Нравственные требования к деятельности судьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Профессиональная этика – это, прежде всего, «специфический нравственный кодекс людей определенной профессии».
Профессия таких представителей власти, как прокурора, следователя, судьи носит государственный характер, поэтому их деятельность должна соответствовать моральным нормам. Особенно судьи должны иметь такое качество как чувство долга, ответственности, справедливости, ведь их профессиональная деятельность до мельчайших деталей урегулирована законом. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее его соблюдение.

Содержание

Введение 3
1. Нравственно-правовые аспекты закона РФ «О статусе судей
в Российской Федерации». 4
2. Нравственные нормы поведения судьи во время судебного
заседания. 10
3. Моральные и правовые принципы деятельности судьи. 13
Заключение 17
Библиографический список 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный  университет 

 

Кафедра правоведения

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По профессиональной этике

 

НРАВСТВЕННЫЕ  ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ

 

 

Выполнил:

Студент группы ГрП(б) ЗУ2В-22

ЗФУО

Малышева Юлия Олеговна

г.Белогорск, пер.Школьный, д.7

ЦДОТ

12041031269

 

Проверил:

______________________________

 

 

 

 

Хабаровск 2012

Оглавление

 

 

Введение                                                                                                             3

  1. Нравственно-правовые аспекты закона РФ «О статусе судей

в Российской Федерации».                                                                                         4

  1. Нравственные нормы поведения судьи во время судебного

заседания.                                                                                                                   10

  1. Моральные и правовые принципы деятельности судьи.                        13

Заключение                                                                                                      17

Библиографический список                                                                           19

 

Введение

 

Каждый вид  профессиональной деятельности имеет  свои этические нормы и принципы, в соответствии с которыми люди, выполняющие одинаковые или близкие  по своей сущности профессиональные функции, объединяются в определенные социальные группы для достижения целей: вырабатывают специфические традиции, поддерживают репутацию и корпоративные интересы своей группы.

Профессиональная  этика – это, прежде всего, «специфический нравственный кодекс людей определенной профессии».

Профессия таких  представителей власти, как прокурора, следователя, судьи носит государственный характер, поэтому их деятельность должна соответствовать моральным нормам. Особенно судьи должны иметь такое качество как чувство долга, ответственности, справедливости, ведь их профессиональная деятельность до мельчайших деталей урегулирована законом. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее его соблюдение.

Деятельность  суда затрагивает интересы многих людей  в сфере решения их социальных и межличностных конфликтов, поэтому проблемы нравственности всегда сопровождают работников юридической профессии. Так, «особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики».

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нравственно-правовые аспекты закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Центральной фигурой  в судопроизводстве, безусловно, является судья. Именно деятельность судьи олицетворяет деятельность судебной системы в  целом. Поскольку, задачи, возлагаемые  на этих лиц весьма серьезны, от них  могут зависеть судьбы людей и  страны в целом, то законодательно закреплено особое правовое положение судей, их права, обязанности, гарантии их деятельности, также порядок назначения на должность, ответственность судей и прочие элементы, составляющие правовой статус судьи.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только компетенцией, т.е. полномочиями по определенным предметам ведения. Различие по компетенции не нарушает общего принципа единого статуса. Каждый судья полноправный носитель судебной власти и при исполнении своих обязанностей принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и законам страны.

Единство статуса означает равенство всех судов внутри судейского сообщества. В равной мере на них распространяются меры государственной защиты, гарантии независимости и недопустимость вмешательства в их деятельность, материальное обеспечение и социальная защита. Присвоение судье квалификационного класса, в зависимости от занимаемой должности и стажа работы, не означает изменения его статуса относительно других судей. 
Вместе с тем, единство правового статуса не исключает особенностей правового положения судьи, связанных с разным объемом полномочий и спецификой их деятельности. Эти особенности определяются федеральными законами и законами субъектов Федерации, о чем шла речь в соответствующих разделах при рассмотрении вопросов деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, военных судов, а также судов субъектов Российской Федерации.

Принцип единства статуса  судей включает, как отмечалось выше, единый подход к отбору кандидатов и к порядку назначения их на судейские  должности. Единый подход находит свое продолжение и в требованиях к судьям, назначенным на должность. В соответствии со ст.3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» судья:

- обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы;

- при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности;

- не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Решен вопрос и о занятиях судьи, пребывающего в отставке. Он вправе работать в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в соответствующих учреждениях, профсоюзных и иных общественных организациях, быть помощником депутата. Судья в отставке не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя. На период работы судьи, пребывающего в отставке, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные законом.

Правовой статус судьи  в РФ регулирует, прежде всего, Конституция  РФ, закон «О судебной системе РФ» и закон «О статусе судей в РФ», другие федеральные законы. В них неоднократно вносились изменения и дополнения, но, несмотря на это, на сегодняшний день статус судьи – как главного лица, осуществляющего правосудие, до сих пор окончательно не определен. В законодательстве по этому вопросу имеется ряд упущений и противоречий. Вопросы, затрагивающие различные элементы статуса судьи на сегодняшний день крайне актуальны, что находит свое отражение в юридической научной и специальной литературе, а также неоднократно обсуждается на Всероссийском съезде судей.

Особенности правового  положения судьи, его статус обеспечивается государственными гарантиями его независимости, которые включают: определенные законом  процедуры осуществления правосудия; несменяемость судьи; порядок приостановления и прекращения полномочий и его право на отставку; неприкосновенность судьи и предоставление ему за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. К гарантиям обеспечения полноправной судебной деятельности относится также деятельность системы органов судейского сообщества.

Процедура осуществления правосудия, предусмотренная законом, одна из важнейших гарантий независимости судьи. В нормах процессуального законодательства (Уголовного и Гражданского процессуальных кодексов, Арбитражного процессуального кодекса), других федеральных законно-дательных актах детально излагаются правила осуществления су-допроизводства по уголовным, гражданским, арбитражным, административным делам, а также порядок осуществления конституционного контроля. Следование этим нормам объективно обеспечивает устранение из процедуры правосудия посторонних влияний, а всякое вмешательство в процессуальную деятельность судьи преследуется по закону.

В соответствии с законом судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Несменяемость судьи и особый порядок приостановления и прекращения его полномочий. Судья федерального суда, за исключением судей высших (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного) судов Российской Федерации в первый раз назначаются на должность сроком на 3 года, по истечению которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока исполнения до достижения предельного возраста пребывания в должности судьи.

В соответствии со ст.121 Конституции  Российской Федерации судьи несменяемы. Они не подлежат переводу на другую должность или в другой суд без их согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Приостановление полномочий судьи  производится решением квалификационной коллегии при наличии одного из следующих оснований: 
признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи, либо привлечения его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 
участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации; 
избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Судья, полномочия которого приостановлены в связи с привлечением к уголовной  ответственности, участием судьи в качестве кандидата в предвыборной кампании или которому отказано в приостановлении полномочий, может обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему  в качестве меры пресечения избрано  заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим – его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом. 
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Прекращение полномочий судьи может иметь место как по уважительной, так и по неуважительной причине означает уход или удаление судьи в отставку.

Уход судьи в отставку и в  связи с этим прекращение его  полномочий наступает в случаях  подачи заявления об отставке; истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней.

Удаление судьи в отставку возможно ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи или в случае вступившего в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи или признании его недееспособным.

К иным причинам прекращения полномочий судьи относятся прекращение гражданства Российской Федерации; отказ судьи от перевода в другой суд; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи. Полномочия судьи прекращаются также в случае совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, а также при вступлении в законную силу судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера. 
Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Дальнейшее обжалование возможно путем обращения в Верховный Суд Российской Федерации.

Неприкосновенность судей – важнейший элемент судейского иммунитета. Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Неприкосновенность судьи обеспечивает его защиту от преступного мира и «обиженных» в гражданском процессе сторон, а также от бюрократического администрирования со стороны государственных органов и вышестоящих судей.

Уместно отметить, что судебная неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов и, прежде всего, интересов правосудия. Именно это обстоятельство было отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996 г. Суд подчеркнул, что действующее законодательство не может быть истолковано как исключающее социальный контроль за работой судьи, а отказ квалификационной коллегии дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение может быть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию или по заявлению гражданина в суд в соответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» .

Информация о работе Нравственные требования к деятельности судьи