Деловой этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 22:58, реферат

Краткое описание

Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе человек рискует главным образом своей репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В самом деле, любой бизнес - это скоординированные действия множества людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности налаживать отношения друг с другом.

Вложенные файлы: 1 файл

Деловой этике1.docx

— 22.89 Кб (Скачать файл)

Деловой этикет

1. ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО  ЭТИКЕТА

Деловой этикет занимает особое место в искусстве поведения. Нарушая те или иные нормы поведения, в быту и в обществе человек  рискует главным образом своей  репутацией воспитанного человека, то в бизнесе такие ошибки могут  стоить больших денег и карьеры. Великий мастер и учитель в  сфере деловых отношений Дейл Карнеги утверждал, что успех  человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В  самом деле, любой бизнес - это  скоординированные действия множества  людей, и эффективность этих действий прямо зависит от их способности  налаживать отношения друг с другом.

Таким образом, умение вести себя должным образом, т.е. соблюдение этикета, стало ныне одним  из важнейших условий и способов вырваться вперед и сохранить  лидерство в бизнесе. Соблюдение делового этикета - один из элементов  профессиональной стратегии.

Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей  этой области человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда, сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, умение организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т.д., и т.п. - и все с тем прицелом, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах фирмы[1] .

Правила этикета  могут разниться в отдельных  фирмах и отраслях производства. Необходимо знать эти особенности в каждом конкретном случае. Кроме того, глобальность экономических связей обязывает  людей знать правила хорошего тона других стран. Нарушение этих правил приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта.

В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки  и основные принципы. Первые представляют собой следующие постулаты:

-к любому человеку, с которым имеешь дело в  бизнесе, следует относиться с  одинаковой учтивостью и уважением;

-правила этикетного  поведения одинаковы для мужчин  и для женщин.

Следующими составными частями рассматриваемой сферы  являются три основных правила:

-золотое правило:  относитесь к другим, ко всем  без исключения, так, как вы  бы хотели, чтобы относились к  вам;

-пять волшебных  слов: пожалуйста, благодарю Вас,  отлично сделано;

2. ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО  ОБЩЕНИЯ И ЕГО ВИДЫ

Речь делового человека может быть устной и письменной.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются  на монологические и диалогические.

К монологическим видам  относятся: приветственная речь; торговая речь (реклама); информационная речь; доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды: деловой разговор - кратковременный  контакт, преимущественно на одну тему; деловая беседа - продолжительный  обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием  решений; переговоры - обсуждение с  целью заключения соглашения, по какому - либо вопросу; интервью - разговор с  журналистом, предназначенный для  печати, радио, телевидения; дискуссия; совещание (собрание); пресс-конференция; контактный деловой разговор - непосредственный, «живой» диалог; телефонный разговор, исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт  и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда  сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения[3] .

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная  и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение  может быть разделено:

1.Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

2.Когнитивное - обмен знаниями;

3.Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

4. Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам  общения возможно деление на такие  четыре вида:

1.Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных  органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки  и т.д.;

2.Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

3.Прямое - предполагает  личные контакты и непосредственное  восприятие друг другом общающихся  людей в самом акте общения;

4.Косвенное - осуществляется  через посредников, которыми могут  выступать другие люди.

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости  от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно  проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором - с помощью переписки или технических  средств.

На выбор метода воздействия на людей оказывают  влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.

Чтобы общение как  взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание  другого

человека, представление  себя другому человеку;

Ориентировка в  ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

Обсуждение интересующей проблемы;

Решение проблемы;

Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела.

Бесспорно, такое  сотрудничество повышает трудовую и  творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

3. КУЛЬТУРА РЕЧИ  И ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

Имидж, или образ  руководителя - это психологический  портрет личности. Основные слагаемые  его: внешность, манера поведения и  речь. Рассмотрим важнейший компонент  личности - речь делового человека, общественного  деятеля.

Американский психолог Чарльз Депью утверждал: «Никакая другая способность человека не даст ему возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность говорить»[5] .

Научиться хорошо говорить человек может при условии, если он осознает необходимость хорошего владения речью и будет настойчиво совершенствовать свою речь, повышать культуру индивидуальной речи.

Язык - это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных  звуковых знаков, используемая для  коммуникации и способная выразить совокупность знаний и представлений  человека о мире.

Деловой (официально-деловой) стиль - один из функциональных стилей современного русского литературного  языка[6] .

Основными его разновидностями (подстилями) являются официально-документальный и обиходно-деловой подстили. В свою очередь официально-документальный подстиль разделяется на дипломатический подстиль (язык дипломатии) и законодательный подстиль (язык законов), а в составе обиходно-делового подстиля выделяются тоже две разновидности - служебная переписка и деловые бумаги.

Принято выделять, с учётом двух основных подстилей официально-делового стиля, следующие жанры (жанрово-ситуативные стили, по А.К.Панфилову, или речевые стили):

1.Государственные  акты: законы, кодексы, указы, постановления  правительства; международные договоры, коммюнике, меморандумы, соглашения, заявления органов гос. власти; ноты, официальные сообщения.

2.Разные виды  административно-управленческих документов:

а) директивно-распорядительные документы: приказы, постановления, решения;

б) административно-организационные  документы: уставы, циркуляры, правила, положения, акты, протоколы, справки, отчёты;

в) деловые (служебные) письма: гарантийное, сопроводительное, рекомендательное, инициативное, письмо-приглашение, коммерческое.

Выделяют следующие  стилевые (стилеобразующие) факторы  делового стиля[8] :

1) информативная  (императивная) функция;

2) форма общественного  сознания - правовое сознание;

3) основная форма  речи - письменная;

4) типичный вид  речи - монолог;

5) преобладающий  способ общения - массовый неконтактный  и контактный;

6) тон речи - императивный  или нейтральный (констатирующий).

При этом подчеркнём, что деловой стиль, наряду с научным, принадлежит к сфере специального языка (специальный язык - это профессиональный язык, язык профессионального общения). Владение специальным языком вторично, так как использующие его люди должны быть прежде всего носителями литературного языка.

Высокая культура разговорной  и письменной деловой речи, хорошее  знание и чутьё языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его  стилистическим многообразием - самая  лучшая опора, самое верное подспорье  и самая надёжная рекомендация для  каждого человека в его общественной жизни и деловой деятельности.

4. ОДЕЖДА В ДЕЛОВОЙ  ЖИЗНИ

Прежде всего, важно  одеваться сообразно случаю. Одежда должна быть отличного качества и  в хорошем вкусе. Еще важнее быть опрятным и хорошо ухоженным. Главным  же является отношение человека к  себе, к окружающим, к своей работе.

Общий подход к подбору  одежды заключается в следующем:

обратится к консультанту по модной одежде или к человеку, который одевается в хорошем  деловом стиле;

не следуйте слепо  каждому последнему направлению  в моде;

подражать руководству  в тонах одежды;

если в организации  или фирме приняты какие-либо нормы одежды, нужно придерживаться их. Выбирать одежду также следует  вдумчиво и осмотрительно.

учитывать профиль  работы и стиль компании;

Подбор одежды для  деловых переговоров

Для такого события  больше подходят однотонные костюмы - серые, темно-серые, темно-синие, черные. Близкими по тону должны быть и цвета  галстуков: соответственно серо-жемчужные, сине-красные, темно-бордовые; при этом на галстуке должен доминировать цвет костюма и желателен рисунок. Такое сочетание цветов не будет отвлекать и раздражать ваших партнеров, а ваш внешний вид подчеркнет ваше уважение к ним. Известно, что яркий галстук с вычурным рисунком оказывает некоторое эмоциональное давление на собеседников.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. Это касается как переговоров, так и совещаний: в застегнутом пиджаке заходят  в кабинет на заседание, сидят  в президиуме, выступают с докладом. В таком же виде входят в зрительный зал театра и ресторан. При этом нижнюю пуговицу пиджака никогда  не застегивают. Сидя в кресле, а  также за столом во время еды, пиджак можно расстегнуть.

Этикет деловых  приемов всех видов требует надевать белые рубашки. В остальных случаях  цвет рубашки должен гармонировать  с цветом костюма. Оптимальная длина  галстука - до пояса брюк, он должен быть аккуратно завязан.

К костюмам строгих  цветов подходят полуботинки или  ботинки черного либо темно-коричневого  цветов. Черная обувь подходит к  костюмам любых цветов. Днем и в  летнее время предпочтительнее светлые  костюмы и платья, вечером и  зимой - более темных тонов. К светлому костюму следует надевать светлую  обувь.

Головной убор по цвету и фасону должен соответствовать  остальной одежде. Фетровую шляпу  надевают с хорошим пальто, кожаная  или матерчатая шляпа, а также  головной убор с небольшими полями сочетаются с плащом и курткой  спортивного типа.

Перчатки, шарф и  платок по цвету и рисунку должны гармонировать с остальными частями  туалета. В верхние наружные карманы  пиджаков и жакетов нельзя класть ручку, карандаш, расческу и прочие предметы так, чтобы они торчали  наружу.

Такой же принцип  в одежде справедлив и для женщин: цветовая гамма туалета, платья и  прочих деталей должны дополнять  друг друга, фасон одежды - соответствовать  специфике фигуры, хотя, несомненно, женская мода более подвержена изменениям, чем мужская.

Костюм деловой  женщины, ведущей переговоры с представителями  других фирм, должен быть функционален, т.е. соответствовать целям такого мероприятия, чтобы способствовать успеху. Нежелательны платья с глубокими  вырезами и очень короткие юбки - одежда не должна отвлекать партнера от серьезного разговора. В ней не должно быть ярких цветов, множества  сверкающих нитей. Основу деловой одежды женщины составляет костюм или платье-костюм. Брючные костюмы и вязаные  вещи подходят далеко не всегда. Важный элемент - украшения. Во-первых, их не должно быть много, а во-вторых, они должны быть высокого качества, от престижных фирм.


Информация о работе Деловой этикет