Конфликт и его основные компоненты: объект, предмет, этапы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 17:06, контрольная работа

Краткое описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с
конфликтами разного рода.
Например, вы и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это
благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и каков будет характер этих отношений впоследствии?

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие конфликта…………………………………………………………4
1.1. Классификация конфликта……………………………………………………..6
1.2. Объект и предмет конфликта………………………………………………...7
1.3. Этапы развития конфликта……………………………………………………..9
Глава 2. Методы разрешения конфликта…………………………………………10
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этика.docx

— 33.62 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра  гуманитарного  образования и социологии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

по курсу «Искусство делового общения»

на тему: «Конфликт и его основные компоненты: объект, предмет, этапы развития »

 

 

 

                                                    Выполнил  студент  группы 63-71

                                           Ярышева Аниса  Расимовна

                                           Проверил Педагог-психолог

                                  Тертычная  Василиса  Владимировна

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Альметьевск 2013

Введение

Глава 1.Понятие конфликта…………………………………………………………4

1.1. Классификация конфликта……………………………………………………..6

1.2.  Объект  и  предмет конфликта………………………………………………...7

1.3. Этапы развития конфликта……………………………………………………..9

Глава 2. Методы разрешения конфликта…………………………………………10

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Каждый человек на протяжении своей жизни  неоднократно  сталкивается  с

конфликтами разного рода.

    Например, вы и ваш  коллега претендуете на определенное  благо,  но  это

благо может принадлежать лишь одному  человеку.  Такая  ситуация  называется ситуацией   конкуренции,   соревнования,  соперничества.   На   основе  ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет  в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется  в  проигрыше?  Как  будут развиваться отношения между людьми  в  момент  состязания  или  конкурса,  и каков будет характер этих отношений впоследствии?

    На эти вопросы можно  ответить  лишь  тогда,  когда  знаешь  кое-что  о

конфликтах, о том, что такое конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Понятие конфликта.

    Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

    Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

     Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т.п. В результате бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

     Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения конфликта.

    Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

    В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

    Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными.

    80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

    Конфликтогены — это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

    Еще большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности - эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

   Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

   Нужно помнить, что конфликты могут обладать не только разрушительной, но и созидательной силой, когда их разрешение ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.

   Положительная роль конфликта может также заключаться в росте самосознания участников конфликта, если последний преследует социально значимую цель; во многих случаях конфликт формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Классификация конфликта.

     В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

1.Так,например,конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую она входит, между организациями

или группами одного или различного статуса.

2.Возможны также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70—80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы «связан по рукам и ногам». Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

3.Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге «Если Вы руководитель...»,тремя группами причин, обусловленными:

•трудовым процессом;

•психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;

•личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т.д.

4.Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.

 

1.2. Объект и предмет конфликта.

    Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Столкновение между индивидами или социальными группами не бывает беспочвенным, а происходит только в том случае, если его участники не могут “поделить” что-то между собой. Этим “что-то”, из-за чего субъекты конфликта вступают в противоборство, могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идея и т.д.

     Та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон, называется объектом конфликта.

    Следует различать понятия “объект” и “предмет” конфликта. В общем смысле объектом конфликта можно назвать ту часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие с субъектами конфликта. В отличие от этого предметом конфликта являются те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

    1. Можно сказать, что конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в первую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что то и другое могут происходить одновременно. Более того, случается и так, что объекта конфликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается. Так, например, если премия, на которую претендовали служащие организации и из-за которой возникло противоборство, уже распределена или отменена, то вместе с этим в большинстве случаев исчезает и конфликт. Но может случиться так, что он будет продолжен, если конфликтные отношения между участниками спора зашли слишком далеко.

   2. Важно также отметить, что объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным. Люди вступают в борьбу не только за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи. Но предмет конфликта всегда реален и всегда актуален. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.

   3. Следующее различие между объектом и предметом конфликта состоит в том, что объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым). Но предмет конфликта — противоречие между его оппонентами всегда проявляется отчетливо. Родители могут не понимать, из-за чего вдруг на них обиделся ребенок, но они не могут не заметить самого факта этой обиды. Да и сам человек порой не представляет отчетливо, почему вдруг ему стало “не спокойно на душе”, хотя факт беспокойства налицо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Этапы развития конфликта.

     Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

    Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

    1) предконфликтная ситуация (латентный период);

    2) открытый конфликт (собственно конфликт): инцидент (начало конфликта), эскалация (развитие) конфликта, завершение конфликта;

    3) послеконфликтный период

Конфликт считается начавшимся в случае совпадения трех условий:

- один участник сознательно  и активно действует в ущерб  другому участнику (как физически, так и морально, информационно); 
- второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов;

-второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику. 
    Таким образом, народная мудрость, говорящая о том, что спорят всегда двое, вполне справедлива, и ответственность за конфликт несет не только инициатор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы разрешения конфликтов.

     Межличностные методы разрешения конфликтов были предложены К. У. Томасом и Р. Х. Киллменом в 1972 г. Они выделили пять методов разрешения конфликтов, представленных в виде матрицы, которая строится на основе двух переменных: интерес к себе и интерес к другим. Интерес измеряется как низкий и высокий. Уровень направленности на собственные интересы или интересы оппонента зависит от трех условий:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологической особенности личности.

1. Уклонение, уход от конфликта связан с отсутствием желания кооперироваться с другими или решать самому возникшую проблему, чтобы не попасть в ситуацию, чреватую разногласиями. Игнорирование несогласия может вызвать недовольство другой стороны. При таком подходе к конфликту проигрывают обе стороны, поэтому он приемлем в качестве временного выхода из ситуации.

2. Принуждение, разрешение конфликта силой характеризуется большой личной вовлеченностью в решение конфликта, но без учета мнений другой стороны. Этот стиль эффективен в ситуациях, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но он подавляет инициативу подчиненных, может вызвать их возмущение, так как не учитывает их точку зрения на возникшую ситуацию. Это стиль типа «выигрыш—проигрыш».

3. Сглаживание. Метод основан на стремлении кооперироваться с другими, учитывать их мнения, но без внесения своего сильного интереса. Этот метод помогает реализовать желания других, сохраняет благоприятный климат в коллективе, подчеркивает общность интересов и принижает их различия. К сожалению, иногда забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Это стиль типа «невыигрыш—выигрыш».

4. Компромисс характеризуется умеренным учетом интересов каждой из сторон. Реализация данного метода связана с проведением переговоров, в ходе которых каждая из сторон идет на уступки, находится некий средний путь взаимодействия оппонентов, более или менее удовлетворяющий обоих. Однако возникает опасность уступки по принципиальным вопросам, тогда компромиссное решение не разрешит конфликтную ситуацию эффективным способом. При компромиссе нет взаимной удовлетворенности сторон, но нет и неудовлетворенности. Это стиль типа «невыигрыш—непроигрыш».

Информация о работе Конфликт и его основные компоненты: объект, предмет, этапы развития