Экономико-географическая характеристика Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение экономико-географической характеристики Италии.
Задачи:
изучить политико-географическое положение Италии;
охарактеризовать отрасли экономики;
выявить внешнеэкономические связи.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая курсовая ЭГХ Италии.docx

— 82.49 Кб (Скачать файл)

Итальянский импорт услуг более чем наполовину состоит из прочих коммерческих услуг, где главные позиции – прочие деловые услуги, а также финансовые и страховые услуги. Примерно 1/4 всех расходов по импорту услуг связана с зарубежным туризмом, и свыше 10% уходит в оплату иностранного морского тоннажа, поскольку Италия не может полностью обеспечить перевозку собственных внешнеторговых грузов.

Практически все статьи итальянской торговли услугами имеют отрицательное сальдо, особенно значительное в случае услуг водного транспорта и прочих деловых услуг. Вместе с тем большое положительное сальдо по статье «поездки» перевешивает «пассивные» статьи и формирует общий активный баланс в торговле услугами. [18]

Правящие  и деловые круги Италии рассматривают  приток иностранного капитала как средство для ускорения научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности экономики страны. Правительство поощряет приток иностранных инвестиций, предоставляя инвесторам различные льготы. Значительное стимулирующее влияние на международное инвестиционное сотрудничество в европейском регионе оказали интеграционные процессы в ЕС. [15]

Ежегодный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Италии существенно вырос за последние 20-25 лет. По данным ЮНКТАД, их среднегодовой приток увеличился с 2,6 млрд.долл. в 1984-1989 гг. (2,2% общего мирового импорта ПИИ) до 15,7 млрд.долл. в 2001-2004 гг. (2,1%) и 20,0 млрд.долл. в 2007 г. (2,2%). Сумма накопленных в стране ПИИ возросла с 8,9 млрд.долл. на конец 1980 г. (1,4% мирового итога) до 219,9 млрд.долл. на конец 2007 г. (2,2%). Несмотря на указанный рост, Италия по размерам привлеченных ПИИ значительно уступает своим основным партнерам (и конкурентам) в Западной Европе. При этом иностранный капитал, согласно формальным критериям, играет меньшую роль в итальянском хозяйстве, нежели в экономике абсолютного большинства развитых государств. По отношению к ВВП накопленные в стране ПИИ составляли 12,4% в 2007 г., что было самым низким показателем в ЕС-25 и вторым с конца показателем для всей группы развитых государств. [15]

Число сделок в форме слияний и поглощений по приобретению итальянских компаний увеличилось со 111 в 2003 г. и 105 в 2004 г. до 178 в 2007 г., а их общая стоимость выросла соответственно с 15,3 млрд.долл. и 11,0 млрд.долл. до 41,1 млрд.долл. (включая две мегасделки стоимостью 13 и 7 млрд. долл.).

Притоку иностранного капитала в Италию способствуют такие факторы, как наличие емкого рынка, сравнительно высокий уровень жизни в стране, создающий условия для сбыта продукции внутри Италии, изобилие рабочей силы, наличие промышленности, способной создавать и с успехом сбывать новые товары, происходящие процессы приватизации и либерализации экономики, существенные стимулы для инвестирования в южные районы страны, участие в ЕС, что дает возможность использовать итальянскую экономику как плацдарм для расширения деятельности иностранных предприятий в других странах Европы и бассейна Средиземного моря. В то же время трудности и проблемы в привлечении ПИИ объясняются целым рядом обстоятельств, в том числе сложностью административных процедур, слабостью промышленной инфраструктуры, преобладанием в экономике мелких предприятий, снижением конкурентоспособности на мировом рынке, чрезмерным налоговым обложением, высокими издержками на рабочую силу, а также на энергетические, телекоммуникационные и транспортные услуги, ограниченностью предложения квалифицированных кадров, низким уровнем расходов на НИОКР, отсталостью в области информатизации, недостаточной гибкостью рынка рабочей силы, отсутствием специализированных структур по стимулированию инвестиций, широким распространением коррупции и криминалитета. [16]

В последние  десятилетия высокими темпами рос  импорт капитала из ЕС, чему способствовали расширение группировки, специальное законодательство о миграции капиталов внутри Евросоюза, различного рода финансовые и налоговые льготы. Доля ЕС в накопленных в Италии ПИИ увеличилась с 20% в 1975 г. до 72% в 2007 г., тогда как удельный вес США сократился соответственно с 18% до 11%. По величине накопленных ПИИ лидируют Нидерланды, Франция, Великобритания, Люксембург, США, Швейцария, Германия. [20]

Глубокие  сдвиги происходят в отраслевой структуре импорта капитала в страну. Параллельно с ростом значения в экономике и в мировом движении капитала сферы услуг ее роль увеличивается и в структуре привлекаемых в Италию ПИИ. В общем объеме накопленных ПИИ в период с 1976 г. по 2007 г. доля услуг выросла с 30,5% до 49,3%, сельского хозяйства – с 0,4% до 0,6%, а удельный вес промышленности сократился с 57,3% до 39,9%, энергетики – с 11,8% до 10,2%. За это время в сфере услуг повысилась доля кредитной системы и страхования, транспорта и связи при существенном уменьшением роли торговли. В промышленности заметно вырос удельный вес транспортного машиностроения, металлургии, пищевой промышленности, тогда как снизилась доля машиностроения (исключая транспортное), химической и текстильной промышленности. [19]

Иностранные инвесторы, как правило, налаживают на своих предприятиях в Италии современное, высокотехнологичное производство с применением передового управленческого и сбытового опыта, что позволяет им добиваться более высоких, чем в среднем по экономике, показателей производительности и эффективности. В основном иностранные предприятия в Италии имеют экспортную направленность, что объясняется, в частности, сохранением крепких внутрифирменных связей и, следовательно, значительных внутрикорпорационных поставок между филиалами зарубежных ТНК, действующими на Апеннинах, их материнскими, а также прочими дочерними компаниями, расположенными в других странах. [14]

 

Правительство страны должно проводить более активную политику по привлечению в страну иностранных инвесторов, особенно тех, капиталовложения которых сопровождаются ввозом передовой зарубежной технологии, расширением экспорта, созданием новых рабочих мест и ускоренным развитием экономически отсталых районов Апеннин. По данным исследования, проведенного по заказу итальянского Института внешней торговли, Италия могла бы привлекать в год дополнительно около 13 млрд.евро иностранных инвестиций, если бы на ее территории действовали региональные агентства по их стимулированию. [19]

Быстрый рост итальянской экономики в период «экономического чуда» 50-х и 60-х годов дал возможность значительно увеличить вывоз капитала за границу, чему способствовали также следующие обстоятельства. Во-первых, неустойчивость политической обстановки в стране, где всегда были сильны демократические традиции, а левые пользовались большим влиянием среди населения, делала для итальянских финансовых кругов более предпочтительным вложение капиталов за границей. Во-вторых, постепенная утрата вследствие борьбы трудящихся с итальянскими предпринимателями их былого преимущества перед иностранными конкурентами в области издержек на рабочую силу и стремление итальянских компаний искать более прибыльные страны для капиталовложений. В-третьих, повышение возможностей итальянской экономической системы осуществлять все более значительные накопления денежного капитала. В-четвёртых, участие Италии в европейской интеграции стимулировало вывоз капиталов из страны в государства – члены ЕС . [17]

В то же время после Второй мировой войны действовали и в большинстве случаев продолжают действовать факторы, которые сдерживают экспансию итальянского капитала за рубежом. Во-первых, по сравнению с другими крупными западноевропейскими странами, такими как Франция, Великобритания и ФРГ, в итальянской экономике относительно большее значение имеют мелкие и средние предприятия, которые часто не обладают финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для масштабных инвестиций за границей. Во-вторых, в отличие от других крупных западноевропейских стран, итальянская промышленность в значительной мере специализируется на отраслях, которые слабо участвуют в процессах международной производственной кооперации. Это в основном традиционные отрасли. В-третьих, скромные расходы Италии в области НИОКР имеют своим следствием относительно низкий технологический уровень массы национальных предприятий, что уменьшает их конкурентоспособность в борьбе на мировом рынке за сферы приложения капиталов. В-четвертых, дуализм итальянской экономики, проявляющийся в отсталости южных регионов страны, вынуждает правительство предоставлять значительные льготы на их развитие, что используют многие отечественные предприятия, вкладывая средства на юге, вместо того, чтобы инвестировать их в другие страны. В-пятых, частые девальвации лиры после Второй мировой войны благоприятствовали товарному экспорту, но затрудняли экспорт капиталов, поскольку иностранные активы в государствах с твердой валютой, выраженные в итальянских лирах, становились все дороже. С образованием Экономического и валютного союза ЕС этот фактор перестал действовать. В-шестых, итальянская система государственного стимулирования экспорта капитала, как справедливо подчеркивают отечественные эксперты, значительно слабее аналогичных систем стран-конкурентов. [19]

Определенные сдвиги в последние десятилетия произошли в географии экспорта капитала из Италии. В эти годы усилилась тенденция к сосредоточению зарубежной деятельности итальянских компаний на государствах Евросоюза (где к 2007 г. локализовалось 73% всех вывезенных ПИИ) при одновременной активизации отношений с некоторыми развивающимися странами. Расширению экспорта итальянского капитала в развитые страны Европы способствовали интеграционные процессы, сопровождавшиеся мероприятиями по либерализации рынка ценных бумаг в рамках объединения, устранением валютных и административных ограничений. [18]

Изменения в  отраслевой структуре экспорта прямых инвестиций из Италии в основном аналогичны тенденциям в импорте ПИИ. В период 1976-2007 гг. доля услуг возросла с 32,6% до 53,2% (в значительной мере благодаря экспансии итальянских финансовых ТНК, две из которых вошли в десятку крупнейших финансовых ТНК мира), а промышленности – сократилась с 42% до 31,3%, энергетики – с 25,1% до 15,3%, сельского хозяйства – 0,3% до 0,2%. В сфере услуг заметно повысился  удельный вес кредитной системы и страхования, и снизилась доля торговли.  Наибольшие вложения в зарубежную промышленность приходились на машиностроение, химическую промышленность, металлургию и пищевую промышленность.

Вывоз капитала из Италии осуществляется нe только в  форме прямых инвестиций. Расширяется экспорт капитала в виде портфельных вложений, концессий, денежных и товарных кредитов, инженерно-экономических консультаций и связанных с ними подрядных работ, технической помощи. С вывозом капитала тесно связан процесс международной промышленной специализации и кооперирования, участие в котором итальянских компаний непрерывно расширяется. [20]

Несмотря  на пока еще скоромные показатели вовлечения Италии в международный инвестиционный обмен, динамика и направленность процессов с этой сфере свидетельствуют о том, что страна всё активнее включается в процессы глобализации. [15]

Италия –  один из основных туристских регионов мира. Этому способствуют достоинства географического положения и природных условий страны. Она расположена в центре основных международных туристских потоков с двумя боковыми ветвями (на западе – французско-испанской, на востоке – югославо-греческой), по соседству со Швейцарией и Австрией. Кроме того, Италия – живописная страна с благоприятными природно-климатическими условиями, наличием широкого фронта морского побережья, богатая огромным количеством историко-архитектурных и культурных достопримечательностей. Это привлекает в страну огромное количество туристов практически из всех регионов и стран мира.[19]

Итальянская Ривьера давно пользуется заслуженным успехом у зарубежных туристов. Основной ее центр – Сан-Ремо находится в нескольких километрах от границы с Францией. Здесь множество всевозможных мест для развлечения и отдыха. Алассио привлекает чистыми песчаными пляжами, протянувшимися вдоль побережья Средиземного моря. Этот старинный город стал современным международным туристским центром. Отсюда регулярно организуются морские экскурсии в Геную, соседние Рапалло и Портофино, а также Монте-Карло (Монако) и Ниццу (Франция). Из других наиболее известных туристских центров Ривьеры выделяется Лоано. К наиболее посещаемым местам относятся также Венеция, Рим, Комо, Капри, Неаполь, Кортина, Тренто, Сорренто, Тоармина и др. Большое внимание уделяется зимнему туризму. Наиболее известным центром является Трентино-Альто-Адидже, а также Пьемонт, Валле-д'Аоста, Ломбардия, Венето.[15]

Туризм в стране наиболее интенсивно начал развиваться после Второй мировой войны, а обслуживание туристов превратилось в организованную отрасль экономики. В экономике Италии туризм занимает одно из ведущих мест. В некоторых провинциях, особенно в горных местностях Юга, туризм и связанное с ним возрождение старых ремесел дополняют, а иногда и заменяют сельское хозяйство как традиционный источник доходов для местных жителей. Туризм служит также доходной статьей в бюджете страны и одним из основных источников поступления иностранной валюты. В течение ряда лет послевоенного периода, когда торговый баланс Италии сводился с большим отрицательным сальдо, актив ее баланса по международному туризму существенно помогал покрывать дефицит внешней торговли. В последние годы положительное сальдо баланса по международному туризму вместе с активом внешнеторгового баланса значительно перекрывают отрицательное сальдо по другим статьям торговли.[15]

Статистические  данные за 2007 г. подтверждают наметившуюся в последние годы тенденцию к возрастанию роли туризма в экономике Италии. Становясь все более важным сектором, он активно вовлекает в свою орбиту другие отрасли, выступая в качестве связующего звена многих видов экономической деятельности. Туризм – единственная отрасль экономики страны, в которой отмечается динамичный рост, тем самым повышается его инвестиционная привлекательность.

В Италии туристами  считаются все иностранцы, которые  провели в стране хотя бы одну ночь, остальные относятся к экскурсантам. В 2008 г. в Италии побывало 35,8 млн. иностранных туристов (в 2002 г. –21 млн. человек). Подавляющая их часть – немцы и французы. Они вместе составляют 32% всех иностранных туристов, прибывающих в Италию. При этом на граждан ЕС приходится почти 45%, а на граждан всех европейских государств – 92% прибывших в страну. На туристов из США и Японии приходится всего 2,5% и 1,5% соответственно.[18]

В 2007 г. несколько  изменился и национальный состав туристов, приезжающих в Италию. Несмотря на то, что приток туристов из Германии остается основным (свыше 15 млн. человек), в прошлом году он уменьшился на 4,3%, а количество японцев, посетивших Италию, сократилось на 13,5%. Вместе с тем отмечалось увеличение потока туристов из Великобритании (на 11,2%), Австрии (3,9%), Франции (3%), Швейцарии и Нидерландов (по 1,5%). Относительно стабильным остается интерес американцев (падение на 0,4%). В целом, по мнению экспертов, перспективы роста туризма в Италии следует связывать, прежде всего, с европейскими странами, не входящими в Европейский союз. В 2007 году из этих стран в Италию приезжали 6,7 млн. человек (на 3,5% больше, чем в 2006 г.). Из стран Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки и Африки в 2007 г. в Италию приехало 3,6 млн. туристов – на 2,6% больше, чем в предыдущем году.[18]

Италия располагает  широкой сетью гостиничных и  негостиничных предприятий. К негостиничным предприятиям, предоставляющим дополнительные места размещения, относятся кемпинги, частные квартиры, туристские деревни, альпийские приюты, дома отдыха и др. При этом доля гостиниц составляет 67%, частных квартир – 21%, кемпингов и туристских деревень – 5%, прочих учреждений – 7%.[18]

Таким образом, для экономического развития Италии жизненно важны внешнеэкономические связи. Многие отрасли промышленности и сельского хозяйства работают на внешний рынок. Около 10% итальянского экспорта составляют автомобили и запасные части к ним. Почти 15% всего импорта составляет нефть. Стоимость экспорта превышает 20% от ВВП. Лицо Италии в МРТ определяет вывоз готовых промышленных изделий (более 85% стоимости экспорта), особенно автомобилей, а также оргтехники, массовой бытовой электротехники и других машин и оборудования (1/3 эспорта), труб. Однако доля продукции высокой технологии среди этих товаров ниже, чем в аналогичном экспорте других ведущих держав ЕС. Более сильны позиции Италии на мировом рынке товаров легкой промышленности. В частности, она среди первых трех стран мира по поставкам одежды и обуви. В импорте доля годовых изделий, машин и оборудования примерно в два раза меньше, чем в экспорте; очень высока доля энергоносителей (главным образом нефти), весомей, чем в экспорте, доля продовольствия и минерального сырья. Италия – крупнейший в ЕС импортер лома. Дефицит внешней торговли отчасти возмещается доходами от туризма, фрахта судов и денежными переводами эмигрантов. Большие прибыли дают итальянские строительные фирмы, действующие во многих странах мира.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Италии