Электроэнергетика как отрасль народного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Энергетика является основой развития производственных сил в любом государстве. Энергетика обеспечивает бесперебойную работу промышленности, сельского хозяйства, транспорта, коммунальных хозяйств. Стабильное развитие экономики невозможно без постоянно развивающейся энергетики.
Электроэнергетика наряду с другими отраслями народного хозяйства рассматривается как часть единой народно - хозяйственной экономической системы. В настоящее время без электрической энергии наша жизнь немыслима. Электроэнергетика вторглась во все сферы деятельности человека: промышленность и сельское хозяйство, науку и космос. Без электроэнергии невозможно действие современных средств связи и развитие кибернетики, вычислительной и космической техники. Так же велико значение электроэнергии в сельском хозяйстве, транспортном комплексе и в быту. Представить без электроэнергии нашу жизнь невозможно. Столь широкое распространение объясняется ее специфическими свойствами.

Содержание

Введение: 3
География энергетических ресурсов России. 4
Единая энергетическая система России. 8
Современное состояние электроэнергетики России и перспективы дальнейшего развития. 9
Заключение. 15
Список использованной литературы: 16

Вложенные файлы: 1 файл

рег экон Microsoft Word.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Единая  энергетическая  система России.        

 Для более рационального,  комплексного и экономичного  использования общего потенциала России  создана  Единая  энергетическая  система  (ЕЭС).  В  ней  работают  свыше  700  крупных  электростанций, имеющих общую мощность более 250 млн. кВт (84%  мощности  всех  электростанций  страны). Управление ЕЭС осуществляется из единого  центра.        

 Единая энергетическая  система имеет ряд очевидных  экономических  преимуществ. Мощные ЛЭП (линии электропередачи) существенно  повышают надежность снабжения народного хозяйства электроэнергией.  Они выравнивают годовые и суточные графики потребления  электроэнергии, улучшают экономические показатели электростанций и  создают условия для полной электрификации районов, где ощущается  недостаток  электроэнергии.         

 В состав ЕЭС  бывшего СССР входили электростанции, которые  распространяли свое влияние на территорию свыше 10 млн. кмс  населением около 220 млн. человек.        

 Объединенные  энергетические  системы  (ОЭС)  Центра,  Поволжья, Урала,  Северо-запада,  Северного  Кавказа  входят  в  ЕЭС  европейской  части. Их объединяют высоковольтные магистрали Самара – Москва (500кВт), Москва  - Санкт-Петербург (750 кВт), Волгоград - Москва (500 кВт),  Самара -  Челябинск и др.        

 Здесь  действуют  многочисленные  тепловые  электростанции  (КЭС  и  ТЭЦ) на угле (подмосковном,  уральском  и  др.), сланцах,  торфе, природном  газе и мазуте, и атомные электростанции. ГЭС имеют большое значение,  покрывая пиковые нагрузки крупных промышленных районов и узлов.         

 Россия  экспортирует  электроэнергию  в  Беларусь  и  на  Украину, откуда  она  идет  в  страны  Восточной  Европы,  и  в  Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное состояние  электроэнергетики России и перспективы дальнейшего развития.

В настоящее время  российская электроэнергетика переживает состояние острого кризиса. Существуют крупные препятствия и нерешенные проблемы, не позволяющие форсировать  процесс российских реформ. Это, прежде всего – затянувшийся системный кризис экономики страны, вызвавший серьезные перебои в системе денежного обращения и финансировании отрасли.

В условиях практически  полного прекращения бюджетного финансирования, в результате исключения инвестиционной составляющей из себестоимости  энергии электроэнергетика потеряла значительную часть источников инвестиций. Итог неутешителен – затормозилось развитие отрасли. Новых мощностей за 1998-1999 годы введено в среднем по 760 МВт в год, что на порядок меньше необходимого их объема с учетом морального и физического старения оборудования электростанций.

В настоящее время  проблеме возобновления мощностей в экономическом развитии РАО «ЕЭС России» придается первостепенное значение. И в случае непринятия кардинальных мер возникнет дефицит мощностей на энергетическом рынке России. Промышленность будет усиленно развиваться, требуя дополнительной электроэнергии, а ее не будет.

Кажущееся благополучие балансов покрытия нагрузок ЕЭС России, обусловленное падением электро- и  теплопотребления соответственно на 22 и 30%, и возникновение действительных и мнимых резервов притупило остроту  проблемы нехватки новых мощностей. Между тем такое положение может иметь только временный эффект. Исчерпание ресурса мощностей лишь тепловых электростанций из-за их старения в 2000г. составил 25 млн. кВт, в 2005. – 57 млн. кВт, к 2010г. – почти 74 млн. кВт, или почти половины всей установленной мощности ТЭС в настоящее время.

Тепловая энергетика России располагает уникальной, потенциально эффективной структурой топлива, в  которой 63% составляет природный газ, 28% - уголь и 9% - мазут. В ней заложены огромные возможности энергосбережения и охраны окружающей среды.

В тоже время эффективность  топливоиспользования на ТЭС, работающих на газе, недостаточна. Она значительно  уступает топливной экономичности  современных парогазовых установок (ПГУ). Однако из-за трудностей с финансированием до настоящего времени не введен первый парогазовый блок ПГУ-450 на Северо-Западной ТЭЦ Ленэнерго.

Реальное повышение  технического уровня отечественной  теплоэнегергетики при эффективном  использовании капиталовложений на эти цели, может быть достигнуто главным образом путем реконструкции с переводом действующих ТЭС на природный газ и строительства новых газовых ТЭС, как правило, с применением ПГУ. Парогазовая технология на базе современных газовых турбин позволяет на 20% снизить капиталовложения и на столько же повысить эффективность топливоиспользования, получить при этом существенный природоохранный эффект.

Тяжелое финансово-экономиеское положение РАО «ЕЭС России» и  его дочерних обществ обусловлено  как общими проблемами российской экономики, так и рядом специфических факторов:

§  проводится тяжелая тарифная политика, не обеспечивающая в каждом втором АО-энерго компенсацию затрат на производство и транспорт электрической и тепловой энергии;

§  инвестиционная составляющая в тарифах недостаточна даже для простого воспроизводства основных производственных фондов;

§  увеличивается задолжность потребителей, финансируемых из федерального и регионального бюджетов, что провоцирует кризис неплатежей, и проблемы с налоговыми органами по осуществлению налоговых зачетов;

§  отсутствуют четкие механизмы стимулирования снижения производственных затрат в структурных подразделениях и дочерних обществах РАО «ЕЭС России».

Сохраняется отношение  к РАО «ЕЭС России» как к  министерству, а к АО-энерго –  как к «службам», что не способствует развитию корпоративных отношений в электроэнергетике и коммерциализации энергетических компаний. Это приводит к снижению эффективности и конкурентоспособности энергетических компаний, отказу платежеспособных потребителей от услуг региональных энергетических компаний, сужению рынка сбыта (особенно тепловой энергии). В 1998 году вводы собственных тепловых мощностей у потребителей повышали вводы тепловых мощностей в РАО «ЕЭС России».

Нынешняя организационная  структура электроэнергетики породила конфликт интересов в отношениях РАО «ЕЭС России» и АО-энерго, так как АО-энерго являются и покупателями услуг РАО «ЕЭС России» и дочерними или зависимыми акционерными обществами (ДЗО).

Кроме того, на региональном уровне отсутствует государственная  вертикаль регулирования тарифов, позволяющая реализовывать какую-либо единообразную политику. В итоге тарифная политика оказалась слабо управляемой со стороны федерального центра и в большей степени зависимой от позиции региональных властей.

В последние годы в  электроэнергетике России неуклонно обостряется проблема физического и морального старения оборудования электростанций и электрических сетей. Нарастают мощности энергооборудования ТЭС и ГЭС, отработавшие свой парковый ресурс.

Низкие темпы реновации  во многом обусловлены дефицитом финансовых ресурсов, как из-за неплатежей потребителей энергии, так и вследствие недостаточности источников финансирования этих работ (амортизационных отчислений).

Старение оборудования – одна из главных причин ухудшения  технико-экономических и экологических показателей электростанций. В результате организации РАО «ЕЭС  России»  ежегодно недополучает более 4 млрд. руб. прибыли.  Требуется принятие незамедлительных мер по обеспечению надлежащего технического состояния генерирующего оборудования электростанций РАО «ЕЭС России».

Перечисленные выше проблемы усугубляются старением оборудования в электроэнергетике. Его износ  на 01.01.99, по РАО «ЕЭС России» составил уже 52%. Сохранение тенденции снижения располагаемой мощности электрических  станций даже в краткосрочной перспективе может привести к невозможности удовлетворения растущего спроса на электроэнергию. Низкая рентабельность и неплатежи, отсутствие государственной поддержки развития электроэнергетики привели к снижению за последние годы объема инвестиций в электроэнергетику в 6 раз.

Совмещение естественно  монопольных и не являющихся таковыми видов деятельности в рамках одной  компании не способствует достижению прозрачности финансово-хозяйственной  деятельности и не позволяет вывести  из-под государственного тарифного регулирования потенциально конкурентные виды деятельности.

Все это приводит к  снижению надежности, безопасности и  эффективности энергоснабжения. Нарастает  угроза ограничений по удовлетворению будущего спроса на электрическую и  тепловую энергию уже в ближайшие годы.

Атомная промышленность и энергетика рассматриваются в  Энергетической стратегии (2005-2020гг.) как  важнейшая часть энергетики страны, поскольку атомная энергетика потенциально обладает необходимыми качествами для  постепенного замещения значительной части традиционной энергетики на ископаемом органическом топливе, а также имеет развитую производственно-строительную базу и достаточные мощности по производству ядерного топлива. При этом основное внимание уделяется обеспечению ядерной безопасности и, прежде всего безопасности АЭС в ходе их эксплуатации. Кроме того, требуется принятие мер по заинтересованности в развитии отрасли общественности, особенно населения, проживающего вблизи АЭС.

Для обеспечения запланированных  темпов развития атомной энергетики после 2020 г., сохранения и развития экспортного потенциала уже в настоящее время требуется усиление геологоразведочных работ, направленных на подготовку резервной сырьевой базы природного урана.

Максимальный вариант  роста производства электроэнергии на АЭС соответствует как требованиям благоприятного развития экономики, так и прогнозируемой экономически оптимальной структуре производства электроэнергии с учетом географии ее потребления. При этом экономически приоритетной зоной размещения АЭС являются европейские и дальневосточные регионы страны, а также северные районы с дальнепривозным топливом. Меньшие уровни производства энергии на АЭС могут возникнуть при возражениях общественности против указанных масштабов развития АЭС, что потребует соответствующего увеличения добычи угля и мощности угольных электростанций, в том числе в регионах, где АЭС имеют экономический приоритет.

Основные задачи по максимальному  варианту – строительство новых  АЭС с доведением установленной  мощности атомных станций до 32 ГВт в 2010 г. и до 52,6 ГВт в 2020 г. и продление назначенного срока службы действующих энергоблоков до 40-50 лет их эксплуатации с целью максимального высвобождения газа и нефти; экономия средств за счет использования конструктивных и эксплуатационных резервов.

В этом варианте, в частности, намечена достройка 5 ГВт атомных  энергоблоков (двух блоков – на Ростовской АЭС и по одному – на Калининской, Курской и Балаковской станциях) и новое строительство 5,8 ГВт атомных  энергоблоков (по одному блоку на Нововоронежской, Белоярской, Калининской, Балаковской, Башкирской и Курской АЭС). В 2011 – 2020 гг. предусмотрено строительство четырех блоков на Ленинградской АЭС, четырех блоков на Северо-Кавказской АЭС, трех блоков Башкирской АЭС, по два блока на Южно-Уральской, Дальневосточной, Приморской, Курской АЭС –2 и Смоленской АЭС – 2, на Архангельской и Хабаровской АТЭЦ и по одному блоку на Нововоронежской, Смоленской и Кольской АЭС – 2.

Одновременно в 2010 – 2020 гг. намечено вывести из эксплуатации 12 энергоблоков первого поколения на Билибинской, Кольской, Курской, Ленинградской и Нововоронежской АЭС.

Основные задачи по минимальному варианту – строительство новых  блоков с доведением мощности АЭС  до 32 ГВт в 2015 г. и до 35 ГВт в 2020 г. и продление назначенного срока службы действующих энергоблоков на 10 лет.

Основой электроэнергетики  России на всю рассматриваемую перспективу  останутся тепловые электростанции, удельный вес которых в структуре  установленной мощности отрасли составил к 2010 г. 68%, а к 2020 г. – 67-70% (2000 г. – 69%). Они обеспечат выработку, соответственно, 69% и 67-71% всей электроэнергии в стране (2000 г. – 67%).

Учитывая сложную ситуацию в топливодобывающих отраслях и  ожидаемый высокий рост выработки  электроэнергии на тепловых электростанциях (почти на 40-80 % к 2020 г.), обеспечение электростанций топливом становится в предстоящий период одной из сложнейших проблем в энергетике.

Относительно не высокий  прирост потребности в топливе  к 2020 г. по сравнению с выработкой электроэнергии связан с практически полной заменой к этому периоду существующего неэкономичного оборудования на новое высокоэффективное, что требует осуществления практически предельных по возможностям вводов генерирующей мощности. В высоком варианте в период 2011-2015 гг. на замену старого оборудования и для обеспечения прироста потребности предлагается вводить 15 млн кВт в год и в период 2016-2020 гг. до 20 млн кВт в год. Любое отставание по вводам приведет к снижению эффективности использования топлива и соответственно к росту его расхода на электростанциях по сравнению с определенными в Стратегии уровнями.

Необходимость радикального изменения условий топливообеспечения тепловых электростанций в европейских  районах страны и ужесточения  экологических требований обусловливает существенные изменения структуры мощности ТЭС по типам электростанций и видам используемого топлива в этих районах. Основным направлением должно стать техническое перевооружение и реконструкция существующих, а также сооружение новых тепловых электростанций. При этом приоритет будет отдан парогазовым и экологически чистым угольным электростанциям, конкурентоспособным на большей части территории России и обеспечивающим повышение эффективности производства энергии. Переход от паротурбинных к парогазовым ТЭС на газе, а позже – и на угле обеспечит постепенное повышение КПД установок до 55 %, а в перспективе до 60 % что позволит существенно снизить прирост потребности ТЭС в топливе.

Информация о работе Электроэнергетика как отрасль народного хозяйства