Экономико-географическая характеристика и региональные проблемы Дальневосточного Экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Цели настоящей работы заключаются в том, чтобы дать комплексную, наиболее полную экономико-географическую характеристику Дальневосточного экономического района; рассмотреть структуру и размещение производительных сил района; определить проблемы и перспективы развития района, а также дать краткую характеристику каждого субъекта Дальневосточного экономического района (ДВЭР).
Для реализации поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
1) Определить особенности экономико-географического положения района;
2) Рассмотреть природно-ресурсный потенциал ДВЭР;
3) Рассмотреть демографические показатели территории;
4) Определить территориальную организацию хозяйства района;
5) Выяснить значение транспорта и экономических связей района;
6) Определить основные проблемы Дальневосточного экономического района;
7) Рассмотреть основные направления развития района;
8) Дать характеристику субъектам Дальневосточного экономического района.

Содержание

Введение 3
1. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района.
1.1. Особенности экономико-географического положения 5
1.2. Природные условия и природные ресурсы 8
1.3. Демографические показатели территории 14
2. Структура и размещение производительных сил района.
2.1. Территориальная организация хозяйства района 17
2.2. Значение транспорта и экономических связей района 27
3. Проблемы и перспективы развития района.
3.1. Основные проблемы района 31
3.2. Основные направления развития района 33
4. Краткая характеристика субъектов экономического района.
4.1 Республика Саха (Якутия) 38
4.2 Камчатский край 39
4.3 Приморский край 39
4.4 Хабаровский край 41
4.5 Амурская область 41
4.6 Магаданская область 43
4.7 Сахалинская область 43
4.8 Еврейская автономная область 44
4.9 Чукотский автономный округ 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложения 50

Вложенные файлы: 1 файл

Введение 5.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

 

Больше всего древесины - свыше 40 % - заготовляет Хабаровский край. Среди лесных товаров, вывозимых из Хабаровского края, нужно, прежде всего, назвать стандартные дома, фанеру, тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и углекислоту. Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес.

Уровень развития лесной и деревообрабатывающей промышленности пока еще не в полной мере соответствует имеющимся здесь возможностям. Много широколиственной древесины остается невывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью.

Одним из главных направлений повышения экономической эффективности лесной и деревообрабатывающей промышленности Дальнего Востока является создание не отдельных изолированных, хотя и мощных предприятий, а крупных лесопромышленных комплексов, состоящих из производств по заготовке древесины, и ее последовательной и глубокой механической и химической обработке.

Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Валовый сбор зерна представлен в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Валовой сбор зерна (в весе после доработки) (в хозяйствах всех категорий; тысяч тонн)

 

 

2009

2010

Российская Федерация

9710

6100

Дальневосточный федеральный округ

581,3

297,3

Республика Саха (Якутия)

7,6

10,3

Камчатский край

0,1

0,4

Приморский край

192,7

144,7

Хабаровский край

17,1

5,6

Амурская область

337,8

130,4

Еврейская автономная область

26,0

6,0


 

Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха). Основное место в посевах занимают зерновые культуры, прежде всего яровая пшеница, а также ячмень, озимая рожь, овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта, особенно на Камчатке, где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы, что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища, разводят северных оленей, а на юге, в Приморье, развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство, созданы зверофермы, зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю животноводства приходится 70% (см. приложение 4), земледелия - 30% . В районе разводят крупный рогатый скот молочно-мясного направления. Легкая промышленность имеет внутрирайонное значение. Хлопчатобумажные, швейные, трикотажные и кожевеннобувные предприятия находятся в Благовещенске, Биробиджане, Хабаровске, Белогорске, Райчихинске, Артеме и других городах. Пищевая промышленность (овощеконсервная, мясомолочная и маслобойная) размещена в основном в южной зоне района.

 

2.2. Значение транспорта и экономических связей района

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.[9]

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

Так, усиление международной торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения, что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время основным внешнеэкономическим партнером на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию региона в целом. В экономическом плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий. Как видно из приложения 5, в структуре внешней торговли дальневосточных регионов России преобладает торговля со странами дальнего зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА

3.1. Основные проблемы района

 

Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя  признать благоприятным.

Одной из самых важных проблем Дальневосточного экономического района является противоречие между территорией и населением. ДВЭР занимает 36,4 % территории России, а доля населения составляет 4,6%. На 1 кв. км приходится всего1,1чел.

Главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры.

Выделяются три зоны ДВЭР, которые делятся по степени благоприятности:

1. Неблагоприятная для жизни человека — Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область, Корякский автономный округ, северная часть Хабаровского края, Амурской и Сахалинской области. В данной зоне проживает 17,7 % населения.

2. Благоприятная — Приморский край. В этой зоне проживает 30,9 % населения.

3. Средне благоприятная — вся остальная территория. В данной зоне проживает 51,4 % населения.

В регионе производится не более 5% общероссийской суммы валовых региональных продуктов, стоимость жизни на 40% выше, чем в среднем по стране, и, соответственно, доля бедного населения выше среднероссийского показателя.

Наблюдается противоречие между богатством сырьевой базы и неразвитостью производственной и социальной инфраструктуры. Наибольшая доля востребованного национального богатства в ДФО приходится на республику Саха (Якутия) - 58,3%, на втором месте Сахалинская область -12,2%, Приморский край - 9,4%, Магаданская область - 7,4%, Хабаровский край -7,4%, Амурская область - 3,1%, незначительны показатели в Чукотском АО (1,3%), Камчатском крае (0,7%), Еврейской АО (0,2%).

Несмотря на то, что Дальний Восток выглядит преуспевающим по динамике инвестиций в основной капитал, но данный показатель достигается за счет иностранных инвестиций в сахалинские нефтегазовые проекты, которые имеют задельный характер и слабо влияют на рост валового регионального продукта (ВРП) и промышленного производства.

В структуре промышленного производства региона преобладают добывающие отрасли. Парадокс дальневосточной экономики заключается в том, что из-за высоких удельных затрат выгодной является только добыча или самая первичная переработка сырья. Обрабатывающая промышленность фактически развита только в двух регионах - Приморском и Хабаровском краях, занимая в общем объеме данного показателя по ДВЭР 27,49% и 40,47% соответственно. Доли остальных областей и краев не превышают 10%.

Существующее административно-территориальное деление искусственно сводит в единый округ субъекты разного уровня социально-экономического развития, в том числе, плохо связанные между собой экономически южные районы, расположенные вдоль транспортных магистралей, практически не имеют экономических связей с северными районами. На юге есть условия для развития демографического потенциала, современных отраслей промышленности и сферы услуг (южный широтный пояс).

На Севере совершенно иная демографическая, социальная, экономическая, природно-климатическая ситуация (северный широтный пояс).

До 30% ВРП ряда краев и областей, входящих в состав ДФО формируется за счет экспорта. Низкая конкурентоспособность производимой в ДФО продукции с высокой долей добавленной стоимости приводит к тому, что зарубежных партнеров интересует лишь ограниченный сегмент дальневосточных природных ресурсов.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика и региональные проблемы Дальневосточного Экономического района России