Экономическое районирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процессов размещения и развития производительных сил в России в прошлом и в современных условиях хозяйствования.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить исторические условия развития экономического районирования в России;
2. Определить особенности выделения экономических регионов (районов) на территории нашей страны в различные периоды исторического развития;
3. Выявить факторы, влияющие на размещение производительных сил;
4. Изучить проблемы и определить перспективы развития экономического
районирования в России.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1 История экономического районирования.......................................6
1.1 История административного устройства России....................................6
1.2 История развития экономического районирования...............................11
1.3 Теория ТПК..............................................................................................12
Глава 2 Отраслевая структура экономики России и обоснование размещения
производства..................................................................................................14
2.1 Отраслевая структура экономики России................................................14
2.2 Методы отраслевого экономического обоснования производства.........18
Глава 3 Основы современного районирования. Проблемы структурной перестройки хозяйства регионов...................................................................22
3.1 Современное экономическое районирование.........................................22
3.2 Реформирование региональной политики..............................................25
3.3 Перспективы развития...............................................................................27
Заключение.....................................................................................................31
Список использованной литературы............................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Чувашский  государственный университет им. И.Н. Ульянова"

 

                         Кафедра Финансов кредита и статистики

 

     Курсовая работа

                                  на тему:

«Экономическое районирование»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

                             студентка группы ЭК-03-11

Смолина М.Ю.                                                               

Проверил:

 

 

 Чебоксары  2011 г.

 

Содержание 

Введение.........................................................................................................3

Глава 1 История экономического районирования.......................................6

1.1 История административного  устройства России....................................6

1.2 История развития экономического районирования...............................11

1.3 Теория ТПК..............................................................................................12

Глава 2 Отраслевая структура  экономики России и обоснование  размещения

производства..................................................................................................14

2.1 Отраслевая структура  экономики России................................................14

2.2 Методы отраслевого  экономического обоснования производства.........18

Глава 3 Основы современного районирования. Проблемы структурной  перестройки хозяйства регионов...................................................................22

3.1 Современное экономическое  районирование.........................................22

3.2 Реформирование региональной  политики..............................................25

3.3 Перспективы развития...............................................................................27

Заключение.....................................................................................................31

Список использованной литературы............................................................34

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нельзя понять особенности  и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования

радикальных экономических  реформ особое значение приобретает  региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в действенном научном обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики и стратегии.

Среди отраслей научных знаний, изучаемых в экономических вузах, региональная экономика является единственной, предметом которой служат территория, регион, его природно-ресурсный потенциал, демографические, трудовые ресурсы, экономика, ее структурная перестройка, экономические связи. Без знания региона, в котором происходит вся экономическая деятельность, невозможно представить современного экономиста высшей квалификации. Внутри России идет процесс суверенизации регионов, республик, автономных образований. Поэтому усилен процесс регионализации экономики отдельных субъектов Федерации, вырабатываются новая региональная политика и региональная стратегия, главные положения которых нужно знать каждому экономисту.

На современном этапе  особенно важен дифференцированный подход к                      

                                                          3

решению конкретных экономических вопросов в зависимости от   возможностей и особенностей каждого региона. Только строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач развития и размещения хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональным развитием экономики регионов.

В связи с выше сказанным, рассмотрение вопросов истории развития

экономического районирования, как составной части региональной экономики, представляет большую ценность для понимания перспектив развития, решения возникающих проблем, встающих перед экономистами.

Предметом исследования является история размещения производительных сил России и социально-экономического регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических, демографических и экологических особенностей регионов.

Объект исследования –  экономические районы России в различные  периоды

развития страны. Целью работы является исследование процессов размещения и развития производительных сил в России в прошлом и в современных условиях хозяйствования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

1.     Изучить исторические  условия развития экономического  районирования в России;

2.     Определить  особенности выделения экономических  регионов (районов)  на территории нашей страны в различные периоды исторического развития;

3.     Выявить факторы,  влияющие на размещение производительных  сил;

4.     Изучить проблемы  и определить перспективы развития  экономического

районирования в России.

Тема исследования достаточно подробно рассматривается во многих работах

отечественных авторов. Такими авторами являются Э.Н. Кузьбожев, Т.Г.

                                                           4

Морозова и др. В учебных пособиях этих авторов большое внимание уделяется теоретическим разделам. Кроме того, рассматриваются отраслевая и территориальная структура хозяйства России, размещение и уровни развития отдельных отраслей. Подробно анализируется стартовый уровень развития экономики России при переходе к рынку.

Исторические аспекты  развития административного деления  России освещаются в руководствах Боханова А. Н., Горинова М. М.

Подробно рассматриваются  аспекты исторического развития экономического

районирования в работах  Алампиева П. М, [1] Колосовского Н. Н,

Костенникова В. М., Э. Н. Кузьбожева, Т. Г. Морозовой.

В этих же работах достаточно широко освещаются вопросы формирования

территориально-производственных комплексов.

Многие аспекты данной проблемы рассматриваются и в специализированной

периодической печати.

Так историческим вопросам развития районирования посвящена  публикация

Замятина Д. Н.

Обобщение информации публикаций в журналах «Экономист» ,«Российский экономический журнал» , «Регионология» , и др. позволили проанализировать наиболее актуальные проблемы современного состояния и определить перспективы развития экономического районирования в России. Фактографическую базу исследований составили статистические сборники и карты. Одним из такого рода источников является справочник Дронова В. П.,

Максаковского В. П., Рома В. Я.

    

     

 

 

 

 

 

 

         5

Глава 1 История  экономического районирования

 

Экономическое районирование  является основой территориального управления народным хозяйством России.

Система экономических районов  – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ.

Экономическое районирование  служит предпосылкой совершенствования

территориального развития экономики и имеет первостепенное значение, и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Основой экономического районирования  является административно-территориальное устройство страны.

    

1.1 История административного  устройства России.

   Административное устройство России до революции.

 

Огромная территория России еще на первых этапах становления  Российского

государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов  и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими

                                                           6

представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» –губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

При Петре I в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний,

губернии же были разделены  на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775г.;их число за это время выросло до двадцати.

В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало сорок, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.  Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором; Кавказ управлялся Кавказским наместником. В

состав дореволюционной  России входили Польша и Финляндия  на правах самоуправляющихся единиц.

Формирование административно - территориального деления после  революции.

После отмены крепостного  права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость. Формирование послереволюционного административно - территориального деления

нашей страны началось с 1917г. 7 ноября 1917г. была образована Российская

Советская Федеративная Социалистическая Республика. В декабре 1917г. –

                                                           7

Украинская ССР, в январе 1919г. – Белорусская ССР. В 1918г. в  результате

борьбы революционных  и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана, однако внутренняя борьба продолжалась. В 1920-1921гг. учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье – Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые 1922г. были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1924г. Были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926г. – Киргизская(которая с 1924г. называлась Каракиргизской автономной областью). В декабре 1922г. произошло образование Союза ССР. В него первоначально вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924г. в Союз вошли Туркменская и Узбекская республики. В 1929г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936г.из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР и она также вошла в состав СССР. В

1940г. на территорию  Прибалтики и Молдавии были  введены советские войска согласно договору Молотова - Риббентропа и образованы еще четыре союзные республики, также вошедшие в состав СССР – Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР. В первые  годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы. Были ликвидированы многие несоответствия административно – территориального деления царской России экономическому значению регионов. К концу 30-х годов сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская

                                                      8

ССР, Узбекская ССР и  Казахская ССР.В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

Сложившаяся к началу 90-х  годов политическая и экономическая  обстановка

привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется  рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-экономический диктат руководящих структур КПСС над всеми сферами политической и экономической жизни страны. Естественно, тот диктат должен был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписании союзного договора о сохранении Союза и утверждения Федерации свободных государств. Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его

подписание было сорвано  государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991г. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране. О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями .В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз, и на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан ,Узбекистан, Таджикистан и

                                                     9

Туркмения. Все эти государства  – республики по форме государственного устройства, в основном президентские республики. По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное

управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого

энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них. Сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят следующие республики: Республика Адыгея,

Республика  Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Вместе с тем следует  отметить, что Чечня заявила полный суверенитет вне

Российской Федерации  и не намерена подписывать Федеративный договор. Однако существование Чеченской республики вне Федерации не признается.

Автономной областью в  составе России пока осталась одна – Еврейская; другие же автономные области преобразованы в республики. В состав России входят 10 автономных округов: Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты- Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Осталось неизменным количество краев– 6: Ставропольский, Краснодарский, Красноярский, Алтайский, Приморский,

                                                         10

Хабаровский и областей – 49.

Кроме того, в настоящее  время выделяются 7 федеральных округов.

 1.2 История развития экономического районирования

Экономическое районирование  имеет свою историю. Первые попытки  экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны.В ходе исторического развития можно выделить несколько этапов развития теории экономического районирования.

1) 1840-1861 – зарождение теории экономического районирования;

2) 1861-1917 – эволюционное развитие;

3)  1917-1920 - застой в развитии;

4) 1920-1931 – бурное прогрессивное развитие, теория районирования

находилась под воздействием Нэповской реформы в России;

5) 1931-1957 – относительно спокойное эволюционное развитие,

районирование менялось благодаря  воздействию жестко централизованной системы управления экономикой России;

6)1957-1964 – революционные изменения (прогрессивные или регрессивные),

в 1957-1964 гг. экономика развивалась  с принципиально новым делением

территорий на экономические  районы;

7)1964-1991 – относительно спокойное эволюционное развитие, в экономике действовал принцип жестко централизованного управления;

8)1991 – 2000 (революционные изменения прогрессивные или регрессивные)

9)     2000 – настоящее  время (также революционные изменения).

После 1991 г. и по настоящее  время имеются новые точки  зрения на

территориальную структуру  народного хозяйства РФ.

 На каждом из обозначенных этапов теория районирования находилась под

воздействием одного или  нескольких системообразующих. знаков. В состав

                                                   11

 

 

последующих обычно включают:

¨     экономическую  специализацию различных частей страны;

¨     характер экономических  связей;

¨     национальные особенности территории;

¨     географические особенности (ландшафт, климат, обеспеченность

различными ресурсами, прежде всего, минеральными и водными).

    

 1.3 Теория ТПК

Впервые термин «ТПК» появился в конце 50-х годов. Первоначально  за

аббревиатурой ТПК скрывались слова «территориально-промышленный комплекс», то есть комплекс понимался узко, только как промышленный. Позже его стали расшифровывать как «территориально-производственный». Категория «производство» шире категории «промышленность», то есть подразумевается, что в ТПК могут включаться предприятия не только промышленных отраслей, но также строительства, сельского хозяйства, а также инфраструктурные объекты, способствующие эффективной работе предприятий упомянутых трех секторов народного хозяйства. К инфраструктуре относятся: производственная – общие транспортные артерии, энергоснабжение, общая связь, складское хозяйство, социальная – учреждения здравоохранения, народное образование, жилье, учреждения культуры и науки, социальной защиты населения. Основоположниками теории ТПК считаются И. Н. Колосовский, П. М. Алампиев, Ю.Г. Саушкин.

В период 1957-1964 гг., благодаря  усилиям СНХ и органов региональной власти, некоторые региональные и хозяйственные комплексы достигли такого уровня развития, что к ним можно было бы применить определение ТПК. Обычно это наблюдалось там, где имелись относительно небольшие

автономные образования, развитая производственная инфраструктура и развита, по меньшей мере, одна отрасль народного хозяйства.

Например, в 1957-64 гг. существовал  КОМИ экономический административный район. Экономическо-административные границы

                                                        12

совпадали с государственной границей этой республики. Благодаря этому, предоставлялась возможность относительно быстро находить компромисс в решении двух органов управления(Совмин АССР, СНХ). Функции управления Пыли поделены следующим образом: СНХ руководил всей промышленностью республики и крупными строительными организациями; Совет министров – предприятиями местного республиканского значения, сельскохозяйственным производством и строительными организациями

вспомогательного значения. Регион уже тогда имел, по меньшей  мере, две

транспортные артерии; железнодорожную  линию (Котлас-Воркута) и крупную  водную артерию – реку Печору, впадающую в Печорскую губу Баренцева моря. Здесь имелись запасы полезных ископаемых. В их числе: угли Печорского угольного бассейна (Воркута, Инга), нефть и газ Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (Ухта, Усинск); запасы спелой древесины, преимущественно хвойных пород (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), а также значительные запасы лиственных пород деревьев. Запасы древесины стали основой для формирования соответствующих производств: фанерное производство, мебельное производство, производство целлюлозы, бумаги (газетной и журнальной, обоев) и т.д. Запасы газа и нефти обусловили строительство газоконденсатного, сажевого и нефтеперерабатывающего заводов. К концу 1964 года можно было констатировать, что КОМИ СНХ и СМ КОМИ АССР

создали здесь по меньшей мере три ТПК: первый – на базе древесного сырья в районе Сыктывкара, второй – на базе месторождении нефти и газа в районе Ухты, третий – на базе углей в районе Воркуты. В условиях развития территориально-производственного комплекса происходил наиболее полный

 учет отраслевых к территориальных факторов развития производительных сил.

 

 

 

 

                                                            13

Глава 2 Отраслевая структура экономики России и обоснование размещения производства

 

На стартовом уровне перехода к рыночным отношениям в нашей  стране сложилась нерациональная отраслевая структура. Отрасли материального производства составляют свыше 70%, отрасли непроизводственной сферы — менее 30%. Рыночная же экономика в цивилизованных странах характеризуется другими пропорциями, в большинстве из них свыше 50% составляют отрасли социальной, непроизводственной сферы.

Вступление России в рынок  ведет к коренной структурной  перестройке,

социологизации экономики. Стоят задачи резкого увеличения доли отраслей

непроизводственной сферы, повышения производительности труда в материальном производстве и улучшения уровня народного благосостояния.

2.1 Отраслевая  структура экономики России

 

Экономика России представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникший на базе социального и экономического развития, межрайонного разделения труда и процессов интеграции. Народнохозяйственный комплекс России отличается сложной структурой, в которой можно выделить два основных соотношения: отраслевое и территориальное (отраслевую и территориальную структуры).Отраслевая, или компонентная структура отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей. Весь народнохозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей: отрасли материального производства: промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, т.е. заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание; отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание,

 транспорт, связь и т.п.; социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение; отрасли

                                                           14

 

управления и обороны. Для изучения народнохозяйственного комплекса России большое значение имеет отраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы отраслей:

Ø     первичные — добывающая промышленность и сельское хозяйство;

Ø     вторичные — обрабатывающая промышленность:

Ø     транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение,

обслуживающие производство и население;

Ø     управление, наука и научное обслуживание.

Развитие производства приводит к постоянному выделению новых  отраслей

производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При  этом идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких. Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем все в большей степени идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. Сложились такие межотраслевые комплексы, как топливно - энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной,

строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы  имеют в свою очередь сложную и дифференцированную структуру. В условиях становления и развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура — это совокупность материальных средств для обеспечения производственных и социально-бытовых потребностей. Она подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т.д.; социальная —

пассажирский транспорт, коммунально-бытовое хозяйство городов и

                                                        15

 

населенных пунктов. Инфраструктура как производственная, так и социальная играет важнейшую роль в комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий. Дифференциация структуры народнохозяйственного комплекса России характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. Особенно ярко выражена дифференциация в промышленности, где выделяется, по различным оценкам, до 18 укрупненных отраслей, 150 простых отраслей и свыше 300 подотраслей . Под территориальной структурой понимается членение системы народного хозяйства по территориальным ячейкам (таксонам) — зонам, районам разного

ранга, промышленным центрам, узлам. Она меняется гораздо медленнее, чем

отраслевая структура, так  как основные ее элементы сильнее  привязаны к

конкретной территории. Однако освоение новых территорий с уникальными

природными ресурсами  меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов. Промышленность России имеет сложную диверсифицированную и многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил и совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанные с научно-техническим прогрессом.

Современная промышленность характеризуется высоким уровнем  специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности, которая определяется многими общественными и экономическими факторами. Основными из них являются: уровень развития производства. технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Наиболее

существенным фактором, определяющим изменения отраслевой структуры

                                                        16

промышленности, выступают  научно-технический прогресс и его  основные

направления — автоматизация, компьютеризация и механизация  производства, совершенствование технологий, специализация и кооперирование производства. Изменение и совершенствование отраслевой структуры промышленности под воздействием научно-технического прогресса происходят непрерывно .В действующей классификации промышленности выделены пять комплексных отраслей. Так, топливно-энергетический комплекс включает отрасли топливной и энергетической промышленности (угольную, нефтяную, газовую, сланцевую, торфяную, электроэнергетику). Научно-технический прогресс оказал особенно

большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где получили развитие такие отрасли, как электротехническая, приборостроительная с подотраслями: производство средств вычислительной техники, приборов контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т. д. Созданы новые подотрасли в металлургической, химической и других отраслях промышленности. Возникла новая отрасль промышленности — микробиологическая и т. д.Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. На их долю

приходится 90% общего объема продукции промышленности.

По экономическому назначению продукции вся промышленность делится  на две большие группы; производство средств производства (группа А) и производство предметов потребления (группа Б). Доля продукции отраслей группы А составляет более 65%. Деление промышленности на группы имеет важное экономическое значение. Оно позволяет определить натурально-вещественный состав производственной продукции, исчислить долю каждой группы в общем объеме промышленного производства и на этой основе установить правильное соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления.

                                                                 17

  2.2 Методы отраслевого экономического обоснования производства.

Для количественного определения  уровня специализации экономических  районов используются такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности. Коэффициент локализации Кл данного производства на территория района — это отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства района к удельному весу той же отрасли в стране Расчеты производятся по валовой товарной продукции, основным промышленным фондам и численности промышленно-производственного персонала: где Ор — отрасль района; Ос — отрасль страны; Пр — все промышленное производство района; Пс — все промышленное производство страны. Коэффициент душевого производства Кд исчисляется как отношение

удельного веса отрасли хозяйства  района в соответствующей структуре  отрасли страны к удельному весу населения района в населении страны:

где Ор — отрасль района; Ос — отрасль страны; Нр — население района, Нс. — население страны. Коэффициент межрайонной товарности Су рассчитывается как от. Ношение вывоза из района данной продукции к ее районному производству: где Су — показатель специализации района на соответствующей отрасли; Уо — удельный вес района в стране по данной отрасли промышленности; Ур — удельный вес района в стране по всей отрасли промышленности. Если расчетные показатели больше или равны единице, то следовательно, данные отрасли выступают как отрасли рыночной специализации. расчеты показывают, что отрасли с наибольшим удельным весом в структуре промышленного производства страны имеют и наибольшие показатели по коэффициентам специализации, локализации и душевого производства. Одним из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве критерия эффективности размещения производства в общей методике СОПСА при Государственном комитете

                                                            18

экономики России был принят показатель «получение намеченных объемов продукции с наименьшими совокупными народнохозяйственными

затратами». В качестве рекомендуемых  показателей эффективности размещения предприятий установлены: себестоимость продукции с учетом ее доставки потребителю, удельные капитальные вложения на единицу мощности и прибыль. Из сравниваемых показателей наилучший — это минимум приведенных затрат, т.е. себестоимость продукции плюс произведение удельных капиталовложений и отраслевого нормативного коэффициента их сравнительной эффективности (общий коэффициент — 0,15, соответствующий нормативному сроку окупаемости в течение

7 лет или 0,12—8,3 года), где П — приведенные затраты на единицу продукции; С — себестоимость (сумма всех текущих затрат на производство единицы продукции); К — удельные капитальные вложения на единицу продукции; £ — нормативный коэффициент эффективности

капитальных вложений. Определение показателей экономической эффективности размещения производства ведется также с использованием показателей рентабельности Р: Для определения отраслей рыночной специализации используется также индексный метод, предложенный В. В. Кистановым : где Ц — цена; С — себестоимость единицы продукции; К — удельные капитальные вложения на единицу продукции; Ф — сумма основных производственных фондов и нормативных оборотных средств.

Показатель рентабельности показывает отношение прибыли от peaлизации

продукции к капитальным  вложениям или основным фондам. Из приведенных формул вытекает, что величина рентабельности зависит не только от размеров текущих и единовременных затрат, но и от уровня цен на продукцию. Наряду с указанными показателями по каждой отрасли производства разрабатывается система технико-экономических показателей ее размещения. Она включает:

а) удельные расходы основных видов сырья топлива, тепловой и

                                                        19

электрической энергии, воды на единицу готовой продукции;

б) выход производственных отходов (на единицу продукции) и  их характеристику;

в) трудовые затраты на единицу  продукции

г) удельные затраты основных фондов.

Важное значение для обоснования размещения производства имеют обеспеченность рабочих основными производственными фондами, энерговооруженность и пр.

Использование, показателей  эффективности рационального размещения

способствует установлению оптимальных пропорций между  отраслями и

производствами. При выборе наиболее оптимального вариант размещения

промышленного предприятия  необходимо учитывать влияние ряда факторов —материалоемкости, транспортного, потребительского. Так, в отраслях добывающей промышленности главную роль играют запасы ресурсов, их качество и транспортные условия, уровень научно-технического прогресса.

Для многих отраслей обрабатывающей промышленности важно учитывать  при размещении влияние преобладающих факторов при всей ее совокупности. Так, энергоемкость выступает как главный фактор при размещении производства синтетического каучука, химических волокон пластмасс, смол, а также отраслей цветной металлургии, особенно алюминиевой, магниевой, никелевой. Многие отрасли обрабатывающей промышленности ориентируются на сырьевой фактор — это черная металлургия, тяжелое металлоемка машиностроение, производство

минеральных удобрений, цементная, стекольная, сахарная, целлюлозно-бумажная. В их производстве расход сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции. Трудоемкость как главный фактор учитывается при размещение станкостроения, приборостроения, электротехнической и радиотехнической промышленности, а также текстильной, швейной, обувной, трикотажной. На потребительский фактор ориентируются:

                                                          20

нефтеперерабатывающая промышленность, резинотехническая,

кирпичная, сельскохозяйственное машиностроение, хлебопекарная, кондитерская, молочная, мясная. Вместе с тем во всех отраслях, наряду с преобладающим, большим влияние на их размещение оказывают и другие факторы, например, в черной металлургии полного цикла — сырьевой и топливно-энергетический факторы. При этом особенно важно в

размещении всех отраслей учитывая экологический фактор.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     21

 

 

Глава 3 Основы современного районирования. Проблемы структурной перестройки хозяйства регионов.

Современный экономический  район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

 

3.1 Современное  экономическое районирование

Образование экономических  районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда. В основе этого процесса лежат следующие принципы.

Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установлено наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.

Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.

Административный принцип, определяющий единство экономического

районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда

                                                          22

России. Без определения специализирующих отраслей не обходится ни одна

работа, связанная с экономикой района. Для этого следует использовать теоретически обоснованные показатели, которые тесно связаны с другими показателями территориального разделения труда. Поскольку в основе рыночной специализации лежит территориальное разделения общественного труда, следовательно, и определение специализирующихся отраслей

должно базироваться на выявлении  доли участия района общественном разделении труда. Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей

рыночной специализации  и важнейших вспомогательных  производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный им трудовой опыт и т.д. Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться,

совершенствоваться в  процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно- Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского.

Они формируются на базе уникальных природных ресурсов. Современное  экономическое районирование России включает три основных звена

(таксономические единицы): крупные экономические районы; районы  среднего звена – края, области, республики; низовые районы –

                                                           23

 

административно- хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой

численностью населения, разнообразным природно-ресурсным  потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5–7 отраслей).Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования  используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг. Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города. Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания. Экономические районы могут объединяться в

                                                            24

 

макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего

развития. На больших территориях  зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы. Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало- Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток. 

3.2 Реформирование  региональной политики

В условиях становления и  развития рыночных отношений формируется  новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-

демографических, экономических  и других условий определены подходы  к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1)     учет специфики  работы регионов в осуществлении  общероссийской

структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2)     перенос ряда  направлений реформы в основном  на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

                                                        25

3)     децентрализация  процессов управления реформой, активизация

экономической деятельности на местах;

4)     необходимость  разработки специальных программ  проведения реформ в

регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по

пространственной интеграции экономики России. К ним относятся  создание

механизма вертикальных и  горизонтальных взаимодействий субъектов

хозяйствования и органов  управления, всемерное содействие развитию

общероссийского территориального разделения труда и един. рыночного

пространства, меры по преодолению  распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере  –

обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.

Стратегические задачи регионального  развития сводятся к следующим.

1.     Реконструкция  экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

2.     Преодоление  кризисного состояния агропромышленных  регионов

Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение  малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных

                                                      26

 

сельскохозяйственных земель.

3.     Стабилизация  социально-экономического положения  в регионах с

экстремальными природными условиями и преимущественно  сырьевой

специализацией, создание условий  для возрождения малочисленных  народов

(прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

4.     Продолжение  формирования территориально-производственных  комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных инвестиций и с приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

5.     Стимулирование  развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

6.     Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.

7.     Развитие  межрегиональных и региональных  инфраструктурных систем –

транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

8.     Преодоление  чрезмерного отставания по уровню  и качеству жизни

населения отдельных республик  и областей России.    

3.3 Перспективы  развития

                                                  27

В настоящее время в  составе России находятся 11 крупных экономических

районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные  – Санкт-Петербург, Москва, Новгородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется, всемерное поощрение  мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима, предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения налогов и других факторов. Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших

задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами. В настоящее время в наиболее

                                                            28

сложном положении оказались  регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с крупными

 предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке  для регионов особенно реальна угроза резкого

спада производства, массовой безработицы и обострения социальной

напряженности. Поэтому для  существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности. Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию, кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности –

основная часть Нечерноземной  зоны, земледельческие районы южной  части

Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2.  Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими –Черноземный Центр. Поволжье, предгорье Северного

                                                            29

 

Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3.Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская

республика;

4.Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;

5.  Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования –это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные  аграрные преобразования намечаются в  регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций н субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов. Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями

– зоны Севера, а также  регионы со структурной безработицей, аграрным

перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово- экономической базой –- Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов. В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.

    

        

 

                        

                                                           30

 

Заключение

Современное экономическое  районирование России включает три  основных звена(таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей). В то же время осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими. В этой связи, примечательно разделение территории России на федеральные округа, с возможным планированием экономики страны по этим округам. Кроме

                                                        31

 

того, одной из важных задач в проведении экономических реформ России                                                                                                                                                                                                     являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора: необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.

Для достижения этого России необходимо:

-Проведение нового комплексного общественного районирования,

способствующего решению не только экономических задач.

-Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Но пока это не осуществлено, а области, края и особенно республики имеют

большие права, которые целесообразно  использовать для совершенствования

районирования. Вследствие огромных различий природно-географических, социально- демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской

структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;

3) децентрализация процессов управления реформой, активизация

                                                         32

экономической деятельности на местах;

4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в

регионах с особо своеобразными условиями.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по

пространственной интеграции экономики России. Главная цель региональной

политики в экономической  сфере – это рациональное использование  природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации. Преодоление кризисного состояния

агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель. Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с

учетом потенциальных  переселенцев.

    

     

 

 

 

 

 

                                                                 33

Список использованной литературы

 

1. Экономическая география  России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина,

С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.

2. Экономическая география  России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А.,Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра -М», 1999.

3. Региональная экономика:  Учебник для вузов; под ред. проф.Т.Г.Морозовой – 2- е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.

    

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              34


Информация о работе Экономическое районирование