Япония

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:20, реферат

Краткое описание

Она занимает четыре больших острова (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Сикоку) и около 900 небольших островов
общей площадью 372,6 тыс. кв. км. На севере омывается Охотским морем, на востоке - Тихим Океаном, на юге - Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе Корейским проливом и Японским морем.

Вложенные файлы: 1 файл

ЯПОНИЯ для Ани.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Национальные особенности

Популярность  древней чайной церемонии в Японии резко возрастает. Различные школы, обучающие этому искусству, и объединения ее поклонников довольно влиятельны, их поддержки ищут многие политические партии. Чайная церемония, вобравшая в себя ключевые элементы традиционной культуры, в век фронтального наступления цивилизации «кока-колы», отвечает потребности японцев остаться японцами. Сохраняется традиционный японский костюм, поскольку сидеть в чайном домике в европейском костюме или джинсах неуместно. Сохраняются основы национального интерьера: даже в самой проевропейской квартире обязательно будет отдельная комната для церемонии, выстланная «татами», с нишей — домашним музеем, где вывешиваются свитки с живописью или каллиграфией, и непременной икебаной. Сохраняется литературный японский язык, — ведь формы и термины вежливой беседы при чайной церемонии несовместимы с вульгарными выражениями. Чайные школы — это своеобразный клуб, предоставляющий уютное место для встреч, организующий поездки в мастерские известных каллиграфов, художников, архитекторов, на природу. Знание чайной церемонии повышает социальный статус и служит хорошей рекомендацией в обществе. В ней ярко воплощается национальная эстетическая традиция, суть которой — в стремлении довести до совершенства дело, которым занимаешься. Потребность совершенства присуща любому японцу независимо от того, создает он электронную технику или угощает чаем; недоделки или брак вызывают у него чувство неудовлетворенности собой. Этим и объясняются нередкие мнения о связи национальных традиций и японского экономического чуда. 
  Традиционное японское воспитание приучает девочек с детства заботиться о мужчине — отце, брате, муже, отдавать им все лучшее. Умение угодить мужчине, пожертвовать для него собой, подчеркнуть какой-нибудь пустяк, чтобы потешить его самолюбие, — делает японских женщин очень привлекательными в глазах европейцев. Культура и эстетика ландшафта занимает особое место в японской национальной традиции, ее можно назвать умением «думать глазами». Японцы бережно и любовно относятся к природе, восторгаются пейзажами, цветами и деревьями. Весенний праздник цветения сакуры (вид вишни) — самый красивый национальный праздник. Осенью люди семьями уезжают в горы, чтобы любоваться золотом и багрянцем листвы. 
Следует отметить плохие жилищные условия населения современных городов, маленькие квартиры и большую скученность. Как правило, не разрешается держать животных. Немногочисленным собачкам, получившим разрешение на проживание, подрезают голосовые связки, чтобы те не беспокоили соседей своим лаем. Потребность в братьях наших меньших японцы удовлетворяют совершенно удивительным образом: приобретают специальные электронные устройства в виде брелка, в которых «живет» друг. Его надо вовремя кормить, с ним нужно гулять, он требует внимания и выражает свои нужды специальными сигналами; его необходимо воспитывать: если владелец неопытен и мягкотел, то электронный тиран его замучает. Избавиться от такого питомца не так просто, — брелок можно перепрограммировать за отдельную плату. 
Иностранный туризм развит в Японии значительно слабее, чем в странах Европы и Америки; только 0,23 % общего числа туристов мира посещает страну Восходящего солнца. Но сами японцы в последнее время стали одной из самых путешествующих наций, беря реванш за многовековую самоизоляцию островной Японии. Например, японские туристы несколько лет занимают первое место по посещаемости Парижа. Японская кухня в противоположность китайской гораздо проще, в ней используется меньше соусов и очень мало жира. Главное место в меню занимают рыбные блюда. Рыбу чаще всего жарят, по возможности целиком. Для японца важно не только приготовление, но и оформление блюда, — японец «ест глазами». На подносе часто только с декоративной целью находится особенно красивый апельсин или причудливой формы огурец. 
Еще в древности, позаимствовав у более развитого заморского соседа иероглифическую письменность, религию и ремесла, Япония переплавила их с помощью национальных традиций и сделала «своими». То же самое происходит и сегодня: перенимая самые передовые достижения мировой науки, Япония использует их со свойственным ей национальным рвением и тщательностью. Новаторство и консерватизм, заимствование самого передового и сохранение многовековых традиций — вот главные национальные особенности страны Восходящего солнца.

 

Хозяйство

По  темпам роста промышленности Япония обогнала все другие страны. Такой быстрый экономический рост страны объясняется многими причинами. Во-первых, широким обновлением устаревшего и изношенного в годы войны заводского оборудования. 2/3 промышленного оборудования Японии приходится на новейшую

технику. Во-вторых, одним из решающих факторов была ожесточающая эксплуатация рабочего класса. В-третьих, государство приняло на себя значительную часть расходов на реконструкции предприятий и новому строительству, предоставило монополиям налоговые льготы и широкий кредит. В-четвертых до последнего времени военные расходы страны были небольшими, что позволяло увеличить государственные капиталовложения в хозяйство. В последнее

время развитие экономики замедлилось. Все  сильнее проявляются противоречия системы хозяйства: сохраняется и растет безработица, повышаются цены на продовольствие, товары широкого потребления, плату за проезд по железным дорогам и на автобусах, за высшее образование и медицинское обслуживание.                                                               

В последнее  время взят курс на преимущественное развитие наукоемких производств при некотором сдерживании энергоемких и материалоёмких отраслей. К числу новых производств относятся электронное, точное и сложное приборостроение, оптика, производство фотоаппаратов, медикаментов, научно-лабораторного оборудования. Довольно долгое время основой энергетики страны являлись уголь, вода, древесина. Импорт топлива играл дополнительную роль. Тепловые станции - основа японской электроэнергетики. Топливно-энергетическая база Японии очень ограничена. Собственные угольные ресурсы обеспечивают не более 1/2 ее потребностей, хороших коксующихся углей очень мало. Нефти год добывают столько,  сколько в США за полдня; мало железных  и марганцевых руд, совсем нет бокситов и многих других видов минерального сырья.

 Несмотря на то, что 4/5 энергии  производится из импортного сырья, страна обладает высокоразвитым энергетическим хозяйством. На производстве нефти выросла нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, предприятия которой размещены во многих городах урбанизированной полосы островов Хонсю и Кюсю.

Сильные изменения претерпела за последнее  время металлургия, которая была полностью реконструирована. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащенные новейшей техникой. Не располагая  в достаточной мере своей сырьевой базой. Япония ориентируется на импортные железную и коксующие угли. Крупными поставщиками  железной руды были и остаются Малайзия, Канада.

 Основные поставщики угля - США, Австралия, в меньшей степени Индия и Канада.

 По производству  рафинированной меди  Япония занимает второе место в мире, после США

 Месторождение полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца. Номенклатура производимых в  Японии машин и механизмов разнообразна и насчитывает  тысячи наименований. К числу наиболее развитых отраслей можно  отнести энергетическую индустрию, электротехническое производство, промышленное машиностроение, насосно-компрессорное и холодильное  оборудование, транспортное сельскохозяйственное строительное машиностроение.

  Судостроение  Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей  Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры, разные китобойные суда, мелкие суда. Быстро развивающейся отраслью машиностроения стала, как я уже упоминала  выше, автомобильная промышленность.    Одной из важных отраслей промышленности Японии за весьма короткий срок стала электроника. Основные направления  в японской электронике - это производство специальных электронных приборов и  аппаратов, радиоприемников, телевизоров, магнитофонов, аппаратуры радиосвязи, навигационных приборов, систем автоматического управления, медицинского оборудования. По размерам производства многих видов химических товаров Япония стоит на третьем месте после США и ФРГ. Значительное внимание уделяется в Японии биохимии - изготовлению эффективных лечебных препаратов, средств защиты сельскохозяйственных растений, производству витаминов, специальных кислот. Химические товары являются важной статьей  Японского экспорта; вывозят минеральные удобрения, неорганические химикаты, красители, медикаменты, косметические  изделия, текстильные и многие другие товары.

  Две главные отрасли текстильной промышленности - хлопчатобумажная и шерстяная работают на привозном сырье доставляемом главным образом из США (хлопок) из Австралии и южной Африки (шерсть).                                                                                            Потребность в большинстве видов минерального  сырья удовлетворяется за счет импорта: в меди - на 3/4, в железной руде почти на 9/10, в каменном угле на 8/10. Большие надежды возлагаются в Японии на новые источники энергии. На японских островах зарегистрировано множество источников термалных вод, их энергия используется для обогрева теплиц и зданий.

  В последнее время благодаря новым технологиям становится рентабельным использование ресурсов мирового океана: добыча марганцевых конкреций с океанского дна, извлечение урана из морской воды и т.д.

  Как в экспорте, так и в импорте Японии первое место занимает США. Однако в японо - американской торговле существует крупный дисбаланс в пользу Японии. Между Японией ведётся настоящая “торговая война” за рынки сбыта. К примеру, в торговле телекоммуникационным оборудованием образовались огромные диспропорции. Объём продаж японского оборудования в США в одиннадцать раз превышает объём продаж американского оборудования в Японию. Сами американцы покупают японские приборы вместо американских. Это можно объяснить лишь тем, что нельзя продать то, что люди не хотят покупать, это обусловливается японским качеством. Такая же картина 
наблюдается в машиностроении и во многих других отраслях японской 
промышленности. Японский товар имеет сравнительно низкую цену при 
хорошем качестве. Общая философия, свойственная всей промышленности Японии, состоит в том, что каждый сам себе контролёр и что производимую продукцию надо делать без брака на каждом этапе операции. В Америке допускается определённый процент брака. В Японии не позволяет делать этого элементарная экономия, японцы стараются избежать даже единичных случаев брака. 
Восемнадцать тысяч японских компаний терпят крах, по одной и той же 
причине, по которой они терпят крах повсюду - конкуренция. Конкуренция порой настолько суровая, что японцы боятся ее экспорта в другие страны. 
Японцы интересный народ, они конкурируют не только в бизнесе, но и в 
жизни. Во все времена существовала и существует тонкая грань между 
соревнованием и побоищем. В Китае существует такая поговорка - не 
разбивай чужую миску с рисом. В Японии считают, что не следует 
уничтожать стоящего конкурента - надо сохранить ему честь и престиж. Все же японские конкуренты зачастую ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, и именно эта жестокая конкуренция в самой Японии делает их компании такими конкурентноспоспособными за границей. Конкуренция превращает потребителя в короля. В Японии сегодня больше производителей гражданской продукции, чем в любой другой стране в мире, включая США. И эти компании, например, девять автомобилестроительных компаний и две компании по производству 
тяжёлых грузовиков, более сотни компаний, производящих станки, и более шестисот электронных компаний, - выдержали жестокую конкуренцию. Одно время в Японии было сорок компаний, производящих телевизоры; сегодня осталось лишь шесть больших компаний. Компании, занятые в электронике, производстве автомобилей, телекамер, электробытовых приборов и другие - это компании, которые оказывают прямое воздействие на рынок сбыта всегомира. 
  Япония занимает первое место в мире по судостроению, выпуску автомобилей, производству основных видов химической продукции. Широкое использование промышленного сырьевого отхода привело к росту японской промышленности.

 Япония превратилась, в своего рода, гигантскую мастерскую по переработке промышленного сырья и производству готовых изделий. Она не может существовать в отрыве от мировых рынков, что накладывает свой отпечаток как на основные направления экономического развития, так и на внешнюю политику страны.

Сельское  хозяйство

 

     По специализации с/х Японии заметно отличается от других развитых стран: доля растениеводства превышает долю животноводства в два раза.                                      

     Несмотря на это, своего зерна  стране не хватает, и Япония  вынуждена импортировать зерновые культуры от ближайших соседей: Китая и Кореи.

     О японской организации сельского  хозяйства во всем мире знают  как о довольно-таки отсталой, это вызвано рядом причин: преобладание карликовых крестьянских хозяйств мелкотоварного типа, ограниченными капиталовложениями направляемыми на улучшение земель, слабостью агротехнической базы, кабальной

задолженностью  крестьян. За последнее время продуктивность земли несколько снизилась.

     Пастбищные земли составляют, всего  лишь  1.6% всей площади, хотя причиной столь малых  размеров не является плохой климат страны. Имеющиеся небольшие пастбищные участки постепенно выходят из оборота по мере увеличения импорта дешевой мясной и молочной продукции. В городах заброшенные пашни зарастают лесом. Эти дикие леса все более разрастаются, т.к. лесная индустрия

проигрывает в конкуренции с импортом дешевой древесины.

     Структура с/х за последние  десятилетия изменилась и хотя  предпочтение отдается выращиванию риса - “японского хлеба”  которому отдано около 50% обрабатываемых земель, наравне с этим получили развитие  скотоводство,огородничество, и садоводство.

     В Японии развито

рыболовство, это традиционное занятие японцев. По вылову рыбы Япония занимает первое место в мире (12 млн. Тонн). Основную часть его обеспечивают морское и океанское рыболовство, но весьма значительную роль играют аквакультуры – свыше 1 млн. т.

 До второй мировой войны японцы практически не употребляли в пищу мясо, так что единственным источником животных белков служила рыба, а углеводов - рис.

     Прибрежным рыболовством занимаются  жители приморских селений; дальним - крупные монополии, обладающие технически совершенным рыболовным флотом.

  Северо-западная часть Тихого океана - главный район мирового рыболовства, добычу рыбы и морепродуктов  здесь ведут Япония, Китай, Россия, республика Корея, некоторые другие страны.

  Рыболовный флот Японии насчитывает десятки тысяч судов, а счет рыболовным портам ведется на сотни и даже на тысячи. Из экзотических промыслов надо отметить добычу жемчуга на южном побережье Хонсю, ежегодно здесь добывают более 500 млн. жемчужных раковин. Раньше извлекаемые со дна раковины использовались для поиска естественных жемчужин, которые, конечно были большой редкостью. Теперь их используют для искусственного выращивания жемчужин на специальных плантациях. С течением времени наметились тенденции к оскудению национальных рыбных ресурсов, поэтому широкое распространение получило искусственное разведение морских животных (в 1980г здесь выращивали 32 вида рыб, 15 видов ракообразных, 21 вид моллюсков).

   Япония обладает интенсивным и высокотоварным сельским хозяйством. Высокая интенсивность сельского хозяйства дает возможность при относительно незначительных обрабатываемых площадях обеспечивать потребности страны в продовольствии на 70%, в том числе практически полностью в таких продуктах

питания, как рис, овощи, картофель, фрукты, яйца, молоко и молочные продукты. В стране производится 3/4 всего потребляемого мяса. За счет закупок за границей Япония удовлетворяет свои потребности в пшенице, ячмене, сахаре, бананах, соевых бобах, листовом табаке и некоторых других фуражных и технических культурах.

 

ТРАНСПОРТ

    

    

   Тоннаж  морского торгового флота-57 млн.регистровых тонн (второе место в мире (1991 г).Морской флот, несмотря на большой тоннаж, не справляется с быстровозрастающими внешнеторговыми перевозками, и  стране приходится фрахтовать иностранные суда. Чтобы избежать пустых рейсов, Японией

сконструированы комбинированные суда: на специально оборудованных палубах везут промышленные товары, экспортируемые Японией (автомобили), а в обратный путь трюм загружают углем, рудой или другими товарами. В каботажном флоте наряду с

современным сохраняются и парусные суда, на долю которых приходится немало грузоперевозок по внутреннему морю.

    Основным видом транспорта является - автомобильный. Протяженность автодорог составляет 1.2 млн. км, из них около 5000 км - скоростные шоссе. (1991 г).    

    Протяженность железных дорог 30 тыс.км.(1991 г)Большая часть железных дорог принадлежит государству, половина их электрифицирована, важнейшие ж/д магистрали проходят по прибрежным низменностям, построен самый длинный в мире,

54 км. подводный тоннель под Цугарским  проливом; он соединяет острова  Хоккайдои Хонсю.

    

Заключение.

Япония - это несомненно уникальная, ни с  чем не сравнимая и совершенно загадочная страна, равной которой в мире практически невозможно найти. И дело не только в ее богатом и древнем наследии - сама по себе Япония – это огромный музей.

Существует  расхожая фраза: “Япония- страна контрастов”, и это не просто слова. Здесь храмы соседствуют с современной жизнью, они не нарушают общего потока, а составляют единое целое.

Природа и Япония составляют два неразрывных  понятия. Например, Нару называют городом оленей. Более тысячи благородных пятнистых животных свободно бродят по огромному Парку Нара и нередко забредают на городские улицы. Везде

специально  для их кормления продается подсоленное печенье, которое они берут прямо из рук. История их появления связана с основанием синтоийского святилища Касуга, одно из зданий которого посвящено божеству, доставленному с гор оленем.

Информация о работе Япония