Конкуренция: этические и психологические проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 09:52, контрольная работа

Краткое описание

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего, себя, а затем обстоятельства. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо.

Содержание

Введение
Этические проблемы деловых отношений.
Понятие личность, теории личности.
Взаимодействие личности и коллектива
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

министерство образования и  науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


 

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных  образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1_

 

по дисциплине «Этика деловых отношений »

 

Тема «Конкуренция: этические и психологические проблемы»

 

 

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

Студент О.С.Ульянова

 

Группа   МЕНбз-331ДО

 

Преподаватель __________

 

 

«18» января 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012 г.

 

Содержание

 

 

Введение

Этические проблемы деловых  отношений.

Понятие личность, теории личности.

Взаимодействие личности и коллектива

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В успешной деятельности современного человека все большее  значение приобретает профессиональная компетентность в области психологии и этики деловых отношений. Данная компетентность основывается, прежде всего, на знании себя, своих особенностей и возможностей, понимании внутреннего мира другого человека, умении общаться, предотвращать и преодолевать конфликтные ситуации …

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего, себя, а затем обстоятельства. Каждый, кто стремится полноценно прожить жизнь, добиться успехов в обществе, а главное ощущать радость жизни, должен уметь управлять собой, противостоять обстоятельствам, изменять себя, если это необходимо. 
  Для социальной психологии аксиомой является вывод, что все современные экономические, политические и другие проблемы - это псевдопроблемы. Настоящие проблемы лежат исключительно в сфере духа и сознания, то есть в сфере культуры и нравственности.

Культура - это умение строить человеческое сообщество. Экономика  всецело зависит от этого умения. Культура проявляется в умении жить в согласии с другими, вести беседу и организовывать совещания, писать личные и деловые письма, слушать  и слышать человека, организовывать свою личную жизнь и отдых. Главное в общении - не "зазубривание" правил, а такое владение языком, чтобы кратко, точно и впечатляюще звучала любая, самая сложная, мысль. Широкие и глубокие знания - это не только условие высокой профессиональной квалификации, но и важнейший ресурс, который, в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается. 
 Исследования, проводимые психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Значительно труднее причину своего неблагополучия, личных неудач, безрадостной жизни увидеть в себе, в своём отношении к жизни и другим людям. 

 

Этические проблемы деловых отношений.

 
         В последние десятилетия этическая сторона деловых отношений как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдвигаются два объяснения возрастания интереса к данной области. Первое заключается в том, что уровень этичности в деловых отношениях остался прежним (таким, каким он был 20-30 лет назад)^ а более осведомленное население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В соответствии со вторым объяснением этические стандарты в деловых отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей и традиционной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менеджеров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о Том, что деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение.

       К  важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:

• соотношение целей  и средств их достижения;

• соотношение личных и общественных интересов;

• выбор между краткосрочной  выгодой и долгосрочным результатом;

• соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые этические  проблемы деловых отношений возникают  в следующих областях:

• отношения между  организациями;

• отношения между  организациями и государством;

• отношения между  организациями-производителями и  потребителями;

• отношения между  организациями и владельцами (инвесторами);

отношения между организациями  и местными сообществами;

• отношения между  организациями и окружающей средой.

       Между организациями, действующими в одной и той же сфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону: до какой степени конкуренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе. К настоящему времени сложилось несколько концепций, относящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государства, организаций и общества в целом. В соответствии с неконсервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмешательство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально использующая предоставленную свободу, будет получать более высокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в виде большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительности). Представители второй, более популярной концепции, утверждают, что организация является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и регулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции. Сверху — специальными государственными структурами и законами, прежде всего, по таким направлениям, как регулирование деятельности организаций в целях обеспечения эффективности экономики; регулирование отношений организаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды. При этом путем лоббирования организации стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослеживается тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Проблема отношений  между организациями-производителями и потребителями возникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет продана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена. Система отношений между организациями-производителями и потребителями, однако, будет успешно работать при выполнении двух условий: если потребитель получает достаточно адекватную и точную информацию о продукции, с тем чтобы он мог принять обоснованное решение, и если потребитель свободен в выборе того, что он хотел бы купить. Организации должны обеспечивать безопасность своей продукции, улучшать стандарты контроля качества, ее внешнего вида и рабочих характеристик продукции. Как показывает практика, в рыночной системе, когда в отношения вступают производитель, продавец (посредник) и потребитель, защита интересов последнего достаточно сложна. Она осуществима в случаях, когда производитель или продавец, не дорожа репутацией своей фирмы, предлагают потребителю некачественный товар, не выполняющий своего назначения, с просроченным сроком хранения. Однако, производя качественную в целом продукцию, производитель чаще всего предпочитает умалчивать о дефектах ее конструкции или потенциальных опасностях, которые могут появиться в процессе эксплуатации. Информацию об этом потребитель получит, только столкнувшись с недостатками. Кроме того, проблема безопасности и качества продукции имеет и еще один, в определенной степени этический аспект: от выпуска фирмами конкурентоспособных, качественных товаров зависит престиж страны на мировом рынке.

 

Понятие личность, теории личности.

 

Понятие личности относится  к числу наиболее сложных, в русском  языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как японский, слово “личность” связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида”.

На данный момент выделяют четыре теории личности:

 

1. Биологизаторская –  по данной теории каждая личность  формируется и развивается в  соответствии с её врожденными  качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

 

2. Социологизаторская  – личность это продукт, который  полностью формируется только  в ходе социального опыта, биологическая  наследственность не играет при  этом значительной роли.

 

3. Психоаналитическая  теория Фрейда – личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил следующую  структуру личности:

а) “Ид” (“оно”) – бессознательное  поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью  не осознаются.

б) “Эго” (“Я”) – это  осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) “Суперэго” – осознание  человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно  сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным  поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

 

4. Идоническая теория  Г. Юнга – личность это система  реакций на различные стимулы  внешней среды. Главным мотивом  поведения человека является  стремление получить удовольствие  либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена  на реальных фактах, что ж попробуем сделать выводы:

Личность – это  социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые  появляются в ходе социального опыта, которая формируется и развивается  в процессе своей жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

 

1. Биологическая наследственность  – она создает изначальное  отличие личности от других  членов общества, создает дополнительные  возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

2. Физическое окружение  – означает, что особенности в  поведении людей во многом  определяются особенностями климата,  географического пространства природных  ресурсов, организации пространства.

3. Культура общества – т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

4. Групповой опыт – в результате  взаимодействия и общения с  другими людьми человек осваивает  множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я – образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

5. Индивидуальный опыт – это  совокупность чувств, эмоций, впечатлений,  событий, переживаний, пережитых  личностью. Индивидуальный опыт  уникален и неповторим.

Целый ряд проведенных  в Росси и за рубежом исследований показал, что для результативности бизнеса первостепенное значение имеет  безупречное с точки зрения этики  и культуры проведение деловых контактов  и деловых взаимоотношений. От умения, способности вести дела – деликатно, строго соблюдая общепринятые нормы правила, от характера поведения, состояния коллектива зависит результат хозяйственных взаимоотношений с партнерами, а следовательно и финансовое благосостояние компании. Как показала практика самореализация личности в деловом поведении, например для менеджера, может выражаться в умении наиболее рационально вести любые деловые переговоры, добиваться намеченного с соблюдением всех установленных этических порядков и в тоже время производя на партнеров максимально благоприятное впечатление, формируя тем самым имидж свой собственный и компании, представителем которой он является.

Кроме того, творческая самореализация личности в деловом поведении  на предприятии, может помочь диагностика  личности, ее интеллекта, а также межличностных отношении в коллективе. Для этого широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются  к психической организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально – психологической культурой и уметь диагностировать не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликтности, изменение и формирование общественного мнения, и многие другие. Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущная потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности. Но при этом нельзя забывать, любой личности для творческой реализации необходима поддержка, или хотя бы отсутствие помех.

Информация о работе Конкуренция: этические и психологические проблемы