Экономико-географическая характеристика и региональные проблемы Дальневосточного Экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Цели настоящей работы заключаются в том, чтобы дать комплексную, наиболее полную экономико-географическую характеристику Дальневосточного экономического района; рассмотреть структуру и размещение производительных сил района; определить проблемы и перспективы развития района, а также дать краткую характеристику каждого субъекта Дальневосточного экономического района (ДВЭР).
Для реализации поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
Определить особенности экономико-географического положения района;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал ДВЭР;
Рассмотреть демографические показатели территории;

Содержание

Введение 3
1. Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района.
1.1. Особенности экономико-географического положения 5
1.2. Природные условия и природные ресурсы 8
1.3. Демографические показатели территории 14
2. Структура и размещение производительных сил района.
2.1. Территориальная организация хозяйства района 17
2.2. Значение транспорта и экономических связей района 27
3. Проблемы и перспективы развития района.
3.1. Основные проблемы района 31
3.2. Основные направления развития района 33
4. Краткая характеристика субъектов экономического района.
4.1 Республика Саха (Якутия) 38
4.2 Камчатский край 39
4.3 Приморский край 39
4.4 Хабаровский край 41
4.5 Амурская область 41
4.6 Магаданская область 43
4.7 Сахалинская область 43
4.8 Еврейская автономная область 44
4.9 Чукотский автономный округ 45
Заключение 46
Список использованных источников 48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.ЭГИР.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Значение транспорта и экономических связей района

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит  от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.

Начало активного транспортного  освоения южной части района связано  с прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. Она играет важнейшую  транзитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

Железнодорожное освоение средней  зоны Дальнего Востока связано с  Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С  постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока - Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.9

В значительном объеме межрайонные  и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Главными грузами в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань.

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно  для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.

Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими  регионами станы, необходимо отметить, что район больше получает грузов, чем вывозит. Основной объем перевозок  приходится на железные дороги.

Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной  продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая  часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

Так, усиление международной  торговли, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта  и судостроения, что в свою очередь  дало толчок к развитию машиностроения, энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.

В настоящее время  основным внешнеэкономическим партнером  на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд  долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ресурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось создать новые экспортные базы в этом удаленном от основных развитых районов и центров регионе, усилить его транспортную оснащенность.

По многим направлениям расширяются внешнеэкономические связи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет приграничная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторождениям железной руды. Это объясняется не только тем, что российская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не могут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэтому весьма вероятно участие китайского капитала в разработке месторождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугуна и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.

Сейчас внешнеэкономическая  деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и  важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую  ситуацию региона в целом. В экономическом  плане поворот дальневосточной экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как единственная возможность выживания отдельных предприятий. Как видно из приложения 5, в структуре внешней торговли дальневосточных регионов России преобладает торговля со странами дальнего зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА

3.1. Основные проблемы района

 

Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики, обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами географического положения и важной ролью в народно хозяйстве страны, современное социально-экономическое состояние Дальневосточного федерального округа нельзя  признать благоприятным.

Одной из самых важных проблем Дальневосточного экономического района является противоречие между территорией и населением. ДВЭР занимает 36,4 % территории России, а доля населения составляет 4,6%. На 1 кв. км приходится всего1,1чел.

Главным последствием экономического кризиса стало значительное сокращение числа постоянных жителей, не только за счет ухудшения показателей естественного прироста. Это обусловлено резким падением в северных районах объемов производств, сокращением потребностей в рабочей силе, ухудшением условий оплаты труда, дефицитом средств на содержание социальной инфраструктуры.

Выделяются три зоны ДВЭР, которые делятся по степени благоприятности:

1. Неблагоприятная для  жизни человека — Республика  Саха (Якутия), Чукотский автономный  округ, Магаданская область, Корякский  автономный округ, северная часть Хабаровского края, Амурской и Сахалинской области. В данной зоне проживает 17,7 % населения.

2. Благоприятная —  Приморский край. В этой зоне  проживает 30,9 % населения.

3. Средне благоприятная  — вся остальная территория. В  данной зоне проживает 51,4 % населения.

В регионе производится не более 5% общероссийской суммы валовых  региональных продуктов, стоимость  жизни на 40% выше, чем в среднем  по стране, и, соответственно, доля бедного  населения выше среднероссийского  показателя.

Наблюдается противоречие между богатством сырьевой базы и неразвитостью производственной и социальной инфраструктуры. Наибольшая доля востребованного национального богатства в ДФО приходится на республику Саха (Якутия) - 58,3%, на втором месте Сахалинская область -12,2%, Приморский край - 9,4%, Магаданская область - 7,4%, Хабаровский край -7,4%, Амурская область - 3,1%, незначительны показатели в Чукотском АО (1,3%), Камчатском крае (0,7%), Еврейской АО (0,2%).

Несмотря на то, что  Дальний Восток выглядит преуспевающим  по динамике инвестиций в основной капитал, но данный показатель достигается за счет иностранных инвестиций в сахалинские нефтегазовые проекты, которые имеют задельный характер и слабо влияют на рост валового регионального продукта (ВРП) и промышленного производства.

В структуре промышленного производства региона преобладают добывающие отрасли. Парадокс дальневосточной экономики заключается в том, что из-за высоких удельных затрат выгодной является только добыча или самая первичная переработка сырья. Обрабатывающая промышленность фактически развита только в двух регионах - Приморском и Хабаровском краях, занимая в общем объеме данного показателя по ДВЭР 27,49% и 40,47% соответственно. Доли остальных областей и краев не превышают 10%.

Существующее административно-территориальное деление искусственно сводит в единый округ субъекты разного уровня социально-экономического развития, в том числе, плохо связанные между собой экономически южные районы, расположенные вдоль транспортных магистралей, практически не имеют экономических связей с северными районами. На юге есть условия для развития демографического потенциала, современных отраслей промышленности и сферы услуг (южный широтный пояс).

На Севере совершенно иная демографическая, социальная, экономическая, природно-климатическая ситуация (северный широтный пояс).

До 30% ВРП ряда краев  и областей, входящих в состав ДФО  формируется за счет экспорта. Низкая конкурентоспособность производимой в ДФО продукции с высокой долей добавленной стоимости приводит к тому, что зарубежных партнеров интересует лишь ограниченный сегмент дальневосточных природных ресурсов.

Очень серьезны экологические  проблемы. В их числе: лесные пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных  танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов.

 

3.2. Перспективы развития района

Не смотря на все проблемы, в уровне жизни населения происходят сдвиги в лучшую сторону:

- рост  реальных денежных доходов населения;

- рост сбережений населения;

- рост  численности среднего класса и сокращение доли бедных в составе населения.

- в ДВЭР высокий потенциал высшего образования;

- сеть образовательных  учреждений удовлетворяет образовательные потребности населения и обеспечивает широкий  спектр образовательных услуг.

- в регионе  эффективно функционируют компании негосударственных форм собственности в сфере производства   и предоставления   жилищно-коммунальных услуг;

- наличие мер  государственной поддержки  малообеспеченных слоев населения, позволяющих снизить долю коммунальных платежей.

Для уменьшения оттока местных  россиян из региона необходимо решить следующие проблемы:

- формирование новых  промышленных комплексов;

- ускоренное повышение  благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;

- развитие местной  продовольственной базы;

- ускоренное развитие  непроизводственной сферы (жилищное  строительство);

- совершенствование заработной  платы.

Для пресечения несанкционированной  миграции необходимо усилить контроль за пребыванием иностранных граждан в Российскую Федерацию и принимать дополнительные меры к нарушителям паспортно-визового режима на территории России.

В финансовой инфраструктуре происходит динамичное развитие банковского сектора: устойчивый  рост основных  показателей деятельности  банков, расширение банковской сети, количества и качества банковских услуг, рост платежной системы, увеличение объема платежей.

Перспективы развития в  условиях рынка связаны с освоением  новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще  одного комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся  углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комбинат на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Уральский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработкой углей Уральского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения – производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре  намечается создание мощного химического  комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика и региональные проблемы Дальневосточного Экономического района России