История развития этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность в России имеет многовековые традиции. Началась она уже в 10-11 вв., когда торговые люди выделились в особую горожан, отличающихся своим имущественным положением и поддержкой княжеской власти. До 14 в. на Руси использовалась меновая торговля, в условиях которой особо ценились честность и порядочность купцов, которые отвечали своим именем за качество товара. На этические представления и нормы предпринимательской деятельности в России оказали ряд факторов, обусловленным историческим развитием и географическим положением страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по этике 2.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Формирование этических  норм отечественных предпринимателей в дореволюционный период

Предпринимательская деятельность в России имеет многовековые традиции. Началась она уже в 10-11 вв., когда торговые люди выделились в особую горожан, отличающихся своим  имущественным положением и поддержкой княжеской власти. До 14 в. на Руси использовалась меновая торговля, в условиях которой особо ценились честность и порядочность купцов, которые отвечали своим именем за качество товара. На этические представления и нормы предпринимательской деятельности в России оказали ряд факторов, обусловленным историческим развитием и географическим положением страны.

Суровый климат в аграрной стране вырабатывал  силу и стойкость, сделал людей осторожными, способствовал формированию приспособляемости от капризов природы (сезонность, например).

Огромная  территория и протяженность границ способствовала развитию коллективизма, порождению чувства уязвимости и  недоверия иностранцам.

Значительное  влияние на поведение граждан  оказала государственная идеология, опирающаяся на имперское мышление: сильный центр – сильные регионы. Сильная центральная власть, авторитарные методы управления приводили к конформизму, пассивности населения, отсутствию демократических начал. Чиновники пользовались большими привилегиями, что способствовало развитию коррупции. Закон защищал интересы государства, а не граждан, что вызывало желание людей обойти эти законы. Традиционно государство опиралось на СМИ и тайную полицию, что способствовало недоверию общественной информации и сокрытию людьми своих истинных взглядов. Предприниматели сильно зависели от государства, поскольку оно оказывало поддержку только тем отраслям производства, в развитии которых было заинтересовано.

Принятие  христианства на Руси сильно повлияло на образ мышления людей. Помощь ближнему стала показателем христианского милосердия, что способствовало развитию благотворительности, меценатства. Но при этом, парадоксальным был тот факт, что русские промышленники, долгое время, расходуя огромные средства на благотворительность, фактически не заботились о нуждах собственных рабочих. И, только к концу 19 в. при некоторых фабриках стали создаваться детские сады, больницы и т.д. Складывалась некоторая система патернализма предпринимателя по отношению к наемному работнику.

Бурное  развитие капиталистических отношений, начавшееся после реформ 1861 г., внесло изменения в поведение предпринимателей. Процесс первоначального накопления капитала, проходивший в сжатые сроки, привел в бизнес много необразованных, легко идущих на нарушение норм этики.

Говоря  о дореволюционной этике предпринимателей, следует затронуть вопрос и об отношении к ним со стороны  общества. В России никогда не любили богатых людей, относились к ним  с недоверием, считая, что только нечестным путем может быть завоевано богатство. Хотя, стоит отметить, что к разным видам предпринимательской деятельности относились все же по-разному. Более всего уважали промышленников: фабрикантов и заводчиков – «людей дела», за ними шли представители торгового дела. Наиболее пренебрежительно относились к тем, кто занимался коммерческим учетом. Возможно, именно поэтому в России было слабо развито банковское дело.

В конце 19 в. экономическая необходимость  потребовала выработки этических  принципов ведения дел, среди  которых на первое место выходили честность и порядочность, верность данному слову и т.д.

Этические нормы бизнеса в России 20 века

После 1917 г. резко меняется отношение к  предпринимателям и нормам поведения. С отменой частной собственности, коммерсанты были объявлены вне закона. Применительно к советскому периоду этика предпринимателей заменяется партийной этикой, для которой характерно: подчинение общим идеалам социализма, превалирование партийных методов руководства над экономическими, ориентация на оценку со стороны партийных лидеров, обязательная партийная принадлежность для успешного построения карьеры.

Постановления и решения партии рассматривались  как руководство к действию. На первом месте всегда были интересы коллектива, общества, а не личности. Очень приветствовались такие качества, как патриотизм, альтруизм, преданность делу. Несомненным положительным моментом периода советской власти была забота о социальных нуждах своих работников. Каждое предприятие имело свою столовую, больницу, детский сад, базы отдыха и т.п.

После распада СССР Россия оказалась  в сложных социально-экономических  условиях. Ситуация напоминала положение  второй половины 19 в., когда приходилось  ускоренными темпами проходить  этап первоначального накопления капитала. Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские – не соответствовали новым рыночным условиям хозяйствования. В целом, нестабильность политической системы, несостоятельность законодательной базы, дезорганизация системы управления, задержка платежей и т.п. негативно сказывались на отношении к первым российским бизнесменам – «новым русским» со стороны иностранных партнеров. Для отечественного бизнеса 90-х годов характерно: связь с бывшей партийно-комсомольской номенклатурой, близость к криминальной среде, непрофессионализм бизнесменов, высокий уровень коррупции, стремление скрыть значительную часть доходов, криминальное поведение на рынке финансовых инвестиций: мошенничество, финансовые пирамиды, аферы, приоритет торговли и посредничества над производственными сферами деятельности.

Более десяти лет деятельности российских предпринимателей в условиях рыночной экономики сформировали определенные стандарты поведения, на которых  сказались особенности как национального менталитета, так и экономико-политического развития страны. Р.Дж. Льюис, специалист по кросс-культурному взаимодействию, отмечает следующие особенности поведения российских бизнесменов:

-  часто действуют командой: на переговоры ходят более опытные, решения принимают сообща после совещания;

-  важное значение имеют личные неформальные отношения между сторонами;

-  консервативны, нелегко принимают изменения;

-  преобладают авторитарные методы ведения дел, трудно идут на открытую дискуссию, вследствие незнания историей России демократии;

-  с недоверием относятся к законам, официальным директивам, поэтому легче воспринимают то, что подается как личная рекомендация;

-  присутствует надежда на мгновенное сказочное обогащение («халява»);

-  контракт для российских бизнесменов не имеет такой обязательной силы как на Западе.

В настоящее время отечественные  бизнесмены стремятся вести дела в соответствии с международными стандартами. Класс предпринимателей очищается от случайных людей, а  многие вчерашние «новые русские» осознали необходимость как в образовании, так и в соответствии нормам поведения, отвечающим их статусу «делового человека». С начала 21 в. в России поступательно идет процесс формирования зрелых форм культуры рыночного общества.

 

Следует учитывать, что внедрение этических норм в деятельность российских компаний может быть эффективным только при учете современной российской специфики – факторов коррупциогенности, недооценки влияния этических факторов на успешность бизнеса, неразвитости многих институтов корпоративного управления в российских компаниях и, как следствие, неготовности их выходить на новые рубежи развития бизнеса, в том числе, связанные с внедрением этических стандартов и принципов корпоративной социальной ответственности.

Важной российской особенностью является этическое требование о неразглашении информации третьим лицам, включая государственные органы, если требования третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня административного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации (неправомерного требования информации государственными органами) могут иметь место. При внедрении этических правил необходимо твердо проводить четкий водораздел между раскрытием информации и соблюдением режима конфиденциальности информации с ограниченным доступом.

При внедрении этики также следует  учитывать особенности российского  менталитета, который характеризуется: сочетанием индивидуализма и коллективизма, политизированности и практицизма, трудолюбия и лености, образованности и недисциплинированности, общительности и дефицита вежливости, высокого уровня национальной культуры и низким уровнем бытовой культуры, стремления к новому и догматизма, одобрения и осуждения частного предпринимательства, легальных и нелегальных форм хозяйствования, экономических и административных методов управления и т.д.

Другими словами, все проблемы при  внедрении деловой этики в  России можно подразделить на внешние  и внутренние.

Внутренние барьеры:

1.  Скептическое и негативное отношение к нововведениям.

2.  Смещение ответственности на другого.

3.  Неуверенность в своей моральной последовательности.

4.  Страх за конкурентоспособность.

5.  Сомнение в том, что принципы будут работать на практике, так как они не имеют силы обязательного исполнения.

Внешние барьеры:

1.  Частая смена законов и нормативно-правовых актов.

2.  Формирование общественного мнения.

3.  Теневая и криминальная экономика, как дополнительные факторы формирования деловой этики.

4.  Многочисленные факты вымогательства со стороны чиновников, низкий уровень развития собственного персонала, продажность собственного персонала, финансовая нестабильность.

Исходя  из указанных выше факторов при составлении  преамбулы этического кодекса российской компании необходимо кратко охарактеризовать российскую действительность (дабы читающий кодекс не принял его составителей за утопистов, оторванных от окружающей действительности), после чего показать актуальность и необходимость разработки, принятия и внедрения этического кодекса для данной российской компании.


Информация о работе История развития этики