Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи:
Ознакомиться с составом округа, его экономико-географическим положением.
Оценить природные условия и ресурсы региона, рассмотреть экологические проблемы округа.
Дать характеристику населению и выявить демографические проблемы.
Проанализировать развитие и размещение основных отраслей народного хозяйства.
Рассмотреть экономические связи ДФО.
Выявить основные направления развития округа.
Дать краткую характеристику субъектам Российской Федерации, входящим в состав округа.
Экономико-географическое положение и ресурсы Дальневосточного федерального округа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Экономико-географическое положение и ресурсы Дальневосточного федерального округа……………………………………………………...4
Состав Дальневосточного федерального округа……………………4
Краткая оценка природных условий и ресурсов. Экологические проблемы округа……………………………………………………..7
Характеристика населения и трудовых ресурсов. Демографические проблемы округа…………………………………………………….13
Место Дальневосточного федерального округа в хозяйственном комплексе страны………………………………………………………...16
Развитие и размещение основных отраслей народного хозяйства в округе. Основные промышленные центры………………………...16
Экономические связи ДФО………………………………………….19
Основные направления развития округа. Экономические проблемы развития округа……………………………………………………..23
Краткая характеристика субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа…………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 222.91 Кб (Скачать файл)

      Цветная металлургия добывает и обогащает  руды цветных металлов: олова, свинца, цинка. Добываются также золото, серебро, алмазы, редкие металлы. По производству золота, алмазов, олова Дальний Восток – лидер в России. Золото добывают в Магаданской области, Республике Саха, в Чукотском автономном округе. Алмазная «столица» России – г. Мирный. По восточной окраине Дальневосточного федерального округа протягивается  часть мирового «оловянного пояса», охватывающего все Тихоокеанское  побережье. Свинцово-цинковые руды добываются в Приморье.

      Главная отрасль пищевой промышленности – переработка рыбы и морепродуктов. В Приморье, на Камчатке и Сахалине на эту отрасль приходится основная часть продукции промышленности. Частично рыба перерабатывается в море, на специально оборудованных судах. На суше крупнейшие предприятия расположены  в портах.

      Все большую роль в хозяйстве Дальнего Востока начинают играть отрасли  топливно-энергетического комплекса. Хотя в округе действуют разные виды электростанций – ГЭС (Зейская и  Бурейская), ТЭС (Приморская), АЭС (Билибинская), электроэнергии в ДФО не хватает. Рассматривается вопрос о строительстве  на юге Дальнего Востока атомных  электростанций.

      Добыча  нефти и газа в округе незначительна, хотя их крупные запасы обнаружены и в Якутии, и на морском шельфе. На шельфе острова Сахалин идет реализация проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Они позволят ежегодно добывать здесь  десятки миллионов тонн нефти  и газа. На Сахалине уже начал  действовать первый в стране завод  по производству сжиженного газа.

      Машиностроение  имеет разнообразную структуру, ведущие        отрасли – судоремонт и производство энергетического оборудования. Машиностроительные заводы производят дизели, мостовые краны, судовые механизмы, литейное оборудование, металлорежущие станки, приборы, инструменты и.т.д. Один из крупнейших машиностроительных            центров – Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Находке, речное     судостроение – в Благовещенске.

      Сельскохозяйственное  машиностроение размещается в городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске  построен завод «Амурэлектроприбор», во Владивостоке – завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске работает завод «Дальдизель», в Комсомольске-на-Амуре  – завод подъемно-транспортного  оборудования, в              Биробиджане – «Дальсельмаш»9.

Сельское  хозяйство.

      Сельское  хозяйство в округе развито слабо. Оно производит чуть более 3% сельскохозяйственной продукции России и за исключением  рыбы и картофеля не удовлетворяет  собственные потребности. Сюда завозится  более 1/2 зерна, 2/3 мяса и молока. В  округе сосредоточено всего 2% сельскохозяйственных угодий и пашни страны. При этом 2/3 пашни расположено на плодородных равнинах южной части Дальнего Востока. Это его главный сельскохозяйственный район. Но Дальний Восток занимает первое место в стране по вылову рыбы (2/3) и добыче морепродуктов. Особенно ценятся на внутреннем и внешнем рынке лососевые породы рыб, их икра и крабы. Основную часть улова обеспечивают Приморье (1/2) и Камчатка (1/4).

Сфера услуг.

   Сфера услуг в округе развита незначительно. Недостаточна обеспеченность населения  предприятиями сферы обслуживания. Здесь самая низкая в стране густота транспортных путей. В северной и центральной частях ДФО вообще нет железных дорог, а большая часть автомобильных действует только зимой. Проходящая по югу округа Транссибирская железнодорожная магистраль имеет мировое значение, обеспечивая перевозку грузов из Европы в страны Тихоокеанского бассейна.

   Дальний Восток беден культурно-историческими  памятниками. Единственный объект мирового уровня – Владивостокская крепость. Интерес представляет культура малых  народов района, экзотичная как для  большинства россиян, так и для  иностранных туристов. Огромное значение для хозяйства района и страны может иметь природный туризм. Наиболее привлекательна в природном  отношении Камчатка, где развиваются  разные виды туризма – экологический, научный, рыболовный, охотничий, спортивно-маршрутный. Курильские острова интересны обилием  разнообразных природных достопримечательностей: вулканы, термальные минеральные источники, необычная растительность.

Транспорт

      Проходит  Транссибирская магистраль – самая  протяженная железная дорога России. Построена Байкало-Амурская магистраль – железнодорожная магистраль Восточной Сибири. По маршруту Чита – Сковородино – Свободный – Биробиджан – Хабаровск проходит федеральная автотрасса Чита – Хабаровск. По маршруту Якутск – Магадан также проложена автотрасса. В проекте строительство новой Амуро-Якутской железнодорожной магистрали через Чукотку, чтобы связать Россию и США через Берингов пролив. В целом транспорт в округе развит незначительно, требуется его развитие. 

    1. Экономические связи ДФО
 

  Суровость климата, низкая транспортная освоенность  и слабая заселенность территории затрудняют хозяйственное освоение природных  ресурсов, ведут к повышенным затратам на выпуск продукции. Резко возросшие за последнее время тарифы на транспортные перевозки ограничивают или делают и вовсе не выгодным вывоз дальневосточной продукции железнодорожным и морским путем в отдаленные районы Европейской России, страны Содружества, так же как и доставку из этих районов в регион необходимых промышленных товаров и продуктов питания.

  В начале 2000-х гг. Дальний Восток практически  не имел торговых отношений со странами СНГ. Особенно актуальным для развития экономики Дальнего Востока становится использование выгод его географического положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и возможность установления тесных торгово-экономических связей с соседними государствами, прежде всего с Японией, Китаем и Кореей. АТР            сегодня – крупнейший регион мира, объединяющий свыше 30 стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Американского континента. На страны «тихоокеанского кольца», население которых составляет почти половину от мирового, приходится до 60% глобального валового продукта и свыше 40% объема мировой торговли. Уже сейчас объем ВВП Азиатско-Тихоокеанского региона практически равен объему ВВП Западной Европы.

        Дальневосточный федеральный  округ представлен сырьевыми отраслями – горнодобывающей, лесной, рыбной промышленностью. На их долю приходится  3/5 всего объема выпускаемой в регионе промышленной продукции. Большая часть производимых в округе сырьевых товаров вывозится за его пределы и реализуется на российском и мировом рынках.

        Отрасли обрабатывающей промышленности еще не получили достаточного развития в округе. Поэтому сюда завозят станки, машины и оборудование, химические и нефтехимические продукты (минеральные удобрения, синтетические  смолы и пластмассы, шины и др.), а также металл, нефть, уголь, цемент и другие виды промышленных товаров. Потребность в них на 70 – 80% удовлетворяется  за счет ввоза из других регионов России либо поставок по импорту10. Наиболее тесные экономические связи сложились у Дальнего Востока с Восточной и Западной Сибирью, Уралом. На их долю приходится почти 2/3 общего межрегионального грузообмена округа.

        Велика зависимость  ДФО и от поставок (включая импортные)основных видов продовольствия. Сюда из других регионов страны и прежде всего из Урало-Поволжья, с Северного Кавказа, из Сибири, а также из ряда стран  АТР, главным образом из Китая, Вьетнама, поступают зерно и зернопродукты, сахар, мясо, молоко, овощи и бахчевые, плодоовощные консервы, фрукты, другие продовольственные товары.

        Наиболее высок  удельный вес завозимых продовольственных  товаров в северные районы Дальнего Востока. В Республике Саха (Якутия) он достигает 70%, в Магаданской области  – 60%, в Хабаровском крае – свыше 40%11.

        Сохранение узкосырьевой ориентации дальневосточной экономики, включая экспорт, не позволяет в  условиях рыночной конкуренции обеспечить ей динамичное развитие и не отвечает жизненным интересам проживающего здесь населения. Например, Япония –  основной рынок сбыта российского  круглого леса – неуклонно сокращает  закупки этого необработанного  сырья и увеличивает импорт пиломатериалов и фанеры из других стран. Вот почему к приоритетным направлениям развития хозяйства Дальнего Востока следует  отнести создание производственных циклов по глубокой комплексной переработке  добываемого сырья (полезных ископаемых, древесины, рыбы и морепродуктов) и  получению высококачественных промышленных товаров, способных конкурировать на внутреннем и мировом рынках. Комплексное использование природных богатств позволит одновременно сократить их потери, достигающие огромных размеров в результате нерациональной эксплуатации. Только на стадии обогащения теряется свыше 1/3 олова, 1/4 свинца, цинка, вольфрама. Общие потери попутных компонентов достигают 90%.

        Серьезной проблемой  остается структурная перестройка  машиностроительного комплекса, ориентация его на выпуск машин и оборудования, необходимых, прежде всего для удовлетворения собственных потребностей. Это позволит сократить дорогостоящие поставки       машинно-технической продукции в округ, увеличить производство и разнообразить ассортимент выпускаемых здесь товаров народного потребления. Помочь в решении этой проблемы должна конверсия оборонных предприятий, расположенных в Дальневосточном регионе. Так, одно из ведущих предприятий ВПК – завод «Дальприбор» во     Владивостоке – освоил выпуск потребительских товаров, рыбопоисковой аппаратуры, медицинских приборов. Судостроительные заводы «Звезда» и ОАО «Восточная верфь» в Приморском крае, специализирующаяся на строительстве и ремонте военных кораблей и атомных подводных лодок, развивают мощности по выпуску гражданских судов – рефрижераторов, рыболовецких, прогулочных яхт и др.

  На  Дальнем Востоке имеются предпосылки  и для сокращения ввоза отдельных  видов продовольствия за счет более  полного использования собственного агропромышленного потенциала. Благоприятными условиями для этого отличается Приамурье (Амурская и Еврейская  автономные области) – главная житница  Дальнего Востока.

  Предполагается  также расширить поставки на российский и внешний рынки традиционных для дальневосточного региона товаров: сои, риса, пушнины, продукции пчеловодства, пантового оленеводства, сбора лекарственных  трав.

  Большое значение в реализации программы  социально-экономического развития Дальнего Востока, сокращения нерациональных поставок, формирования рыночной инфраструктуры придается расширению торгово-экономического сотрудничества со странами АТР.

  Одной из перспективных форм участия Дальнего Востока в географическом разделении труда в АТР является создание свободных экономических зон (СЭЗ). Такие зоны уже активно формируются в районе города Находки в Приморском крае, на острове Сахалин, в Магаданской области.

  Свободные экономические зоны представляют собой, как правило, ограниченные по размерам территории с особой формой управления, в пределах которых устанавливается  льготный режим налогообложения, могут  быть снижены или вовсе отменены таможенные пошлины на ввоз и вывоз  продукции, обеспечивается свобода  предпринимательства. Эти и другие меры призваны содействовать притоку  в СЭЗ инвестиций, в том числе  иностранных, в развитие инфраструктуры, производства, новейших технологий, сферы  обслуживания, торговли и тем самым  активизировать деятельность расположенных  здесь предприятий, коммерческих и  финансовых организаций; способствовать развитию внешнеэкономических связей.

  Использование выгод ЭГП реализуется прежде всего в том, что СЭЗ создаются  вблизи крупных морских и речных портов, железнодорожных узлов, международных  аэропортов, обеспечивающих их надежную связь с мировым рынком. 

    1. Основные  направления развития округа.  Экономические  проблемы развития округа
 

     Для устойчивого развития экономики  ДФО принципиальное значение имеет  реализация важнейших инвестиционных программ федерального значения. Проект «Сахалин-1» предусматривает разработку месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги, расположенных у северо-восточного побережья острова Сахалин. Потенциальные  запасы отмеченных месторождений равны 307 млн. т. нефти и 485 млрд. м3 газа12. Капитальные вложения, по мнению экспертов, оцениваются более чем в 12 млрд. дол. США. Проект «Сахалин-2» предусматривает разработку Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами в 150 млн. т. нефти и 500 млрд.         м3 газа. Проекты «Сахалин-3», «Сахалин-4» и «Сахалин-5» будут поставлять 15 млрд. м3 газа в Китай и 10 млрд. м3 газа - в Южную Корею. В Республике Саха (Якутия) разворачивается строительство большого транспортного комплекса - железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск с окончанием строительства в 2011 г. и созданием здесь 20 тыс. новых рабочих мест помимо 4 тыс. рабочих мест, связанных с обслуживанием железной дороги; здесь же требует разрешения важная проблема - создание совмещенного железнодорожно-автомобильного места через р. Лену. Строительство автомобильной дороги «Колыма» будет завершено к 2015 г., она свяжет Якутск и Магадан, капитальные вложения при этом составят 7 млрд. руб. Еще более крупным проектом является создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса стоимостью 238 млрд. руб. его строительство завершится к 2022 г. Всего в Республике Саха (Якутия) предусматривается реализация 24 инвестиционных проектов, на что будет потрачено 553 млрд. руб13. В Приморском крае до 2012 г. планируется реализовать 27 инвестиционных проектов. Речь идет о строительстве высоковольтной линии ВЛ-500 Чугуевка-Находка стоимостью 12,5         млрд. руб.; реконструкции железнодорожной станции Находка стоимостью 900 млн руб.; строительстве третьей очереди угольного комплекса в порту Восточный стоимостью 4 млрд. руб.; строительстве двух нефтеперерабатывающих комбинатов стоимостью 29 млрд. и 87 млрд. руб. с созданием 4 тыс. новых рабочих мест.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Дальневосточного федерального округа