Основные понятия этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности.

Содержание

1. Рассмотрите основные понятия этики……………………………….3
2. Изложите общие этические принципы делового общения………...6
3. Практическое задание
Укажите, какие из перечисленных чувств следует отнести к:
а) моральным;
б) эстетическим;
в) интеллектуальным.
1) сомнение;
2) стыд;
3) гордость;
4) ирония;
5) удивление;
6) чувство долга;
7) призрение;
8) наслаждение………………………………………..........................10
4. Электронные ресурсы…………………………………………..…12

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 31.34 Кб (Скачать файл)

                                   Содержание

 

  1. Рассмотрите основные понятия этики……………………………….3
  2. Изложите общие этические принципы делового общения………...6
  3. Практическое задание

Укажите, какие из перечисленных  чувств следует отнести  к:

а) моральным;

б) эстетическим;

в) интеллектуальным.

1) сомнение;

2) стыд;

3) гордость;

4) ирония;

5) удивление;

6) чувство долга;

7) призрение;

8) наслаждение………………………………………..........................10

4.  Электронные ресурсы…………………………………………..…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Рассмотрите основные понятия этики

Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования .

Термин этика иногда употребляется  также для обозначения системы  моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики:

- Проблема критериев добра и зла;

- Проблема смысла жизни и назначения человека;

- Проблема справедливости;

- Проблема должного.

Классификация этических ценностей.

Согласно Н. Гартману, всё  разнообразие нравственных ценностей  подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо  и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

- ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются Аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

- ценности «культурного круга христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;

- прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

Мораль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью .

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Общение — процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями  совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками  влияния друг на друга. Вне общения  невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Например, несколько видов  общения:

Деловое общение — это  процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен  информацией для достижения определенного  результата. То есть это общение  целенаправленное. Оно возникает  на основе и по поводу определенного  вида деятельности. При деловом общении  учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем  возможные личностные расхождения.

Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Виртуальное общение —  общение в виртуальном пространстве.

Составные элементы общения  – это сообщение, разговор, раппорт, точка зрения, комплименты, интересы.

В чем различие между этикой и моралью?

Хорошо известно, что слова "этика" и "мораль" близки по смыслу, взаимозаменяемы и нередко  взаимодополняемы, во всяком случае, отсутствие четкого их различения не приводит к сколько-нибудь значительным недоразумениям в обычном общении.

Собственно, "мораль" изначально ассоциировалась с нормами, оценками, принципами, максимами, выражаемыми в указанных понятиях; однако если для "морали" эти специфические нормы, идеалы и пр., сформировавшиеся в структуре этоса и регулирующие в определенной мере человеческое поведение, составляли само ее тело, то "этика" сложилась именно как особая философская дисциплина, как практическая философия, она оперировала нормами и идеалами, выстраивала из них системы или кодексы, основанные на немногих общих принципах или источниках, и провозглашала эти системы в качестве различных, конкурирующих друг с другом жизненных программ.

Этика делового общения —  совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение  и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этика  делового общения представляет собой  частный случай этики вообще и  содержит в себе ее основные характеристики.

Нравственные (моральные) нормы  – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется  система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются  обязательными для всех. Такие  регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда  он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не  убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского  поведения являются 7 заповедей, которые  указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите  врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас  и молитесь за обижающих вас и  гонящих вас» и др.

 

      2.Изложите общие этические принципы делового общения

 

Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые  дают возможность тем, кто на них  опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.

Принципы этики делового общения:

1. Общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству и коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

2. Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.)

3.  Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

4.   Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

5.  Логическим продолжением четвертого принципа является пятый принцип-принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

6. Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и прочим, имеющим место в других организациях, регионах, странах.

7.  Седьмой принцип рекомендует различное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

8.   Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

9. Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

10.   Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

11.    Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

12.  Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, на отдельных сотрудников, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.

13.  Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и пр.

14.   Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.

15. Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других.

16.  Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

17.    Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента.

18. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Каждый руководитель выстраивает  отношения с коллегами и партнерами, и принимает решение для получения  максимальной пользы. То есть каждый день сотрудники используют деловой прагматизм.

Прагматизм – термин, употребляемый в исторической науке с довольно различными значениями. Слово «прагматический» означает деяние, действие и т. п. Прагматизм в ходе истории менял свои значения. В повседневном варианте:

Прагматик – это человек, который выстраивает свою систему  поступков, дел и взглядов на жизнь  в аспекте получения практически  полезных результатов. И можно сказать, что деловой прагматизм это система  поступков, действий, норм поведения, которые  человек выстраивает для достижения своих профессиональных целей и  получения пользы. Деловой прагматизм затмевается той пользой, ради которого он существует, и участники данного  процесса за частую забывают о деловом этикете.

Соотношение общечеловеческой этики и этики бизнеса.

Экономическая этика (этика бизнеса) включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретному страны. Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право.

Четыре основных этических категории: доверие, честность, качество труда и совесть.

Основная этическая категория  в бизнесе, которая связана с  деньгами - доверие.

Существует два подхода на вопрос о существовании этики в бизнесе:

1. Этический релятивизм;

2. Универсальные этические  нормы.

Эти основные принципы этики  делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Для России проблемы экономической  этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным  формированием рыночных отношений  в нашей стране. Если вспомнить  прошлые времена, и сегодняшние, отмечаются разительные перемены. Взять, например, обслуживание в сфере торговли. Если ранее существующий лозунг " Покупатель всегда прав" был только формальным, то сейчас все встало на свои места. В большинстве магазинов, но не во всех (некоторые магазины еще  не перестроились, точнее люди) , тебя встречают с улыбкой, предлагая свою помощь в выборе товаров. Это говорит о том, что все таки экономическая этика в России стала развиваться, и притом бурными темпами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3.Практическое задание

 

Укажите, какие из перечисленных  чувств следует отнести  к:

а) моральным;

б) эстетическим;

в) интеллектуальным.

1) сомнение;

2) стыд;

3) гордость;

4) ирония;

5) удивление;

6) чувство долга;

7) призрение;

8) наслаждение

а) Моральные чувства –  это чувство, в которых проявляется  стойкое отношение к событиям, к другим людям, к самому себе.

Исходя из этого к моральным  чувствам можно отнести:

2) стыд;

Информация о работе Основные понятия этики