Конфликты и способы их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:36, реферат

Краткое описание

Можно ли избежать конфликтов в деловых или личных отношениях? «Нет!» — ответит любой профессиональный психолог. Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими в определенных границах можно управлять. Для этого необходимо научиться различать формы поведения в конфликте и соответствующие им варианты исходов. Полезно знать и основные правила или этику поведения в конфликте. Поведение в конфликте самое разнообразное. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы смягчить конфликт или сделать его конструктивным? Таких правил поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько.

Содержание

1.1 Определение…………………………………………………………………………2
1.2 Типы конфликтов…………………………………………………………………2-5
1.3 Три условия начала конфликта………………………………………………… 5
1.4 Перечень элементов конфликта…………………………………………………5
1.5 Динамика развития конфликта…………………………………………………6
1.6 Критерии конфликта……………………………………………………………6-7
1.7 Позитивные функции конфликта………………………………………………7
1.8 Признаки деструктивного конфликта…………………………………………7
1.9 Основные причины конфликтов…………………………………………………7-8
1.10Действия руководителя и способы разрешения конфликтов………………8
1.11Как управлять конфликтом……………………………………………………8-16
1.12 Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

распечатать.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Южно-Уральский Государственный Университет

 

 

 

Зачетная работа по дисциплине:

 

“Официальная  и профессиональная этика ”

 

по теме:

“Конфликты и способы их разрешения”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выпонил(а): студентка 1-го курса

     Кафедры”Экономики и инвестиций”

            Киреева Ольга (МШ-149)

 

 

                                                                                                  Проверил(а):

                                                                                                   Сартакова Елена Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Снежинск 2009

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Определение…………………………………………………………………………2
    2. Типы конфликтов…………………………………………………………………2-5
    3. Три условия начала конфликта………………………………………………… 5
    4. Перечень элементов конфликта…………………………………………………5
    5. Динамика развития конфликта…………………………………………………6
    6. Критерии конфликта……………………………………………………………6-7
    7. Позитивные функции конфликта………………………………………………7
    8. Признаки деструктивного конфликта…………………………………………7
    9. Основные причины конфликтов…………………………………………………7-8

1.10Действия руководителя и способы разрешения конфликтов………………8

1.11Как управлять  конфликтом……………………………………………………8-16

1.12 Список  литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

 

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

 

1.2

 

 Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.

 

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными).

 

Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

 

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

 

Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта  чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

 

Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в организации — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры руководителей и подчиненных, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний в общении.

 

Существуют  пять основных типов конфликта:

 

  • внутри личностный;
  • межличностный;
  • между личностью и группой ;
  • межгрупповой;
  • социальный.

 

Внутри личностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

 

Внутри личностные конфликты, связанные  с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования. Причиной первого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства, а второго -- нарушение принципа единоначалия. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

 

Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

 

Конфликт между личностью и  группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

 

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

 

К сожалению, частым примером межгруппового  конфликта служат разногласия между высшим и более низким уровнями управления, т. е. между линейным и штабным персоналом. Это яркий пример дисфункционального конфликта.

 

Межгрупповые конфликты обусловлены  несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции.

 

Межгрупповые конфликты  сопровождаются:

проявлениями “деиндивидуализации”, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.

Деиндивидуалиэация облегчает  проявление агрессивности к другим группам;

проявлениями социального, межгруппового  сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку (“они злодеи, они глупые, они отсталые” и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, “оправдывать себя” в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как “положительную группу, которая правильно поступает” и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе (“железный занавес”); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;

проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно “чужая группа ответственна за негативные события”. Объяснение причин событий резко различается для своей и чужой группы:

  1) так положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины (“мы поступаем правильно, потому что мы хорошие”, “они поступают плохо, потому что они плохие”);

  2) негативное поведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними обстоятельствами. Так, нападения своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами (“нас вынудили обстоятельства”), а нападения противников объясняют внутренними причинами (“они плохие люди”). Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают, как внешне обусловленные (“у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти на “мировую”) или порой воспринимаются как подвох, “ военная хитрость” (“что-то здесь не так, нельзя доверять их “миролюбивым” предложениям”). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями “чужой группы”, которые “вредят нам, строят заговоры против нас”.

 

Социальный конфликт — это “ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга” . Но несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга. Таким образом, социальный конфликт — это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.

 

1.3

 

Начало конфликта  связано, по меньшей мере, с тремя  условиями:

 

1) первый его участник сознательно  и активно действует в ущерб  другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

 

2) второй участник сознает, что  эти действия направлены против  него;

 

3) второй участник в ответ  предпринимает активные действия  против инициатора конфликта;  с этого момента можно считать,  что он начался.

 

Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда  стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому  конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.

 

1.4

 

Перечень элементов  конфликта:

 

1) два участника или две стороны  конфликта;

2) взаимо-несовместимость ценностей  и интересов сторон;

3) поведение, направленное на  уничтожение планов, интересов противоположной  стороны;

4) применение силы для влияния  на другую сторону;

5) противопоставленность действий, поведения сторон;

6) стратегии и тактики конфликтного  взаимодействия;

7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;

8) характер внешней среды, присутствует  ли третье лицо и т. д.

 

 

 

1.5

Динамика развития конфликта:

 

— возникновение конфликтной ситуации,

— осознание конфликтной ситуации,

— собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

— развертывание конфликта или  его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

 

1.6

Критерии конфликта:

 

1) взаимозависимость сторон, т.  е. обе стороны зависят друг  от друга, активность одного  человека обусловливает действия  другого человека, а эти действия  вызывают ответные реакции первого  субъекта и т. д., таким образом, происходит взаимодействие сторон, их контроля, однако, если существуют жесткие правила контакта (например, бой боксера), то это не конфликт;

 

2) осознание ситуации как конфликтной,  т. е. одна или обе стороны  оценивают чужие действия как  преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;

 

3) выбор стратегии дальнейшего  поведения: к поиску компромисса  или рационально приемлемого  решения, либо к эскалации конфликта,  к усилению борьбы, например, от  борьбы точек зрения (когнитивный конфликт) переходят к борьбе личностей (межличностньгй конфликт), затем к борьбе групп и насилию.

Информация о работе Конфликты и способы их разрешения