Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Ее актуальность заключается в необходимости более тщательного изучения проблем и перспектив развития ДФО, связанных прежде всего с разработкой и добычей полезных ископаемых, а также налаживанием более тесных путей сообщения с другими районами РФ. Целью моей работы является изучение природного потенциала, структуры населения района и отраслевой направленности промышленности Дальнего Востока, а также проблем, являющихся наиболее насущными на данный момент для этого экономического района РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Место хозяйства Дальневосточного экономического района в территориальном разделении труда…………………………………………..3
2. Природно-ресурсный потенциал и его хозяйственная оценка…………………………………………………………………………...6
3. Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации………………………………………………………………. .11
4. Население и трудовые ресурсы……………………………………….18
5. Транспорт, внешние экономические связи. Проблемы и
перспективы развития района…………………………………….............23
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованных материалов……………………………………..30
Приложение………………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 3.03 Мб (Скачать файл)

В противоположность  этому районы севера Дальнего Востока отлича-ются весьма суровыми климатическими условиями и практически непри-годны для существования обширной сети поселений. Здесь целесообразно иметь сеть опорных пунктов с комфортабельными условиями жизни лю-дей, а недостаток рабочей силы компенсировать вахтовыми миграциями из южных регионов Дальнего Востока. Юг - база для успешного и эффектив-ного освоения севера»19.

Население Дальневосточного федерального округа, начиная с мо-мента распада СССР, снижается. Этому способствовало как отрицатель-ное сальдо естественного, так и механического движения. За годы перестройки с территории округа выехало на "большую землю" около 1,5 млн человек. Показатели естественного движения населения приве-дены в табл. 4.

Табл. 4

Динамика  рождаемости, смертности, естественного  прироста

населения Дальневосточного федерального округа за 1970-2006 гг.20

 

Субъекты

ДФО

На 1000 человек  населения

родившихся

умерших

естественный  прирост

 

1970

1990

2006

1970

1990

2006

1970

1990

2006

РФ

14,6

13,4

10,4

8,7

11,2

15,2

5,9

2,2

-4,8

ДФО

17,8

15,4

11,5

7,2

8,2

14,0

10,6

7,2

-2,5

Республика Саха (Якутия)

20,8

19,4

14,4

8,5

6,7

9,7

12,3

12,7

4,7

Приморский край

17,7

14,6

10,4

7,1

9,1

14,9

10,6

5,5

-4,5

Хабаровский край

17,1

15,1

11,0

7,0

9,2

14,9

10,1

5,9

-3,9

Амурская обл.

18,0

16,2

11,8

7,6

8,6

15,5

10,4

7,6

-3,7

Камчатская обл.

17,5

12,4

11,0

6,7

6,2

11,3

10,8

6,2

-0,3

в т.ч. Корякский АО

22,2

16,9

11,8

11,6

9,1

16,0

10,6

7,8

-4,2

Магаданская обл.

16,3

13,6

10,7

5,6

5,6

13,2

10,7

8,0

-2,5

Сахалинская обл.

17,0

14,2

11,2

6,8

8,1

15,0

10,2

6,1

-3,8

Еврейская автономная область

18,7

17,8

12,1

7,7

9,6

16,0

11,0

8,2

-3,9

Чукотский АО

16,9

13,8

15,3

5,8

3,7

11,6

11,1

10,1

3,7


 

Из таблицы видно, что уровень рождаемости в целом по округу за рассматриваемый период снизился с 17,8 промилле в 1970 году до 11,5 промилле на 01.01.2007 г. Рождаемость ниже среднего показателя по округу отмечалась в Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областях; выше, чем по округу в целом, рождае-мость была во всех остальных субъектах округа. Наиболее высокое отрицательное сальдо естественного прироста было в Приморском крае. По-ложительное сальдо естественного прироста наблюдалось в Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе.

Важная особенность  района — очень интенсивное миграционное движение, прежде всего отток населения. Наиболее всего он был заметен в Республике Саха, Магаданской и Сахалинской областях.

Дальневосточный район — один из самых "городских" в России. Доля горожан составляет 74%. При этом большим удельным весом городского населе-ния отличаются Сахалинская, Магаданская, Камчатская области, Хабаровский и Приморский края. На территории Дальнего Востока имеется 66 городов, среди которых выделяются Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск, Мага-дан и др. Большинство крупных городов находится в южной части района. Сель-ские поселения размещены очагами, большей частью по долинам рек.

Рис. 2


 

 

 

 

 

 

Население Дальнего Востока многонационально. Большинство — рус-ские. Здесь проживают также корейцы, белорусы, евреи и китайцы. Кроме них в районе насчитывается около полутора десятков представителей коренных на-родностей Севера. Они принадлежат к северной ветви монголоидной расы. Чукчи, коряки, ительмены, эскимосы, алеуты — народы, говорящие на языках палеазиатской группы (чукотско-камчатская языковая семья). «Особый этно-графический ареал на юге Дальнего Востока (в Приморье, Приамурье, а также на острове Сахалин) образуют нанайцы, нивхи, негидальцы, удэгейцы, ульчи, ороки, орочи»21.

Лица моложе трудоспособного возраста составляют 17,5% общей числен-ности населения района. Высоким удельным весом подростков выделяются Рес-публика Саха, Корякский и Чукотский АО. Лица старше трудоспособного возрас-та составляют 16,6% численности населения, их доля наиболее высока в Примор-ском и Хабаровском краях и Амурской области. Лица в трудоспособном возрасте составляют около 66% населения района (см. табл. 5).

Табл. 5

Соотношение возрастных групп в общей численности  населения Дальневосточного федерального округа22

 (на 01.01.2007 г., %)

 

Субъекты ДФО

Все население, чел.

Из общей  численности – население в  возрасте

моложе трудоспособного

трудоспособное

старше трудоспособного

РФ

142220968

16,0

63,4

20,6

ДФО

6508942

17,5

65,9

16,6

Республика Саха (Якутия)

949972

23,6

65,4

11,0

Приморский край

20005917

15,7

65,2

19,1

Хабаровский край

1405452

16,0

66,1

18,0

Амурская обл.

874613

18,0

65,3

16,8

Камчатская обл.

347123

16,7

69,0

14,3

в т.ч. Корякский АО

22580

22,0

65,5

12,5

Магаданская обл.

168530

17,0

69,4

13,6

Сахалинская обл.

521206

16,5

67,0

16,5

Еврейская автономная область

185645

18,3

65,1

16,6

Чукотский АО

50484

21,7

70,4

7,9


Специфическая особенность Дальневосточного района — острый дефицит рабочей силы, особенно он велик в Магаданской области и в Республике Саха. Каждый год сюда привлекают трудовые ресурсы из других районов страны. Однако из-за суровых природных условий и отставания социальной инфраструк-туры велик обратный отток населения, особенно обострившийся с прекращени-ем государственной поддержки некоторых менее рентабельных производств на севере.

В абсолютной величине численности населения важной пропорцией выступает соотношение между городским и сельским населением. Наибо-лее урбанизированными территориями округа являются Приморский и Хабаровский края - 77,2 и 80,2% соответственно, области: Камчатская - 81,6%, Магаданская - 84,4%, Сахалинская - 84,7%, что видно из рис. 3.

Рис. 3

Изменение соотношения городского и сельского населения Дальневосточного   федерального   округа за период 1990-2007 гг. 23                         (на 01.01.2007 г.)

Крупные города и Дальневосточного федерального округа - Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Петропавловск-Камчат-ский, Якутск. Численность остальных городов не превышает 180 000 человек.

В общей численности  населения Дальневосточного федерального округа экономически активное население имеет тенденцию к сокращению, начиная с 1995 года.

Степень использования  экономически активного населения характери-зуется уровнем безработицы, который по округу в целом начиная с 1995 года по 2000 год имел тенденцию к росту, с 2001 года по 2006 год он резко сократился и на 01.01.2007 г. составил 7,5%, что ниже уровня 1995 года на 2,9 процентных пун-кта.

Климатические условия, минерально-сырьевая база определили отрас-левую специализацию в промышленности и сельском хозяйстве Дальне-восточного федерального округа.

5. Транспорт,  внешние экономические связи.  Проблемы и перспективы развития района

5.1 Транспорт

Транспортный  комплекс Дальневосточного федерального округа включает в себя все виды транспорта, используемые в РФ. Он играет большую роль в хозяйственном освоении природных ресурсов округа, каждый из видов транспорта играет определенную роль в хозяйственном развитии ДФО.

Значительное  место занимает железнодорожный транспорт, большая часть магистралей которого расположилась в южной части округа. Начало активного развития железнодорожного транспорта приходится на XIX в. - время создания Транссибирской магистрали. Она выполняет важнейшую тран-зитную роль, обеспечивая перевозки грузов из стран Тихоокеанского побе-режья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль расширила зоны своего действия за счет ответвлений желез-нодорожных веток в направлении севера.

Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье, что дало дополнитель-ные возможности освоения минерально-сырьевой базы в прошлом и может оказать существенную роль в перспективном развитии экономики этой части ДФО.

Строительство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока Южно-Якутского территори-ально-производственного комплекса.

Второй по значимости вид транспорта в ДФО - водный транспорт, вклю-чающий в себя речной и морской. Речной транспорт «играет существенную роль лишь в слабоосвоенных и редкозаселенных районах, например на обшир-ной территории Нижнего Приамурья, куда другим транспортом добраться практически невозможно. На долю речного транспорта приходится более 10% общего грузооборота всех видов дальневосточного транспорта»24, хотя он и носит сезонный характер. Морской транспорт функционирует по Северному морскому пути и вдоль всего восточного побережья округа, осуществляя гру-зовые и пассажирские перевозки.

«Значительную роль в объемах грузоперевозок играет автомобильный транспорт, уровень развития которого зависит от развития сети автомобиль-ных дорог, которая в настоящее время слабо развита. На территории ДФО проло-жены следующие крупные автомагистрали: Невер - Алдан - Якутск; Якутск - Магадан; Хабаровск - Биробиджан, Колымский тракт»25. Помимо автомагис-тралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного зна-чения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

«В связи со слабым развитием дорожной сети и значительной удален-ностью региона от центральных районов страны авиационный транспорт имеет исключительное значение для социально-экономического развития Дальнего Востока. Ему принадлежит особая роль в обеспечении продовольствием отда-ленных и слабоосвоенных районов. Часто он служит единственным средством сообщения»26.

Трубопроводный  транспорт представлен нефтепроводами и газопроводами. Роль этого транспорта в ближайшей перспективе увеличится в свя-зи с прокладкой нефтепроводов для поставки нефти в страны Юго-Восточ-ной Азии.

В северной части ДФО, особенно в малозаселенных районах, используется гужевой транспорт - оленьи и собачьи упряжки.

Деятельность  транспорта Дальневосточного федерального округа характеризуются статистическими данными, приведенными в табл. 6.

Табл. 6

Динамика пассажирооборота и грузооборота по Дальневосточному федеральному округу за 1990-2006 гг. 27

Показатели

1990

1995

2000

2005

2006

2006 в % к 1990

Отправление грузов железнодорожным  транспортом, млн тонн

113,5

44,7

42,8

58,1

58,1

51,2

Перевозки грузов автомобильным  транспортом, млн тонн

1504,6

680,7

232,1

178,9

155,1

10,3

Грузооборот автомобильного транспорта, млн т-км

20324,0

11186,0

5095,0

5465,0

5659,0

27,8

Отправление пассажиров железнодорожным транспортом, тыс. чел

75176,0

53956,0

34338,0

30632,0

32095,0

42,7

Перевозки пассажи-ров автобусами, млн чел.

1639,8

1023,3

707,0

225,2

181,9

11,1

Пассажирооборот автобусов, млн пассажиро-км

13099,0

7480,0

5262,0

1969,0

1729,0

13,2




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемы перевозимых  грузов за анализируемый период сократились  на железнодорожном транспорте в 1,9 раза, на автомобильном транспорте - в 9,7 раза. Пассажирооборот имеет аналогичную тенденцию. Он снизился к уров-ню 1990 года до 42,7% и 11,1% соответственно. В настоящее время в округе функционируют: нефтепровод Оха - Комсомольск-на-Амуре и газопровод Усть-Вилюйск - Якутск - Оха - Комсомольск-на-Амуре.

5.2 Проблемы  и перспективы развития района

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны  с освоением новых природных  ресурсов и дальнейшим формированием  Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.      В перспективе в районе БАМа возможно создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района. Также получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энер-гетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района