися

независимыми  от  нравственности  деятельностями,  -  и  государственная,  и

научная, и художественная, и торговая – не имеет другой цели, как большее  и

большее уяснение,  утверждение,  упрощение  и  общедоступность  нравственной

истины»[3].

      Итак, что такое  мораль,  нравственность,  этика?   Проще  всего   дать

определение этики.  Этика есть учение о морали.  Мораль предстаёт  предметом

этики.  Этика возникает в лоне философии и  существует  по  настоящее  время

как философское  учение и философская учебная  дисциплина.  Основателем  этики

признаётся  великий  древнегреческий  философ  Сократ  (469-399  до   н.э.).

Крупнейшими этиками  в истории человечества были Платон  (428-328  до  н.э.),

Аристотель (384-322 до н.э.), Сенека (4 до н.э. –  65  н.э.),  Марк  Аврелий

(121 – 180), Августин  Блаженный (354 – 430),  Б. Спиноза  (1632 –  1677),  И.

Кант (1724 – 1804), А. Шопенгауэр (1788 – 1860), Ф. Ницше (1844 – 1900),  А.

Швейцер (1875 – 1965).  Этикой занимались  все  крупные  русские  мыслители.

Наиболее значительные работы по этике оставили св. Тихон  Задонский  (1724  –

1783), св. Феофан  Затворник (1815 – 1894), Вл.С.  Соловьёв  (1853  –  1900),

Н.А. Бердяев (1874 – 1948), Н.О. Лосский (1870  –  1965).  Мировое  значение

приобрели нравственные идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

      На развитие морали и этики  огромное влияние оказали   идеи  моралистов,

т.е. людей предлагающих новые моральные заповеди, более глубокое  понимание

известных нравственных принципов.  К числу  великих  моралистов  человечества

следует отнести  Моисея, Будду, Конфуция, Иисуса, Мухаммеда.

      Существует, однако, и попытка сделать  этику «научной», оторвав  её  от

такой  мировоззренческой,  «ненаучной»  формы  как  философия.  -   Подобная

тенденция наблюдается  в  позитивизме,  который  пытается  сделать  из  этики

строго верифицируемую научную дисциплину.   Но  в  результате  из  их  этики

уходит мораль и остаётся «этика без морали».

      Считается, что термин «этика»  ввёл Аристотель для  обозначения   особых

добродетелей  характера в отличие от дианоэтических добродетелей разума.   Он

же создаёт   и  теорию  об  этических  добродетелях  –  этику[4].   И  здесь

содержится важная мысль,  которая  окажет  влияние  на  дальнейшее  развитие

этики и  психологии,  а  именно:  человеческий  интеллект  состоит  из  двух

важнейших частей – разума и нрава.  Разум включает в себя мышление,  память;

нрав – чувства, волю.

      В отличие от во многом стихийно  формирующейся нравственности,  этика

представляет  собой  сознательную  духовно-теоретическую  деятельность.   Но

теоретически  она  решает  и  многие  из  практических   вопросов,   которые

возникают перед  человеком в жизни и  которые  связаны  с  проблемами  долга,

добра, зла, смысла жизни и т.п.  Этика рационально  осмысливает, развивает  и

формализует  некоторые интуитивно очевидные  для нас  истины  о  нравственных

ценностях, придавая тем самым  подобным  интуитивным  предположениям  статус

научно обоснованных  положений.   И  это  очень  важная,  нужная  и  сложная

работа.  Так, например, крупнейший американский этик XX века Дж.  Ролз  свою

довольно-таки сложную  концепцию «справедливости  как  честности»  строит  на

двух,  интуитивно  принимаемых  как  справедливые,  принципах   –   принципе

«равенства исходных позиций» и принципе «компенсирующего  преимущества»  для

менее  преуспевающих  членов  общества.   Поэтому  традиционно   этику   ещё

называют «практической  философией».

      Этика, возникнув в философии, тем не  менее  не  выделилась  в  особую

науку типа социологии, психологии.  Почему? – Потому, что  проблемы  добра  и

зла,  долга,  счастья,  смысла  жизни,  практического  поведения   органично

связаны с мировоззрением человека,  со  сферой  свободы его воли,  они не

определены жёстко природой  внешней  или  внутренней.   В  моральном  выборе

важна оценка, проведённая  с определённых мировоззренческих  позиций!

      В этике как теоретической  дисциплине постепенно стали   выделяться  два

рода проблем.  Один род проблем связан с нормами,  принципами,   ценностями,

т.е. с их определением, анализом, с проблемами их  формирования,  воспитания

и т.д.  Этими  вопросами занимается нормативная  этика.   Именно  нормативная

этика даёт нам  специфическое моральное знание,  для восприятия  которого

Информация о работе Основы общей теории морали