Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая география-это комплекс научных дисциплин, рассматривающих экономические процессы и явления в территориальном, географическом аспекте, а также изучает размещение и развитие производительных сил в тесной связи с природно-экологическими условиями
Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в России имеет особое значение, как для экономики, так и для обеспечения национальной безопасности, для сохранения и укрепления единства нашей страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Дима.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее значимые инвестиционные проекты, реализуемые в 2012 году на полигоне Октябрьской железной дороги:

  • Организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская
  • Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива
  • Строительство дополнительного IV-го главного пути на участке Москва – Крюково
  • Реконструкция (модернизация) железнодорожного пути

 

Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок в регионе обеспечит существенное улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути. Всё это в совокупности с ростом благосостояния населения позволит привлечь на железнодорожный транспорт дополнительный пассажиропоток с авиационного и автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию.

 

    1. Автомобильный транспорт

 

Автомобильный транспорт вследствие своих технико-экономических особенностей используется, прежде всего, для обеспечения внутрирегиональных транспортно-экономических связей. Однако с началом рыночных реформ и появлением малого и среднего предпринимательства стал быстро расти рынок мелкопартионных перевозок, который успешно завоёвывает автомобильный транспорт как наиболее приспособленный к работе в условиях рыночной экономики. В последние годы повысились темпы и качество строительства автомобильных дорог и их текущее содержание. Все эти обстоятельства в совокупности стали основой изменения роли автомобильного транспорта в транспортном обслуживании населения и экономики в перевозках.

Протяжение сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием Северо-Западного федерального округа составляет 67,5 тыс.км. Размещение сети по территории округа крайне неравномерно. Наибольшая плотность автодорог наблюдается, естественно, в г.Санкт-Петербурге, а также в Калининградской, Псковской, Новгородской, Ленинградской областях.

Главными автомобильными магистралями округа являются М-10 Москва – Санкт-Петербург – граница с Финляндией; М-11 Санкт-Петербург – Кингисепп – граница с Эстонией; М-18 Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск; М-20 Санкт-Петербург – Гатчина – граница с Белоруссией с ответвлением к границе с Латвией; М-8 Москва – Ярославль – Вологда – Архангельск; А-114 Вологда – Череповец – Тихвин – Новая Ладога – Санкт-Петербург. Эти дороги имеют федеральное значение, а некоторые из них (М-10, М-11, М-20) и международное значение.

Большое значение для округа имеет приграничная торговля, осуществляемая через автомобильные пограничные переходы Мурманской области, Республики Карелия, Ленинградской, Псковской областей с Норвегией, Финляндией, странами Балтии. Объёмы международных перевозок по автомобильным дорогам Северо-Западного округа превышают 8 млн.т.

 

    1. Трубопроводный транспорт

 

Трубопроводный транспорт получил достаточно большое развитие. Он представлен здесь системами нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов. По нефтепроводу Уса – Ухта – Ярославль – Москва нефть перекачивается на переработку с месторождений Республики Коми. По нефтепроводу Ярославль – Кириши нефтью снабжается Киришский нефтеперерабатывающий завод и по нефтепроводу Кириши – Приморск нефть поступает для экспорта из Приморской нефтегавани морским транспортом. Нефтепровод Ярославль – Торжок – Великие Луки обеспечивает поставку нефти в Белоруссию на Ново Полоцкий нефтеперерабатывающий завод.

По строящемуся нефтепроводу Унеча – Андриаполь – Усть Луга (Балтийская трубопроводная система-2) сырая нефть будет подаваться в морской порт Усть-Луга для последующего экспорта в морских танкерах.

По нефтепродуктопроводам осуществляется подача нефтепродуктов с ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез» в Санкт-Петербург и в порт Приморск.

Газопроводная система округа представлена двумя магистральными газопроводами – Белоусово – Санкт-Петербург и Ухта – Вологда – Череповец – Санкт-Петербург. Они обеспечивают подачу газа в крупные промышленные центры – Вологда, Череповец, Санкт-Петербург. Магистральный газопровод «Сияние Севера» (Ухта – Рыбинск – Торжок), соединённый с газовыми месторождениями Ямало-Ненецкого АО, обеспечивает нужды промышленных регионов и подачу газа на экспорт в Финляндию.

Большие объёмы работ по строительству газопроводов в округе в ближайшей перспективе связаны с относительно слабой газификацией промышленных потребителей и коммунальных нужд населения округа, а также в связи с реализацией ряда крупных проектов экспортной и общероссийской значимости.

Реализация проекта «Северный поток» связана с диверсификацией маршрутов экспорта газа в Европу и снижением транзитных рисков. Он включает в себя сухопутный участок Грязовец – Выборг и участок от Выборга до Грайфсвальда (Германия).

Магистральный газопровод Грязовец – Выборг будет обеспечивать поставки газа в газопровод «Северный поток» и потребителям Северо-Западного региона России. Протяжённость газопровода – 917 км, диаметр трубы 1420 мм, рабочее давление 9,8 МПа. Проектом предусмотрено строительство семи компрессорных станций, включая КС «Портовая» на берегу Финского залива в районе Выборга. Завершение строительства газопровода намечено на 2013 г.

Газотранспортная система с полуострова Ямал позволит обеспечить транспортировку газа из нового газодобывающего региона в район Ухты и далее по направлению Ухта – Грязовец – Торжок. Протяжённость трассы новой газотранспортной системы составит свыше 2400 км. В перспективе к 2030 году объём транспортировки газа с п-ова Ямал может достичь 280-315 млрд куб.м в год.

Газопровод Мурманск–Волхов будет обеспечивать поставки газа со Штокмановского месторождения для потребителей Северо-Западного региона России и экспортных поставок по газопроводу «Северный поток». Протяжённость газопровода составит 1365 км из труб диаметром 1200- 1400 мм на рабочее давление 9,8 МПа.

 

 

    1. Воздушный транспорт

 

Воздушный транспорт округа используется, прежде всего, для транспортировки пассажиров в международных и межрегиональных сообщениях. Однако вследствие относительно слабого развития здесь железнодорожного и автомобильного транспорта, особенно в северных районах Республики Коми, Ненецкого АО, Архангельской, Вологодской областей значительна его роль в обеспечении связей внутри округа, а также в доставке грузов в районы, удалённые от железнодорожных и автомобильных магистралей. Аэропорты имеются в г.Санкт-Петербурге и во всех главных городах субъектов Российской Федерации и промышленных центрах округа – в Череповце, Ухте, Воркуте, Великом Устюге и др.

 

    1. Морской транспорт

 

Морской транспорт. Северо-Западный морской бассейн является крупнейшим в Российской Федерации по обеспечению внешнеэкономических, транзитных и каботажных перевозок. В 2008 г. через порты этого бассейна проследовало 47,3% экспортно-импортных транзитных и каботажных товаропотоков, освоенных морскими портами Российской Федерации.

Существенным толчком развития морского транспорта Северо-Запада, как это не парадоксально звучит, явился недостаток в уровне развития портовых производственных комплексов региона в прошлом и прежде всего сложившийся дефицит мощностей, отставание наличных мощностей от тяготеющих к региону товаропотоков как по объёму, так и по технологической структуре.

К настоящему времени ситуация существенно изменилась: дефицит портовых мощностей российских портов резко сократился. Сейчас порты Северо-Западного бассейна обеспечивают около 50% грузооборота морских портов России. На них приходится более 62% грузооборота внешнеторговых и транзитных грузов, тяготеющих к портам Северо-Западного бассейна, включая порты стран Балтии при общем увеличении грузооборота портов Северо-Запада России и стран Балтии за последние два десятилетия более чем в три раза.

Решена серьёзная проблема беспрепятственного и неподконтрольного другим странам сообщения Калининградской области с остальной территорией России и с нашим ведущим торговым партнёром в Европе Германией с использованием паромного сообщения Усть-Луга – Балтийск – Засниц. Следует отметить, что интерес к использованию паромных комплексов в Балтийске и Усть-Луге проявляют и другие страны, в частности Швеция, для организации новых направлений паромных сообщений.

Дальнейшее развитие портового потенциала региона будет происходить в соответствии со следующими благоприятствующими факторами:

– морской транспорт остаётся одной из ведущих отраслей специализации Северо-Запада, в котором сосредоточен крупный производственный, кадровый и образовательный потенциал отрасли;

– морские порты Северо-Запада обеспечивают кратчайшие пути на внешние и внутренние товарные рынки нашей страны;

– морские порты региона имеют крупный потенциал для обеспечения перевозок грузов национальной внешней торговли и освоения экономически тяготеющих транзитных грузопотоков;

– необходимость повышения роли российской транспортной инфраструктуры в освоении внешнеторговых связей страны, укреплении самостоятельности и независимости российской внешней торговли от других стран, особенно при экспорте основных товаров национального экспорта – нефти и нефтепродуктов, чёрных и цветных металлов, удобрений, лесоматериалов, химических товаров;

– укрепление позиций российских товаропроизводителей и транспортных компаний на мировых товарных и фрахтовых рынках, повышение их конкурентоспособности.

 

    1. Внутренний водный транспорт

 

Внутренний водный транспорт играет существенную роль в удовлетворении потребностей населения и экономики Северо-Западного федерального округа в перевозках.

В составе внутренних водных путей округа можно выделить пути, входящие в единую глубоководную систему европейской части России, и изолированные друг от друга бассейны рек Северной Двины, Печоры, Мезени и Онеги.

В состав глубоководной системы, проходящей в пределах округа, входят Волго-Балтийский водный путь (от Санкт-Петербурга до Череповца) и Беломорско-Балтийский канал. Используются эти внутренние водные пути, прежде всего для осуществления перевозок в связях Северо-Западного федерального округа с Центральным, Приволжским и Южным федеральными округами, а также экспортно-импортных перевозок нашей страны со странами Северо-Западной Европы. Из Череповца в районы Центра, Поволжья и Юга России следуют металлы, удобрения, строительные и другие грузы в объёме 1,6 млн т. Из Карелии в те же регионы поступает до 2,4 млн т строительных грузов и лесоматериалов. Интенсивные перевозки наблюдаются также между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью с одной стороны с районами центра (Московская, Костромская, Тверская, Ярославская области), Поволжья (Нижегородская и Ульяновская области, Татарстан), юга России (Астраханская, Волгоградская, Ростовская области), Верхней Камы (Пермский край) в сумме около 0,8 млн т. В обратном направлении – на Северо-Запад из районов Центра, Поволжья, Верхней Камы и Юга следует 6,8 млн т нефтерподуктов, удобрений, строительных и других грузов. Общий объём межрайонных перевозок по основному направлению Волго-Балтийского водного пути на участке Череповец-Вытегра, включая экспортно-импортные связи, составляет 12,2 млн т. Во внутрирегиональных сообщениях по Волго-Балтийскому пути (р. Нева, Свирь, Ладожское и Онежское озёра перевозится до 5 млн т главным образом строительных и лесных грузов, в том числе 2,4 млн т по наиболее интенсивно используемому для судоходства участку Череповец – Вытегра.

Достаточно интенсивно используется для судоходства также Беломорско-Балтийский канал. Здесь перевозятся строительные и лесные грузы, в экспортных корреспонденциях следуют металлы, бумага.

Что касается рек Северная Двина, Печора, Сухона, Вычегда, Онега, Мезень, то их использование ограничивается в основном местными сообщениями. И хотя объёмы перевозок по этим рекам невелики, однако в условиях отсутствия на многих направлениях железных дорог и неудовлетворительного состояния автодорожной сети для многих приречных регионов внутренний водный транспорт играет довольно значительную роль в обеспечении их жизнедеятельности.

 

 

 

 

Таблица   3 – Расчет показателей густоты железнодорожной сети

Административно-территориальная единица

Территория S, тыс. км2

Население H, тыс. чел.

Эксплуатационная длина железных дорог L, км

Густота железнодорожной

сети

, км/1000км2

, км/1000чел.

Санкт-Петербург Ленинградская область

83900+

1400

5000000+

1716868

2910

34,2

0,4

0,004

Псковская область

55400

673423

1092

19,7

1,6

0,005

Новгородская

54500

634111

1144

21,1

1,8

0,006

Вологодская

144500

1202444

769

5,3

0,6

0,001

Мурманская

144900

795409

1068

7,4

1,3

0,003

Республика Карелия

180500

643548

2226

12,4

3,4

0,006

Архангельская область

589900

1227626

1771

3,1

1,4

0,002

Республика Коми

416800

901189

1689

4,1

1,9

 

0,002

Калининградская область

15100

941873

618

40,9

0,6

0,005

Ненецкий автономный округ

176800

42090

-

-

-

-

Итого по СЗФО

1687000

13652525

13100

7,8

0,9

0,003

В том числе по району тяготения железной дороги

1687000

13652525

12482

7,4

0,9

0,002

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Северо-Западного федерального округа