Экономико-географическая характеристика Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: природные ресурсы, население и трудовой потенциал, комплексная экономгеографическая характеристика, проблемы и перспективы развития Самарской области. Цель курсовой работы – составление на основе литературных источников экономгеографической характеристики Самарской области. Задачами курсовой работы являются: рассмотреть экономгеографическое положение, природные ресурсы, население и трудовой потенциал, комплексную экономгеографическую характеристику, проблемы и перспективы развития Самарской области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Экономико-географическое положение…………………………………
Природно-ресурсный потенциал………………………….………………..
Население и трудовой потенциал………………………………………….
Характеристика хозяйства региона…….….………………………………
Внешнеэкономические связи………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

     Имеющийся на  Волжском автозаводе материальный  и интеллектуальный потенциал, а  также развитие мировой автоиндустрии  обусловили появление на ВАЗе научно-технического центра, который в прошлом году отметил свое 15-летие. 4 сентября 1986 года правительством СССР было принято решение о создании в объединении "АвтоВАЗ" отраслевого научно-технического центра по легковому автомобилестроению. Вскоре началось строительство корпусов НТЦ. Научно-технический центр АвтоВАЗа является крупнейшим научно-техническим комплексом области. Им проводится разработка технических предложений на автомобили, технико-экономические расчеты, обоснование проектов организации автомобильного производства.

Нынешний научно-технический центр на АвтоВАЗе это, по сути дела, инжиниринговая фирма, аналогов которой в нашей стране не существует. А специалисты подобной структуры на "Опеле" признают, что концентрация услуг у вазовского НТЦ выше, чем у них. Опытно-промышленное производство, также входящее в состав научно-технического центра АвтоВАЗа, имеет возможность ежегодно выпускать порядка 15 тысяч оригинальных и специальных автомобилей. Здесь также отрабатывается технология сборки будущих серийных автомобилей. Сейчас с конвейера ОПП сходит новая "Нива" ВАЗ-2123 для конструкторско-технологической доводки модели. В 2003 году начнется отработка "Калины". Действует и постоянно совершенствуется автополигон в окрестностях Тольятти.

"АвтоВАЗ" в 2001 г. увеличил  выпуск машин на 9%. В конце 2001 года  принято Постановление Правительства  РФ о возврате АвтоВАЗу залогового  пакета акций и порядке реструктуризации  старого долга. Это важно для  АВТОВАЗа, как предприятия, определяющего  свою инвестиционную политику, работающего на фондовых рынках. Теперь у него появится возможность размещать свои акции, делать облигационные займы - привлекать инвестиции для развития производства. Согласно постановлению, изменен и график выплаты реструктурированной задолженности. Основная сумма выплат теперь придется на 2010 г. и составит 1,4 млрд. рублей. Часть средств, высвободившихся в результате изменения условий реструктуризации, вместе с заемными средствами, АВТОВАЗ сможет использовать для постановки на производство автомобилей семейства "Калина". В июне 2001 г. состоялось подписание генерального соглашения между ОАО "АВТОВАЗ", корпорацией "Дженерал Моторс" и Европейским банком реконструкции и развития о создании совместного предприятия по производству легковых автомобилей. Решение о создании СП "АВТОВАЗ-GM" вступило в стадию реализации проекта. Возводятся новые цеха, ведутся монтажные работы на территории и в цехах Волжского автозавода. Восемь автоматических и две поточные сварочные линии, 50 роботов предстоит смонтировать и запустить в цехах сборочно-кузовного производства, чтобы, начиная с мая 2002 г., обеспечить наладку основной технологии изготовления кузовов для автомобилей "Шевроле-Нива". В 2001 г. продолжалось реформирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На ОАО "АВТОВАЗ" были созданы основные бизнес-единицы с центрами ответственности, сформированы бюджеты каждой бизнес-единицы для четкого распределения затрат и прибыли, сокращения издержек и, в конечном счете - снижения себестоимости производства автомобилей. Большое внимание уделялось работе с поставщиками, от которых на 70% зависит качество вазовских автомобилей.

    Благодаря своему выгодному экономико-географическому положению Самарская область является одним из крупнейших в России транспортных узлов, обладающая высоким транспортным потенциалом. Транспорт - одна из важных отраслей экономики Самарской области, которая в силу своих системообразующих и связующих функций имеет прямое влияние на эффективность и конкурентоспособность большинства хозяйствующих субъектов, определяет динамику регионального развития. Доля транспорта в ВРП составляет 8,9%, численность занятых в секторе достигает 7,2% от общей численности занятых в регионе. В 2005 году предприятиями транспорта перевезено 68,6 млн. тонн грузов и 379,5 млн. пассажиров. Самарский регион занимает одно из ведущих мест среди регионов России по объему внешнеторгового оборота. Область имеет торгово-экономические связи с более чем 70 странами мира. Около половины общего объема выпускаемой продукции экспортируется. Основу экспорта составляет продукция машиностроения и металлообработки, химической и нефтяной промышленности.

   Вместе с тем, потенциал региона в развитии транспортной отрасли далеко не исчерпан. Дальнейшее развитие транспортной системы будет осуществляться на основе обновления всех видов транспорта, реформирования инфраструктуры и расширения транзитного потенциала Самарской области.

   Основная масса пассажиро- и грузопотоков в Самарской области приходится на железнодорожный и автомобильный транспорт. Филиал ОАО «РЖД» - Куйбышевская железная дорога имеет мощные пассажирские, грузовые перерабатывающие и ремонтные комплексы и занимает 4-5 места по объему перевозок в России. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в области составляет на сегодняшний день более 1300 км. В 2005 году железнодорожным транспортом перевезено 18,5 млн. пассажиров, более 23 млн. тонн грузов. Основной проблемой Куйбышевской железной дороги является старение подвижного состава и другого технологического оборудования, в связи с этим была разработана инвестиционная программа на 2005-2007 годы. Автомобильным транспортом ежегодно перевозится около 7 млн. тонн грузов и более 400 млн. пассажиров.

   По территории Самарской области проходит один из крупнейших водных путей России – река Волга, связывающий территории в направлении север-юг, а через Волго-Донскую и Балтийско-Беломорскую системы имеющий выход во внешние морские акватории. Речной транспорт представлен Самарским и Тольяттинским речными портами, к которым приписано 76 единиц флота. В границах области по Волге осуществляются главным образом транзитные грузовые и пассажирские перевозки, а также местные перевозки к портам Тольятти и Самара и приписанным к ним пристаням и остановочным пунктам. Основная проблема водного транспорта – большой износ судов и технологического погрузо-разгрузочного оборудования, доходящий до 70%.

   Крупнейший в ПФО международный аэропорт «Курумоч» с каждым годом становится все более привлекательным транспортным центром для российских и международных перевозчиков. Из аэропорта выполняются рейсы практически во все крупные города России, в столицы стран СНГ, а также Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Израиль, Германию, Австрию, Италию и другие страны. Имеющиеся две ВПП позволяют принимать воздушные суда любого типа, в том числе самый большой в мире транспортный самолет АН-124. Число обслуживаемых пассажиров превысило в 2005 году 1 миллион человек, а за первое полугодие 2006 года составило 539 тыс. пассажиров. По объему перевозок аэропорт стабильно входит в первую десятку аэропортов страны.

   Для увеличения полетов российских и зарубежных авиакомпаний в аэропорт потребуется существенная модернизация всего аэропортового комплекса в целях создания инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам. В связи с этим разработан проект реконструкции и модернизации аэропорта, предусматривающий расширение рулежных дорожек, стоянок воздушных судов, реконструкцию аэровокзального комплекса, возведение нового грузового терминала и другие мероприятия. Реализация проекта реконструкции и модернизации международного аэропорта «Курумоч» позволит к 2020 году более чем в 4 раза увеличить число обслуживаемых пассажиров, достигнув показателя 4,3 млн. человек в год.

   Воздушный транспорт представлен авиакомпанией «Самара». Предприятие располагает современным парком воздушных судов, отвечающих международным требованиям. Благодаря гибкой маркетинговой и тарифной политике авиакомпания ежегодно увеличивает пассажиро- и грузооборот. В 2005 году было перевезено 442 тыс. чел. и 1,8 млн. тонн грузов. В 2006 году планируется перевезти более 560 тыс. пассажиров и около 1,9 млн. тонн грузов. В то же время сдерживающим фактором в развитии воздушного транспорта является растущий износ с начала эксплуатации парка воздушных судов.

   Через Самарскую область проходят три крупнейших российских газопровода: Челябинск - Петровск, Уренгой - Петровск, Уренгой – Новопсковск, а также нефте- и продуктопроводы, входящие с системы ОАО «Транснефтепродукт» и АК «Транснефть». Главной проблемой трубопроводного транспорта является износ основных средств, на решение которой потребуется увеличение капитальных вложений на обновление мощностей.

   Основу дорожной сети Самарской области составляет сеть автомобильных дорог общей протяженностью почти 10 тыс. км, включающая федеральные и территориальные дороги общего пользования, а также ведомственные автодороги. Протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования Самарской области составляет 6 948 км, ведомственных - 2 193 км.

   Плотность автодорог с твердым покрытием на одну тысячу квадратных километров повысилась со 131,4 км в 1995 году до 142,4 км в 2005 году. По этому показателю Самарская область занимает 34 место по России. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет около 2,6 км на одну тысячу жителей.

Основная задача территориальных автомобильных дорог - обеспечение автотранспортных связей внутри области. Наряду с обеспечением внутриобластных связей, территориальные автомобильные дороги общего пользования обеспечивают связь с пограничными районами и поселениями соседних областей.

   Наиболее значимыми территориальными автомобильными дорогами являются:

-  автомобильная дорога "Самара - Пугачев - Энгельс - Волгоград";

-  автомобильная дорога "Самара - Бугуруслан";

-  автомобильная дорога "Димитровград - Узюково - Тольятти";

- обводная дорога г. Самары от автодороги "Урал" до автодороги "Самара - Волгоград".

   До настоящего времени 217 сельских поселений Самарской области с населением более 13 000 человек не имеют подъездов с твердым асфальтобетонным покрытием. С учетом существующей тенденции к увеличению численности сельского населения потребность в строительстве дополнительных автодорог будет только расти.

  Отсутствие подъездов с твердым покрытием к небольшим отдаленным сельским населенным пунктам обуславливает значительные затраты на перевозки по грунтовым дорогам, которые в 1,8-2,2 раза выше, чем по дорогам с твердым покрытием, и в 3-4 раза выше, чем по дорогам с усовершенствованным покрытием. Движение по этим дорогам крайне затруднено в осенне-весенний период. Затрудненный подъезд по этим дорогам к земельным угодьям из-за несвоевременного выполнения посевных, уборочных и других работ также приводит к значительным потерям сельскохозяйственных предприятий.

   Основными приоритетными задачами развития автомобильных дорог общего пользования Самарской области является сохранение и развитие действующей сети автомобильных дорог общего пользования, улучшение их структуры и качества, сокращение транспортных издержек при перевозке грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Для решения указанных задач принята областная целевая программа «Модернизация и развитие сети автомобильных дорог Самарской области до 2025 года», а также разрабатывается программа «Развитие транспортной системы Самарской области на 2005-2008 и на период до 2015 года». Развитие дорожной сети Самарской области должно обеспечивать повышение скорости движения автомобильного транспорта за счет увеличения пропускной способности перегруженных участков автомобильных дорог, улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также сокращения времени и издержек по доставке грузов и пассажиров путем строительства автомобильных дорог и мостов по основным направлениям движения грузо- и пассажиропотоков.

   Дальнейшее развитие автодорожной сети региона связана с включением в систему евроазиатских транспортных связей, что предполагает модернизацию и комплексное развитие сложившейся в Самарской области транспортной сети, в том числе повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация "узких мест" на подходах к крупным городам и транспортным узлам. Одним из значимых и крупномасштабных проектов для Самарской области и сопредельных территорий в этом контексте является проект строительства автомобильной дороги «Автодорожный маршрут «Центр-Поволжье-Урал» на территории Самарской области с мостовым переходом через р. Волга», получивший в 2006 году положительное заключение Главгосэкспертизы. Реализация проекта позволит направить транспортные потоки по новой автодороге, разгрузив плотину Жигулевской ГЭС, по которой в настоящее время осуществляется транспортное сообщение через г. Волга, и, таким образом, привлечь дополнительные транзитные грузы.

   В целях реализации транзитного потенциала Самарской области ведется разработка проекта по созданию Самарского транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров на территории Самарской области (СТКЦ). Целью создания транспортного консолидирующего центра является организация эффективного транспортно-логистического обслуживания грузовых и пассажирских перевозок на основе взаимодействия различных видов транспорта, внедрение современных транспортно-логистических и информационных технологий в перевозочный процесс, привлечение международных транзитных потоков, развитие внешнеторговых и межрегиональных связей, повышение конкурентоспособности российских транспортно-логистических предприятий на рынке транспортно-логистических услуг и др.

   Самарский транспортный консолидирующий центр структурно предполагает создание пяти локальных мультимодальных терминалов и логистического информационно-аналитического центра. В качестве одного из таких объектов рассматривается мультимодальный контейнерный терминал по обработке грузов и контейнеров на базе Тольяттинского речного порта. Данный терминал консолидирует контейнерный грузопоток четырех видов транспорта: железнодорожного, водного, автомобильного и воздушного.

    При прохождении  грузов через мультимодальный контейнерный терминал будет оказываться полный набор логистических услуг: погрузка-разгрузка контейнеров на железнодорожные платформы, речные суда, автомобили, комплектация контейнеров и партий грузов, сортировка, обработка и отправка грузов различными партиями, таможенная очистка, информационное обеспечение и др.

 

4.5 Химическая промышленность

 

     Химические  предприятия области входят в  число крупнейших российских  производителей удобрений. ЗАО Куйбышевазот  ориентирует свою политику на  удовлетворение потребности отечественных сельхозпроизводителей в минеральных удобрениях и является одним из крупнейших российских поставщиков. ОАО Тольяттиазот сейчас дает почти половину российского экспорта аммиака. В целях облегчения продвижения выпускаемой продукции на мировой рынок предприятием будет продолжено строительство аммиакопровода и морского терминала на Черном море. Средневолжский завод химикатов выпускает широкий спектр химсредств защиты растений и стабильно расширяет свое присутствие на рынке.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Самарской области