Аристотель основатель науки, изучающей добродетели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

Добродетель - постоянная направленность воли на то, что с точки зрения морали есть добро, в свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели. Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность – между необузданностью и бесчувственностью; храбрость – между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость – между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость – между скупостью и расточительством; кротость – между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу.

Содержание

Введение
1. Развитие этики по учению Аристотеля
2. Добродетель и виды добродетелей по теории Аристотеля
3. Анализ отдельных добродетелей
4. Две эпохи в истории этики и морали
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Referat.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 «Институт  международного права и экономики

им. А.С. Грибоедова»

филиал  в г. Вологде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По  дисциплине: «Профессиональная этика»

 

Тема: Аристотель основатель науки,

изучающей добродетели

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила

Студентка 2 курса 3 группы

юридического  факультета

Сивкова Д.А.

 

 

Преподаватель:

Дрянных Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда, 2012

 

ПЛАН

 

 

Введение

   

 

1. Развитие этики  по учению Аристотеля

   

 

2. Добродетель  и виды добродетелей по теории Аристотеля

   

 

3. Анализ отдельных  добродетелей

   

 

4. Две эпохи  в истории этики и морали

   

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   

 

ЛИТЕРАТУРА

   

ВВЕДЕНИЕ

Этика – философская  наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма  общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем  для обозначения «практической  философии», поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Хотя центральной частью этики у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности, в его системе уже нашли выражение многие «вечные вопросы» этики: о природе и источнике морали и добродетели, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и т. п.

Добродетель - постоянная направленность воли на то, что с  точки зрения морали есть добро, в  свою очередь она сама является нравственным благом и этической ценностью. Платон определял добродетель как способность души к деяниям, сообразным с ней; он различал четыре кардинальные добродетели. Согласно Аристотелю, каждая добродетель представляет собой нечто среднее между двумя (предосудительными) крайностями: сдержанность – между необузданностью и бесчувственностью; храбрость – между безрассудной смелостью и трусливостью; справедливость – между неправыми делами и несправедливыми страданиями; щедрость – между скупостью и расточительством; кротость – между вспыльчивостью и неспособностью к справедливому гневу. Подобным же образом он определяет и честолюбие, благородство, участие, стыдливость.

 

 

1. Развитие  этики по учению Аристотеля.

«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое  добродетель, а для того, чтобы  стать хорошими людьми».

«Хорошо рассуждать о добродетели не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях не значит еще быть справедливым на деле».

Аристотель

 

Добродетель (греч. αρετή, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue; букв. деятельное добро, делание добра) - фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру; совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных, качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве. Добродетель является одной из двух основных форм объективации морали наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную и общезначимую сущность морали, она выражает индивидуализированность и произвольность морали. Ее можно определить как явленность морали в индивиде, интегральную характеристику моральной личности, мораль, ставшую мотивацией поведения. Для понятия добродетели существенными являются следующие признаки. Добродетель:

1) всегда соотнесена  с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством;

2) сопряжена  с особыми, только ей свойственными  удовольствиями (радостями) и практикуется  ради самой себя;

3) возникает  на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека: «Добродетель - это способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это ее противоположность» (Аристотель. EN, 1104 b);

4) представляет  собой деятельное обнаружение  нравственной сущности человека, реализуется в поступках, в  соотнесенности с практикуемыми в обществе образцами поведения;

5) выступает  как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает  на себя риск собственных решений;

6) деятельно  противостоит пороку.

Этика Аристотеля телеологична – она исходит из принципа, что в человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели и высшему благу как конечной цели. Поэтому основной вопрос этики – вопрос о смысле и цели жизни – Аристотель решает в том смысле, что счастье как цель стремлений человека является для него высшим благом.

Из всего  многообразия сохранившихся сочинений  великого древнегреческого мыслителя  Аристотеля проблеме этики посвящены  три: «Никомахова этика», «Евдемова  этика» и «Большая этика», которые во многом пересекаются друг с другом, последняя же представляет собой своего рода краткое изложение двух первых. Помимо этого, некоторые этические аспекты рассматриваются Аристотелем в «Политике», «Метафизике» и в трактате «О душе».

В «Метафизике» Аристотель выдвигает концепцию, согласно которой взаимоотношение души и тела аналогично отношению формы и материи; душа является энтелехией («осуществлением» цели) тела, т. е. органического существа, предназначенного для жизни; душа же придает смысл и цель жизни.

Таким образом, психология Аристотеля служит основой  его этики, изучающей индивидуальное поведение человека, а в значительной степени и его политики, являющейся по преимуществу социально-политической этикой, то есть областью знания, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, в особенности вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Добродетель  и виды добродетелей по теории  Аристотеля.

 

Учение Аристотеля расходится в понимании нравственного с учением Платона, поскольку ищет основу нравственности не вне мира, а в обстоятельствах и характеристиках человеческих действий.

Аристотель  связывает добродетель главным  образом с желанием, хотением, волей, считая, что нравственность зависит  от знаний, но коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое – хотеть следовать хорошему. Поэтому Аристотель различает дианоэтические (мыслительные) добродетели, связанные с деятельностью разума, и этические, представляющие собой добродетели душевного склада, характера.

К мыслительным добродетелям относятся две –  мудрость и рассудительность, приобретаемые  путем обучения. К этическим относятся  мужество, умеренность, щедрость, правдивость  и т. п., вырабатываемые путем воспитания привычек. И те, и другие добродетели даны нам от природы, нам дается лишь возможность приобрести их. Добродетель склада души, согласно Аристотелю, означает нахождение надлежащей середины в поведении и чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком.

Аристотель выделяет два вида «середины»: середина в вещах, поведении и чувствах, которая объективно присуща всем людям и середина применительно к каждому человеку в отдельности, ибо люди во многом отличаются друг от друга. Для древнего философа объективная и субъективная середины едины, одна существует через другую.

Какие практические выводы можно сделать из учения Аристотеля о добродетели, т. е. как надлежит определять середину каждому человеку? По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительность, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека. Практичность, рассудительность позволяют ориентироваться в обстановке и делать правильный выбор для достижения нравственной цели (блага): добродетель создает правильную цель, а рассудительность – средства к ней. Рассудительность – добродетель той части души, которая производит мнения; для приобретения этой добродетели необходим опыт, поэтому молодые люди не могут быть опытными, рассудительными. Рассудительность предполагает изобретательность в нахождении средств для известной цели, но не сводится к ней. Изобретательность похвальна, если цель хороша; но если цель дурна, то это изворотливость. Мудрость же – это и научное знание, и постижение умом вещей по природе наиболее ценных.

По словам Аристотеля, нелегко найти надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо  легче стать порочным; моральное  падение может быть различным, но обрести добродетель и правильно  поступать можно только одним  путем; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Порядочные люди одинаковы, дурные – разнообразны. Словом, мало совершенных людей, много посредственных; большинство людей склонны потакать своим слабостям.

Аристотель указывает, что  по отдельному поступку нельзя судить о нравственных достоинствах человека. И хороший человек иногда может совершать что-нибудь дурное. Важно выяснить, являются ли подобные действия случайными для этого человека, стремился ли он к этим действиям сознательно. Аристотель подходит к рассмотрению добродетельной личности в ее взаимосвязи с другими людьми, в отношениях с государством. Так, он считает, что для счастья нужно обладать определенными внешними благами (здоровьем, богатством и т. д.) и пользоваться благосклонностью судьбы. Но главное значение имеет неотделимость личного счастья от счастья всего общества. Как он указывал в то далекое время формирования государственности, стремление к благу общества дает гораздо высшее, гораздо более «прекрасное блаженство», чем удовлетворение своих личных позывов.

Теперь обратимся к аристотелевскому анализу некоторых этических добродетелей. Так, мужество представляет собой среднее между ее недостатком (трусостью) и избытком (безрассудной отважностью). Только мужество есть добродетель, тогда как отклонения являются пороком. По такой же модели Аристотель выстраивает и другие этические добродетели, определяя заодно и пороки.

Умеренность в чувственных, телесных наслаждениях есть среднее  между ее недостатком (бесстрастностью) и избытком (распущенностью). Скромность есть среднее между ее недостатком (застенчивостью, робостью) и избытком (бесстыдством, наглостью). Щедрость – среднее между жадностью и расточительностью и т. д.

Аристотель в "Никомаховой  этике" (кн. 2) определил добродетель, как «навык», сохраняющий середину между двумя крайностями. Например, мужество является серединой между трусостью и отвагой, правдивость – серединой между хвастовством и притворством («иронией») и т.д. Аристотель делил все добродетели на две группы:

- нравственные добродетели,  к которым он относил мужество, щедрость, великодушие, правдивость, вежливость, справедливость, дружбу,

- умственные добродетели  – наука, искусство, разум,  мудрость и благоразумие. Согласно  Аристотелю, добродетель – это  не врожденные качества, а приобретаемые.

 

 

 

 

3. Анализ  отдельных добродетелей.

 

Добродетель – категория  этики, обозначающая положительные  нравственные качества личности; противостоит понятию порочности. Понимание добродетель  исторически менялось.

Так как добродетель связана  со всей конкретной человеческой деятельностью (в той мере, в какой последняя зависит от морального выбора личности), то в зависимости от сферы, предметной определенности этой деятельности она распадается на множество отдельных добродетелей. Софист Гиппий считал, что нельзя говорить о добродетели вообще, у мужчины - одна добродетель, у женщины - другая, у ребенка  - третья и т. д. По мнению стоиков, напротив, добродетель всегда одна и та же. Преобладающей в европейской этике стала платоново-аристотелевская традиция, согласно которой общее определение понятия добродетели получает продолжение и дополнение в анализе отдельных добродетелей.

От Сократа и Платона  идет традиция выделения четырех  кардинальных добродетелей: мудрости (рассудительности), справедливости, мужества, умеренности. По Платону, мудрость является качеством созерцательного ума, добродетелью философов.

Сократ, а за ним стоики выводили все добродетели  из мудрости. Платон считал, что каждая добродетель опирается на определенное свойство души: на разуме основана добродетель мудрости, на воле – добродетель мужества, на преодолении чувственности – добродетель умеренности. Гармоничное сочетанием этих трех добродетелей является добродетель справедливости. Полагая, что каждое из сословий должно иметь свою добродетель, он утверждал, что добродетель философов-правителей является мудрость; добродетель воинов – мужество; добродетель земледельцев и ремесленников – умеренность (см. R.P., IV, 417 Е–434 Д; рус. пер., СПБ, 1863).

Информация о работе Аристотель основатель науки, изучающей добродетели