Экономика регионов на примере Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы определяется тем, что экономика регионов - республик в составе РФ, краев и областей, автономных образований, а также городов и районов находится в глубоком кризисе. Его следствиями являются резкое сокращение общественного производства, падение жизненного уровня значительной части населения, усиление центробежных социально-экономических тенденций, критическое снижение эффективности народного хозяйства.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 61.38 Кб (Скачать файл)

     Каждое государство принимает свою Конституцию, что делают и республики, входящие в состав Российской Федерации. Государственное строительство сопровождается установлением государственных границ, выпуском своих денег, созданием собственного законодательства и нормативно-правовых документов. Их основу составляют разнообразные политические системы.

       В экономике в этот период теряется управляемость, процветает бартер, выдвигается концепция: «Рынок все поправит». В сферу финансов и экономики внедряются либеральные монетаристские методы, нарушается товарооборот, отпускаются цены, инфляция в 1992 г. достигает 3600%, наступает «шоковая терапия». Денежные накопления граждан и хозяйствующих структур обесцениваются. Внутри России между субъектами начинают возникать экономические и таможенные барьеры, нехватка средств и продовольствия грозят голодом и холодом. Руководство России обращается за финансовой и продовольственной помощью к МВФ, МБРР, иностранным государствам и кредиторам.

      Курс российского рубля стремительно падает, что ведет к обнищанию масс. В результате кризис перестройки охватывает все структуры общества, в том числе армию и правоохранительные органы. На этом фоне в России разворачивается массовая приватизация через выпуск приватизационных чеков (ваучеров), которые тут же обесцениваются и попадают в руки спекулянтов и перекупщиков. Наступает эра неправомерной капитализации.

       По сути, в России начинается тотальное изменение форм собственности, явление олигархов, часто незаконное присвоение имущества, а также земельных паев крестьянства. Разворачивается ничем не обоснованный фондовый рынок.

     Если к 1990 году в России еще сохранялся в основном социалистический облик экономики, то в 1991–1994 годы шла активная работа по преобразованию форм собственности и становление капиталистической формации с примесями социализма. Во главу угла экономических отношений был выдвинут закон извлечения прибыли. Это положение записывалось в учредительные документы создаваемых или преобразовываемых предприятий при определении цели производства. То есть цель производства – извлечение прибыли. А прибыль новоявленные нувориши пытались получить любой ценой.

     Падение производства, остановка предприятий вследствие дележа собственности вытолкнули за ворота предприятий миллионы граждан. Ложная свобода способствовала процветанию мелких торговцев.

     Наряду с этим усиливался диктат Запада и его давление на Россию. России предписывалось, что и как делать, ибо государство из-за долгов попало во внешнее финансовое управление. Эмиссары МВФ и МБРР определяли экономическую и финансовую политику, напрямую диктуя задачи Правительству и ЦБ России.

      В мае 1995 г. Россия принимает Указ о конвертируемости рубля, а несколько позже подписывает соглашение о вхождении в Международный валютный фонд. Этими мерами Россия принимает условия капитализации страны.

      Сегодня очевидно, что все усилия западных стран в борьбе с СССР заключались в завоевании экономического пространства и уничтожении конкурента. Эта тенденция наблюдается и в отношении новой России. Россия современная с ее прозрачными границами рассматривается конкурентами и нечистоплотными бизнесменами как отхожее место, куда вбрасывается часто негодный товар, убивается местный производитель, навязывается порочная реклама. «Халява» и баснословные прибыли, особенно на фондовом рынке, при неудержимо растущих ценах, глупость игроков «Фондового рынка» России все больше и больше привлекают алчных на дармовые заработки иностранцев. В таких условиях в 90-х годах начиналось формирование современной рыночной экономики Татарстана.

       Общеизвестно, что не защищенный субъект становится Объектом нападок и террора, а тем более Субъект, объявивший свой государственный суверенитет.

      В силу индустриального развития, наличия квалифицированного кадрового потенциала, всенародной поддержки решений руководящих органов Татарстан в переломный период избрал свой оригинальный путь развития государственности и развития экономики.

      Во-первых, как и Российская Федерация, Татарстан все богатство на своей территории объявил национальным достоянием. Основные положения о государственном суверенитете были закреплены в Конституции Республики Татарстан. Республика вступила в переговоры с Центром с целью заключения договорных отношений по предметам ведения, собственности и деятельности на международной арене.

      15 февраля 1994 года, после долгих переговоров в Москве был подписан Договор между РФ и РТ «О взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ». В развитие этого Договора были подписаны более десяти межправительственных соглашений по вопросам собственности, военного строительства, банковского дела, бюджетных взаимоотношений, подготовки кадров и другие.

      При непосредственном участии президента, правительства и Верховного Совета ТАССР проводилась работа по определению стратегии развития республики, разрабатывалась Программа перехода РТ к рынку. Первые 4 Концепции и Программы перехода Татарской АССР к рынку рассматривались еще в ноябре 1990 г. Татарским обкомом КПСС. Работа по стабилизации экономики и переходу к рынку особый импульс получила после избрания первого президента Республики Татарстан – М.Ш. Шаймиева

      В числе первоочередных задач было достижение баланса интересов на крупнейшем промышленном предприятии, имеющем мировое значение, на акционерном обществе «КАМАЗ». Здесь были урегулированы вопросы налогов, выполнение обязательств перед городскими органами власти и Республики Татарстан, имущественные и другие экономические вопросы, которые значительно пополнили бюджет республики.

       В сентябре 1992 года по инициативе президента М.Ш. Шаймиева были созданы рабочие группы по разработке первоочередных вопросов в области экономического и социального развития Республики Татарстан, которые обобщали и конкретизировали собранную информацию. По ходу подготовки программы действий систематически проводились консультации и доклады у президента и премьера РТ.

       Особенность развития республики на этом этапе заключалась, прежде всего, в том, что было принято решение о «мягком» вхождении в рынок, по возможности нивелируя социальные последствия «шоковой терапии». Усилия направлялись на поддержку производства и социальную защиту населения.

        В связи со сложным финансовым положением и стихией бартера было принято решение о поддержке финансами реального сектора экономики. Найдены возможности взаимопоставок сырья, оборудования, кредитования производителей. Селу под урожай выделялись топливо, запчасти, техника, осуществлялись услуги.

         На предприятиях ВПК размещались заказы на сельхозтехнику и оборудование, проводилась активная конверсия оборонных предприятий. Малоимущие и временно безработные ежемесячно получали социальную помощь. В этих целях в торговый оборот были внедрены «чеки», которые обращались в форме денежных знаков и имели право приобретения продовольствия и товаров первой необходимости.

       В целях привлечения в регион продовольствия и товарной массы начала внедряться управляемая система по принципу: высокие цены – соответствующие доходы. Такой подход вскоре стал наполнять рынок товарами и повышать жизненный уровень населения. Параллельно с внутренними проблемами решались задачи получения дополнительных доходов в республиканский бюджет.

      Эти формы многообразны, но главное заключалось в том, чтобы за счет производства и налогообложения обеспечить самодостаточность экономики республики. Важной особенностью становления рыночной экономики был и особый путь приватизации имущества РТ. Отличие заключалось в том, что для приобретения доли собственности в Татарстане использовались наряду с ваучерами и ИПВ (Именные приватизационные вклады), которые открывались в банковской системе, а следовательно, не появлялись на спекулятивном рынке. Вторая особенность заключается в том, что оценка имущества приватизируемых предприятий осуществлялась с учетом коэффициента переоценки имущества, который превышал общероссийские в 26 раз. Высокая цена объектов приватизации, на первом этапе «ваучеризации» России, Татарстану позволила в основном сохранить собственность и управлять ею.

        Кроме того, в республике был создан приватизационный фонд, аккумулирующий средства, поступающие от продажи госимущества, с последующим их использованием на развитие производства. Хорошо проработанная Программа приватизации, законодательное обеспечение, принятые эффективные организационные меры позволили должным образом провести приватизацию, сохранив при этом производственно-экономический потенциал Республики Татарстан.

 

        Определенный урон экономике республики нанесли объявление Россией в 1998 году дефолта и мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в 2007 году. Преодолевая сложности, республика продолжает формировать рыночные отношения.

       Существенную роль в формировании и становлении рыночной модели экономики РТ играют Программы экономического и социального развития. Согласно этим программам в экономику республики были привлечены существенные ресурсы федерального бюджета. Действующей программой в настоящее время является задача подготовки и проведения в 2013 году в Казани Всемирной Универсиады. Разработаны и реализуются Программы по ресурсо-, энергоэффективности, чистой воде, ликвидации ветхого жилья, антикризисные программы.

        На начало 2009 года в Республике Татарстан действовали 33 долгосрочных и 60 ведомственных целевых программ (после корректировки 22). В их числе программы по поддержке малого предпринимательства, «Дети Татарстана», обеспечения жильем молодых семей, развитие транспортного комплекса, программа природоохранных меро-приятий, развитие сельского хозяйства и др. Только из республиканского бюджета на их реализацию в 2009 г. было выделено более 49 млрд. руб. Кроме этого республика принимает активное участие в деле реализации ФЦП и ФАИП. В 2010 году участие республики предусматривают 20 из 53 действующих федеральных программ. В их числе развитие ОПК РФ на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года, ФЦП «Жилище на 2002 - 2010 годы», развитие физической культуры и спорта, национальная технологическая база и др. В 2009 году федеральное финансирование на реализацию мероприятий Республики Татарстан составило 27,73 млрд. руб., в т.ч. примерно 11 млрд. руб. на проведение универсиады.

       Успехи республики в экономическом развитии, рост имиджа, высокая оценка кредитного рейтинга Татарстана способствуют росту инвестиционной привлекательности. В совокупности с предоставлением налоговых льгот, на основе Закона РТ «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», существенно возрос перечень предприятий, реализующих на территории Татарстана крупные инвестиционные проекты. В их числе ОАО «Танеко» («Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамск»), стоимость проекта 265,9 млрд. руб.; «Развитие ОАО «Казаньоргсинтез» – стоимость проекта 21,5 млрд. рублей, ООО «Северстальавто-Кама» (строительство завода по производству легковых автомобилей FIAT в г. Набержные Челны (стоимость проекта 36,5 млрд. руб.) и многие другие.

       Инвестиционный меморандум республики ныне включает около 120 инвестиционных проектов на общую сумму более 1 трлн. рублей. Такая инвестиционная активность полностью обеспечена законодательно-правовыми нормами.

       Как результат проводимой в республике эффективной экономической политики Татарстан сегодня являет собой многоотраслевой, относительно сбалансированный, высокоразвитый индустриальный субъект с широкими внешнеэкономическими связями.

       Уместно привести макроэкономические показатели современного Татарстана в 2008 году. Валовой региональный продукт (в основных ценах) – 933,5 млрд. руб. Продукция сельского хозяйства – 117,3 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования – 273,1 млрд. руб. Ввод в действие жилых домов (за счет всех источников финансирования) – 2222,5 тыс. кв. м. Оборот розничной торговли – 369,3 млрд. руб.

         Внешнеторговый оборот Татарстана в 2008 году составил $21,3 млрд., в том числе экспорт 18,445, импорт 2,861 млрд. долл. США. Особенностью внешней торговли является то, что республика неуклонно расширяет сегмент экспорта готовой продукции, и в частности машиностроения.

 

        В 2009 году Республика Татарстан среди 83 субъектов Российской Федерации занимает 5 место по объему промышленного производства, 6 место по объему работ, по виду деятельности строительства, 5 место по строительству жилья, 9 место по обороту розничной торговли. При этом доля Республики Татарстан в общероссийском производстве составляет по полиэтилену 62%, по каучуку - 42%, выпуску шин - 33,6%, выпуску грузовых автомобилей - 30,5%, синтетическим моющим средствам - 12,1%, добыче нефти - 6,6%, производству картона - 4,5%. Это при том, что численность населения республики составляет 2,6% численности населения России.

      Дальнейшее развитие экономики республики связано с инновациями, углублением технологической базы производства, формирования кластеров, углублением переработки сырья на основе развития химии и нефтехимии, созданием крупных комплексов во всех отраслях производства. В новом качестве формируются автомобилестроительный, нефтеперерабатывающий, машиностроительный, энергетический, сельскохозяйственный и другие кластеры.

      Современная экономика Татарстана позволяет выдвигать и решать задачи повышения качества жизни населения, развивать социальную сферу и услуги на основе Программы социально-экономического развития Татарстана на 2010 - 2030 гг. В их числе строительство спортивных комплексов, лечебные и оздоровительные учреждения, школы и учебные заведения, дороги и мосты, поддержание общественного порядка и развитие демократических проектов. Современный Татарстан и его экономика устремлены в будущее, а это значит и светлое завтра народа Татарстана.

Информация о работе Экономика регионов на примере Республики Татарстан