Деловой этикет в управлении и задачи по его совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Нормы нравственности, сложившиеся между людьми, как в общественной, так и в семейной жизни, являются результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль принадлежит этикету.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловой этикет в управлении и задачи по его совершенствованию.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используются следующие методы воздействия: поощрение, критика, наказание. Основные этические  требования к поощрениям — их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности.

 

Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег по работе. Критика должна быть объективной (т. е. вызываться негативным поступком, неумелой и недобросовестной работой) и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, мобилизовывать на лучшую работу.

Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основное этическое требование к наказаниям — их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.

 

3.УПРАВЛЕНИЕ  КОРПОРАТИВНЫМ ОБЩЕНИЕМ

 

Все многообразие форм и методов  управления взаимодействием людей  именуется управлением корпоративным общением. В процессе корпоративного общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника информации. Вполне понятно, что все деловые люди должны владеть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом.

 

При общении происходит взаимодействие по меньшей мере двух личностей, общение — вид самостоятельной человеческой деятельности и атрибут других ее видов.

Корпоративное общение — важнейший  фактор не только становления и самосовершенствования  работника, но и его духовного  и физического здоровья.

Кроме того, общение — универсальный  способ познания других людей, их внутреннего  мира. Благодаря деловому общению  работник приобретает свой неповторимый набор 

личностно-деловых качеств.

 

4.  ГЛАВНЫЕ  ФУНКЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

• организация совместной деятельности;

• формирование и развитие межличностных отношений;

• познание людьми друг друга.

Все это невозможно осуществить  без коммуникативной техники  общения, степень владения которой  является самым главным критерием  профессиональной пригодности работника.

 

Работник, как профессионал, должен уметь:

• формулировать цели и задачи общения;

• организовывать общение;

• разбирать жалобы и заявления;

• владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

• вести переговоры, управлять деловым совещанием;

• предупреждать конфликты и разрешать их;

• доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;

• осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.

 

5.  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕНИЕМ

 

Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

Внушение — это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его цель — активизировать мышление личности при усвоении информации, формировать у нее убежденность.

Метод убеждения воздействует и  на обыденное, и на теоретическое  сознание. На уровне обыденного сознания в результате этого воздействия  образуется понимание. В этом мыслительном образовании присутствуют представления  о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Все это носит упрощенно-познавательный характер.

 

Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания  и поднимется до основательного содержательного  познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т. е. собственная позиция.

Убеждение редко применяется как  отдельный метод воздействия  на людей. Оно постоянно взаимодействует  с подражанием и внушением. Отличие  между этими понятиями состоит  в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под  давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации.

Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать  при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи.

Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым  психологическим состояниям. Еще  Аристотель говорил, что люди отличаются от других живых существ тем, что  в высшей степени склонны к  подражанию, и первые познания человек  приобретает посредством подражания.

 

На последнее хотелось бы обратить внимание. Подражание как сознательная или бессознательная имитация чьих-то действий, манеры поведения и мышления широко распространено в жизни, в  том числе и деловой практике.

Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или  каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

Отличие внушения от подражания состоит  в том, что при подражании цель достигается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа —  основа восприятия информации. А при  внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет  слово.

Принуждение по сравнению с предыдущими методами — это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний.

Как бы ни был профессионально подготовлен  руководитель, он обязан постоянно  совершенствовать свою технологию общения  с людьми, как на массовом, так  и на индивидуальном уровне. Найти  свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха.

 

ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

• принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности;

• принцип полномочий и ответственности;

• принцип поощрения и наказания;

• принцип рационального использования рабочего времени.

 

 

       

                    Заключение

 

Деловой этикет — важнейшая сторона  профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание этикета  — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать  и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных предпринимателей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и  не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым  опытом. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги  писал: «Успехи того или иного  человека в его финансовых делах  процентов на 15 зависят от его  профессиональных знаний и процентов  на 85 — от его умения общаться с  людьми».

 

Немало рушится карьер и теряется денег из-за неправильного поведения  или невоспитанности. Зная это, японцы тратят на обучение хорошим манерам  и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов  долларов в год. Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над  достижением общей цели. Знание этикета, культура поведения — вот ключевые условия для успешной работы в  любой организации — таково мнение специалистов фирм.

 

К сожалению, российские деловые люди до сих пор не придают серьезного значения этим аспектам своей деятельности. Подчеркнем, что соблюдение делового этикета, умение культурно вести  себя особенно важно при работе с  представителями иностранных фирм, при выезде для заключения сделок за границу.

 

Часто новые русские и их сопровождение  становятся предметом молчаливой, но тем не менее нелицеприятной критики со стороны партнеров по переговорам. Уважающие себя и честь своей фирмы зарубежные предприниматели нередко после первой же встречи прекращают все переговоры. Поведение таких новых русских можно оценить словами из известной сказки A.C. Пушкина про старуху, которая «ни ступить, ни молвить не умеет».

 

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию  каждый, кто вел себя «в нарушение  этикету». Возможно, надо ввести наказание  и для тех отечественных бизнесменов, кто выставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на российское предпринимательство.

 

Итак, знание делового этикета, умение культурно вести себя — основа предпринимательского успеха.

 

 

        Библиографический список

 

• Аасамаа И.Т. Как себя вести. — Таллин, 1986.

• Аграшенков А.В. Психология на каждый день. — М., 1997.

• Азбука делового общения. — М., 1991.

• Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно (как найти свой стиль мышления, обрести взаимопонимание с людьми). — СПб., 1993.

• Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М., 1996.

• Бенедиктова В.И. О деловой этике и эстетике. — М., 1994.

• Василенко Ю.С. Постановка речевого голоса. — М., 1990.

• Васильева Л.Н. Основы культуры речи. — М., 1990.

• Волченко Л.К. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. — М, 1992.

• Все об этикете. — Ростов н/Д, 1995.

• Гаймакова Б.Д. и др. Мастерство эфирного выступления. — М., 1993.

• Головин Б.Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

• Дебольский М. Психология делового общения. — М., 1992.

• Деева Т.М., Кичатова Е.В., Чхиквишвили Н.А. Деловая переписка для международного сотрудничества. — М., 1992.

• Деловой протокол и этикет. — М., 1996.

• Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. — М., 1998.

• Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. — М., 1990.

• Как вести себя в любой компании. — Донецк, 1997.

• Карлоф Б. Деловая стратегия. — М., 1991.

• Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. — М., 1994.

• Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. — Киев, 1989.

       • Козаржевский А.И. Искусство полемики. — М., 1972.

• Корнет Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. — М., 2002.

• Кричевский Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1993.

• Кругляница Т.Ф. Этика и этикет. — М., 1995.

• Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М., 1993.

• Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво: Этическое и социально-психологические основы бизнеса: Практическое пособие. — М., 1995.

• Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. — М., 2000.

• Макаров С.Ф. Менеджер за работой. — М., 1989.

• Максимовский М.В. Этикет делового человека. — М., 1994.

• Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. — М., 1983.

• Мелибруда Е.Ф. Я-ты-мы. — М., 1986.

• Нейман Г., Шарфе А. Искусство обслуживания. — М., 1983.

• Немировская Л.З. Этико-деловые отношения. — М., 1991.

• Никольская С.Т. Техника публичной речи. — М., 1980.

• Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. — Минск, 1996.

• Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

• Плотников А. В. Деловая переписка. — Киев, 1992.

• Правила хорошего тона. — Тула, 1997.

• Правила этикета: краткий справочник. — М., 1992.

• Проведение деловых бесед и переговоров. — Воронеж, 1991.

• Розенталь Д.Э. Культура речи. — М., 1964.

• Романов М.В. Справочник по этикету для бизнесменов, туристов и отправляющихся в гости за рубеж. — Киев, 1994.

• Русецкш В.Ф. Основы техники речи. — Мозырь, 1992.

• Рыданова И.И. Уроки этикета. — Минск, 1988.

• Савкова З.В. Техника звучащего слова. — М., 1988.

• Секреты умелого руководителя. — М., 1991.

• Секреты хороших манер и поведения. — Харьков, 1995.

• Сухарев В.А. Как достичь успеха деловому человеку. — Минск, 1997.

• Форминовская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

• Хзарджян С. Этика бизнеса. — М., 1992.

• Холопова Т. И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. — М., 1996.

• Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. — М., 1994.

• Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. — М., 1996.

• Швальбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех (Психология бизнеса). — М., 1993.

• Шеломенцев В.Н. Этикет и культура общения: Учеб. пособие. — Киев, 1995.

• Школа этикета: Поучения на всякий случай. — Екатеринбург, 1996.

Информация о работе Деловой этикет в управлении и задачи по его совершенствованию