Интеллектуальное наследие Питирима Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:08, реферат

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин – выдающийся российско-американский макросоциолог XX века. Он основал первую в России кафедру социологии. После высылки из Советской России в 1922 году какое-то время прожил в Германии и Чехословакии, а потом переселился в США, где и прожил вплоть до самой смерти в 1968 году. Сорокин создал факультет социологии Гарвардского университета и в течение 30 лет был его деканом, опубликовал десятки монографий, был избран президентом Американской социологической ассоциации, создал оригинальную систему научных взглядов. В Советском Союзе его учение рассматривали как враждебное марксизму, его труды были запрещены. Только в начале 1990-х годов его идеи получили распространение и признание в постсоветском пространстве.

Вложенные файлы: 1 файл

Питирим Сорокин.docx

— 15.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

 имени П.А.СТОЛЫПИНА»

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

ДОКЛАД

по дисциплине этика и  культура управления

на тему: «Интеллектуальное наследие Питирима Сорокина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2011г.

Питирим Александрович Сорокин  – выдающийся российско-американский макросоциолог XX века. Он основал первую в России кафедру социологии. После высылки из Советской России в 1922 году какое-то время прожил в Германии и Чехословакии, а потом переселился в США, где и прожил вплоть до самой смерти в 1968 году. Сорокин создал факультет социологии Гарвардского университета и в течение 30 лет был его деканом, опубликовал десятки монографий, был избран президентом Американской социологической ассоциации, создал оригинальную систему научных взглядов. В Советском Союзе его учение рассматривали как враждебное марксизму, его труды были запрещены. Только в начале 1990-х годов его идеи получили распространение и признание в постсоветском пространстве.

П. Сорокин стал классиком  еще при жизни, его идеи в свое время потрясли многих и до сих  пор остаются актуальными в теоретическом и практическом плане. Так еще до начала Втророй мировой войны Сорокин, проанализировав мировую историю, пришел к выводу, что современная цивилизация переживает этап кризиса.

С точки зрения этики идеи Сорокина до сих пор актуальны  для анализа современного общества, в  частности в ракурсе ценностных ориентиров. Ведь базовыми факторами  развития общества Сорокин считал  ценностную мировоззренческую систему  и предлагал изучать общество как с позиций объективности  социокультурных систем, так и с учетом субъективности – сложной интегральной сущности человека, его ценностного мира.

Вся жизнь и научная  деятельность П. Сорокина является реализацией  морально-этической мысли в социологической  науке. Практически в каждой своей работе он раскрывает моральные категория и понятия, пытается объяснить социальную жизнь людей сквозь призму культурных связей и мира ценностей, что каждый должен создавать свою жизнь и жизнь общества, опираясь на морально-этические принципы добра, справедливости, социального равенства.. Сорокин провозглашает приоритет духовной сущности человека над материальной, утверждая, что каждый должен создавать свою жизнь и жизнь общества, опираясь на морально-этические принципы добра, справедливости, социального равенства.

При жизни ученого его  исследования не получили заслуженного признания, однако нынешний интерес  к его научным достижениям  доказывает. Сто подобного рода одиночки необходимы науке, и обществу.

Проблема образования  в социологии. В статье «Проблема  новой социальной педагогики» Сорокин  затронул ряд интересных и значимых для современного образования вопросов. В частности проблему эффективности  системы образования и воспитания. Хотя в теоретическом аспекте  препятствий вроде бы нет, на практике они возникают. Встает вопрос о реформировании системы образования.

Семейная проблематика в  социологии. Еще в российский период Сорокин изучал вопрос эволюции семьи  и брака у верующих, опираясь на широкий этнографический материал. Позже Сорокин детально рассмотрел семью как канал вертикальной мобильности. А во время американской сексуальной революции исследовал идеи сексуальной свободы и вопросы отношений между полами. В распространении идей сексуальной вседозволенности Сорокин усматривал негативные последствия для института семьи. Таким образом, Сорокина можно считать предтечей современной дискуссии в социологической науке по поводу кризиса института семьи и проблемы изменения идеологии в рамках этого института.

Социологическое наследие Сорокина – это огромный научный ресурс, который трудно переоценить. С большой  уверенностью можно утверждать, что  в XXI веке нас ожидает «Сорокинский ренессанс». Ведь в творчестве Питирима Сорокина гармонично сочетаются высокий профессионализм и истинный гуманизм, мудрая теория и действенный технологизм. Безупречные моральные стандарты и мощный интеллект.

 

При подготовке доклада были использованы материалы круглого стола  «Интеллектуальное наследие П. Сорокина». Журнал «Социология: теория, методы, маркетинг», 2009 год, № 3.


Информация о работе Интеллектуальное наследие Питирима Сорокина