Мораль и право в жизни человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 04:21, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях развития общества, когда перед человечеством встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простыми и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

Содержание

Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека.
Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.
Влияние морали на современное российское право.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа 2013.docx

— 39.76 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И УСКОРЕНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА»

Тема: «Мораль и право в жизни человека и общества»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил:    

Выполнил:

Группа: 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Цель работы:

  1. Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека.
  2. Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.
  3. Влияние морали на современное российское право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие морали: диалектика идеального (должного) и реального (сущего) в поведении человека.

На протяжении двадцати пяти веков этика изучает мораль (и нравственность). Понятия морали и нравственности традиционно употребляются как синонимы и составляют предмет этики.

 Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации.

В современных условиях развития общества, когда перед человечеством встали глобальные проблемы, угрожающие самому его существованию, особенно актуальными становятся обоснование и признание приоритета общечеловеческих ценностей. В этих условиях роль морали как формы общественного сознания и всеобщего регулятора деятельности значительно возрастает. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простыми и понятными формами отношений людей, такими, как не воровать, не убивать, почитать родителей, выполнять обещания, помогать нуждающимся и т.д. И всегда, во все времена подвергались осуждению трусость, предательство, жадность, жестокость, клевета, лицемерие.

Однако, несмотря на осуждения, с последними формами отношений общество стало встречаться все чаще. Главная проблема, которая волнует— это не столько избыточная свобода нравов, распущенность, аморальность (в том числе и в средствах массовой информации, о чем много говорят и пишут), сколько изменение характера взаимоотношений между людьми.

Нравственность – внутренние (духовные) качества человека, основанные на таких идеалах как добро, справедливость, долг, честь и т.п.

Идеал – высшая цель, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

Золотое правило нравственности: « (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Само слово «мораль» происходит от латинского moralis — касающийся нравов. Мораль — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку.

Термин «мораль» употребляется также для характеристики:

• тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;

• правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;

• ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.

 Особенностью морали  является то, что для своего  успешного действия она должна быть глубоко усвоена человеком, должна «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственное поведение становится органичным для него, и ему не нужен надсмотрщик, который проверяет и понукает. Поскольку моральный аспект есть у любых человеческих действий и отношений (кроме чисто технических), постольку в любой сфере жизни мы сталкиваемся с моралью как «внутренним голосом» человека, который помогает ему нравственно вести себя в самых различных ситуациях.

Мораль связана с темпераментом и характером. Это характеристика души человека. Скверный характер и вспыльчивый темперамент могут привести к аморальным, необдуманным поступкам.

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Мораль поддерживает общественные устои жизни.

Будь то общественная или личная жизнь, деловая или домашняя, частная или имеющая отношение к другим людям, нет ни одного жизненного явления, которое было бы лишено моральных обязательств. Цицерон.

В любой группе, при любых совместных действиях, люди, в ходе этих действий, определяют, что помогает выживанию данной группы, а что, наоборот, уменьшает ее выживание. В результате этого между членами группы возникают определенные соглашения – правила. Именно так и появляется мораль.

Мораль велит поступать согласно добру и запрещает следовать злу, поощряет доброе, справедливое поведение и светлые благожелательные мысли, а осуждает злодеяния и дурные темные страсти. Добро и зло — фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей, то зло — это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло — всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.

В современном обществе наиболее безнравственными и аморальными являются действия людей такие, как алкоголизм, наркомания, безразличие друг к другу, а также неуважение к окружающим, проявляющееся в бытовом хамстве и практически тотальном использовании ненормативной лексики, в том числе при общении с женщинами и детьми.

Люди не всегда выбирают добро. Иногда просто заблуждаются – думают, что поступают хорошо, а потом с горечью убеждаются в обратном. Но есть люди, которые прекрасно понимают, что совершают зло, это им выгодно, удобно, полезно (например воры, мошенники, убийцы и т.п.).

В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Мораль всегда показывает нам сущностно необходимый порядок вещей, идеальное положение дел, то, к чему мы обязаны стремиться. Но не всегда человек руководствуется исключительно моральными принципами, а действует сообразно обстоятельствам.

Каждый человек обладает самосознанием и поэтому способен оценивать свои поступки, мысли и чувства, а также брать на себя ответственность за то что он делает. Ответственное поведение — разумное и в хорошем смысле слова расчетливое, поведение того, кому не все равно, что будет с ним и с другими.

За нарушение нравственности наказывают каждого человека силы, независящие от нас, а именно судьба человека. Лик судьбы человека определяется нравственными поступками и проступками.

Люди, нарушившие мораль, начинают катиться вниз и всегда получают по заслугам. Сама жизнь следит за этим. Так, например, преступник нарушивший мораль и избежавший наказания, не может быть счастлив просто потому, что счастье – это состояние чистой души, творящей много добрых дел. Счастье и мораль идут по жизни бок о бок друг с другом.

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. Иммануил Кант.

Мораль должна быть понятна человеку, ведь именно ее понимание будет помогать его лучшему выживанию.

Зачастую люди совершают преступления от незнания законов, от незнания того, почему важна мораль.

Те из людей, кому родители с детства разъясняли, что такое «мораль», объясняли смысл законов и к чему приводит их нарушение – чаще всего соблюдают мораль.

 Ребёнок рождается безразличным к каким-либо моральным или нравственным установлениям и приобретает их в процессе воспитания. Следовательно, детей нужно учить нравственности так же, как мы учим их всему остальному – наукам, музыке, искусству и т.д. И это обучение нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

Понимание морального совершенства (добродетельности) личности как такого взаимоотношения разумного и неразумного начал в индивиде, когда первое господствует над вторым, показывает, что мораль является сугубо человеческим качеством.  Она присуща только человеку, в котором представлено и то, и другое вместе. В этом смысле, будучи мерой разумности человека, мораль является также мерой его человечности.

Единство свободы воли и всеобщности (объективности, необходимости) составляет характерную особенность морали. Мораль ни в коем случае нельзя отождествлять с произволом. У нее есть своя логика, не менее строгая и обязательная, чем логика природных процессов. Она существует в форме закона, не допускает исключений. Но это — такой закон, который устанавливается самой личностью, ее свободной волей. В морали человек подчинен, говоря точными словами Канта, «только своему собственному, тем не менее, всеобщему законодательству». Мораль воплощает единство индивидуального, личностного и всеобщего, объективного. Она представляет собой автономию воли, ее самозаконодательство.

Моральный человек не может быть принужден к чему – либо, не согласующемуся с его нравственными убеждениями. Его мораль – в его свободе, и чем более развито это качество, тем менее он нуждается в чисто внешних ограничениях.

Человек как моральное существо живет, конечно, в реальном мире, полном противоречий и несовершенства. Он подчиняется тому типу нравственности и тем отношениям, которые приняты у его народа, в его общине или государстве. А нравы в истории человечества нередко бывают крайне жестоки: не только гунны и варвары, но и современные «просвещенные народы» частенько агрессивны и руководствуются суровой нетерпимостью ко всему, что не в чести у них самих. Однако внутри практически любой конкретно-исторической моральной системы существуют зерна, искорки «высокой морали».

Многие признают, что для них важнее честно прожитая жизнь и даже ради достижения успеха в жизни они не переступят через свои моральные принципы.

 «Высокая мораль» — это совокупность общечеловеческих установок на бескорыстное, справедливое и благожелательное отношение к любому человеческому существу. Даже если оно презираемо или ненавистно с точки зрения «здешней» и «сегодняшней» совокупности нравов. «Высокая мораль» — сердце всякой подлинной моральности, это лучшее, что выработало человечество в своей нравственной истории. Поэтому в реальной жизни мы всегда сталкиваемся с взаимодействием как минимум трех компонентов, определяющих поведение человека: это, во-первых, действие простых биологических и материальных потребностей, толкающих индивида по грубо эгоистическому пути, во-вторых, это совокупность конкретно-исторических традиций и моральных установлений, так или иначе ориентирующих индивидов на приоритет групповых интересов.

Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие и совершенствование.

Понятие морали и нравственности мы рассматривали выше. Это форма индивидуального и общественного сознания, один из нормативных способов регуляции поведения личности и социальных групп.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.(ТГиП)

Нормы права закреплены государством в официальных источниках (нормативных правовых актах) и, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Право и мораль - взаимодополняющие друг друга понятия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов в значительной мере зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан.

Право представляет собой публичный институт перевода моральных представлений в ясно сформулированные, недвусмысленные правила социального поведения и наложения наказания за их нарушение. В своих различных формах оно публично закрепляет способы решения тех или иных жизненно важных проблем. О праве говорят, что это не что иное, как мораль, наделенная способностью принуждения, что оно «питается моральными идеями», и т. д.

Право и мораль являются видами социальных норм.

Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений. (ТГиП)

Информация о работе Мораль и право в жизни человека и общества