Экономика Уральского ФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:52, творческая работа

Краткое описание

Урал - своеобразный экономический район в составе России. Своеобразие района и его специализация определяются географическим положением, природными ресурсами, экономикой и народонаселением.
В состав УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (УФО) входят 4 области: Курганская, Свердловская, Челябинская и Тюменская с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Площадь УФО - 1788,9 тыс. кв. км, численность населения - 12,6 млн человек.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Общая характеристика Уральского ФО……………………………………....4
3.Промышленность Уральского ФО…………………………………………....7
4.Сельское хозяйство и транспорт………..…………………………………...17
5.Заключение……………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

УФО.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

Обслуживающая большую часть УФО Свердловская железная дорога по грузообороту занимает 2 место, по пассажирообороту 3 место  в России.

В округе находится 28 аэропортов, из них 7 - международные. Крупнейший в округе аэропорт Кольцово занимает 5 - 6 место в стране по объему перевозок.

Протяженность путей сообщения транспортной системы УФО по состоянию на начало 2009 г. составляла:

  • 8536 км железных дорог общего пользования,
  • 58220 км автомобильных дорог с твердым покрытием, в том числе 40343 км - общего пользования,
  • 13007 км - внутренних водных судоходных путей.

Ежесуточно  по этим транспортным коммуникациям  всеми видами транспорта перевозились до 200 тыс. пассажиров и более 2 млн. т. груза.

В целом  основными конкурентными преимуществами УФО являются:

  • ключевая геополитическая и геоэкономическая роль округа, занимающего срединное положение в РФ и имеющего первостепенное значение в системе транспортных коммуникаций страны, соединяющих ее европейскую и азиатскую части, страны Евросоюза с Азиатско-Тихоокеанским регионом;
  • богатейшая природно-ресурсная база, включающая прежде всего крупнейшие запасы нефти и газа, которые составляют 70 – 80% прогнозных нефтегазовых ресурсов страны, а также минерально-сырьевая база, которая составляет 55 - 60% ресурсов минерального сырья страны;
  • мощный экономический потенциал, обеспечивающий сравнительно высокий уровень экономического развития территории и лидирующие позиции в РФ по основным характеристикам региональной конкурентоспособности;
  • значительные объемы собственных доходов бюджетов большинства субъектов РФ, входящих в состав УФО, позволяющие проводить эффективную региональную политику;
  • присутствие на территории округа конкурентоспособных на глобальном уровне бизнес-структур в нефте- и газодобыче, обеспечивающих более 90% общероссийской добычи природного газа и 65 - 67% добычи нефти, производство 40 - 45% общероссийской стали, проката, стальных труб;
  • сравнительно высокий уровень обеспеченности квалифицированными трудовыми ресурсами (более 28% занятого населения имеют профессиональное образование, что является наиболее высоким показателем в стране);
  • высокий научный и образовательный потенциал, наличие передовых научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений широкого профиля (более 200 крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки и около 2 тыс. малых предприятий, работающих в сфере науки и научного обслуживания);
  • наличие в регионе динамично развивающейся системы электронных коммуникаций;
  • значительный потенциал роста регионального потребительского рынка, определяемый сравнительно высокими личными доходами населения;
  • наличие на территории округа крупных полифункциональных агломераций;
  • устойчиво высокая инвестиционная привлекательность экономики округа.

Для обеспечения  динамичного развития в долгосрочной перспективе первостепенное значение будет иметь последовательное и  рациональное использование всего  комплекса имеющихся конкурентных преимуществ УФО.

По мнению власти, основными вызовами и угрозами развития УФО на период до 2020 г. являются следующие:

  • значительная исчерпанность минерально-сырьевой базы на территории традиционного промышленного развития;
  • наиболее высокий в стране уровень изношенности основных фондов в отраслях экономики, прежде всего, в старопромышленных центрах Урала;
  • недостаточный уровень развития межрегиональной транспортной инфраструктуры, не соответствующий геополитическому и геоэкономическому потенциалу УФО;
  • наличие резких межрегиональных различий внутри УФО по степени экономической активности и уровню жизни населения;
  • резко обострившаяся в последние годы и ставшая уже хронической проблема 40 городов с монопрофильной структурой экономики (моногородов);
  • относительно низкий уровень диверсификации структуры экономики с явным доминированием в ней промышленности и сравнительно слабым развитием сферы услуг;
  • недостаточный уровень развития внутрирегиональных железнодорожных коммуникаций, автодорожной сети и трубопроводной системы;
  • неблагоприятные демографические тенденции и низкий уровень жизни в старопромышленных регионах Урала;
  • значительные различия между уровнями социально-экономического развития городских и сельских поселений, доходов городских и сельских жителей;
  • в целом неблагоприятные природно-климатические условия на большей части территории округа, осложняющие жизнь населения и сдерживающие развитие сельского хозяйства и туризма;
  • опасные, все чаще повторяющиеся природные катаклизмы (паводки, наводнения, ураганы, смерчи, засухи и др.), нарушающие жизнедеятельность населения и функционирование жизнеобеспечивающих производственных, энергетических, транспортных и социальных систем округа;
  • крайне высокий уровень загрязнения окружающей среды в промышленных центрах Урала и районах нефтедобычи;
  • низкий уровень инноваций в большинстве регионов УФО;
  • возможность техногенных аварий с масштабными негативными последствиями из-за высокой изношенности оборудования и инфраструктуры и низкой эффективности систем и служб производственно-экологической безопасности;
  • относительно низкий уровень развития малого предпринимательства;
  • низкий уровень интегрированности экономик западных и восточных регионов УФО;
  • низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики;
  • значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние профильных отраслей экономики УФО;
  • вывоз капиталов за пределы УФО финансово-промышленными группами и международными корпорациями.

                                                     5.Заключение

 

Доля  УФО в экономике России характеризуется следующими показателями: почти 18% объема всех основных фондов РФ, свыше 10% общероссийского оборота розничной торговли, 13% всего объема строительных работ и свыше 16% общего объема инвестиций в основной капитал, более 21% всех финансовых поступлений в бюджетную систему страны и почти 35% платежей в федеральный бюджет, более половины всего экспорта России с учетом экспортных поставок углеводородов, добываемых на территории округа.

При этом по объемам валового регионального  продукта и продукции промышленности, основным фондам и обороту розничной  торговли, капиталообразующим инвестициям  и финансовым поступлениям в бюджетную  систему страны УФО стабильно  занимает лидирующие позиции (2 - 3 места  среди всех федеральных округов  РФ).

В промышленности округа занято свыше 27% общей численности занятых в экономике, или почти 64% работающих в основных отраслях материального производства. В структуре занятого населения почти 55% работников имеют высшее или среднее профессиональное образование (это 3 показатель в РФ после ЦФО и СЗФО).

Достигнутый уровень важнейших характеристик социального развития УФО превышает аналогичные среднероссийские параметры.

По уровню денежных доходов на душу населения УФО стабильно занимает 2 место после ЦФО.

В структуре  экономики УФО ведущее место занимает промышленное производство, на которое (по обобщенным данным за 2008-2010 гг.) приходится свыше 51% производства валового регионального продукта. При этом на сельское хозяйство приходится 2,5%, на строительство - более 7%, на транспорт и связь - почти 8%, на торговлю – 15%.

Современная хозяйственная структура УФО  имеет ярко выраженную индустриально-сырьевую направленность - более половины валового продукта в структуре экономики приходится на долю отраслей промышленности, в составе которой преобладают виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых и сосредоточенные, прежде всего, в двух субъектах РФ - Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе.

В экономике  Свердловской и Челябинской областей доминируют обрабатывающие производства, в частности машиностроение и черная металлургия. Удельный вес этих производств примерно в 2 раза превышает аналогичный показатель по России и почти в 3 раза - средний показатель по УФО.

В секторе услуг в экономике регионов Урала пока незначительное место по сравнению с другими видами деятельности занимают финансовые и коммерческие услуги.

Главные перспективы развития экономики  УФО связаны с двумя мегакластерами:

  • на севере (Западная Сибирь) - топливно-энергетический комплекс, обеспеченный ресурсной базой мирового значения, уникальной системой трубопроводного транспорта и обеспечивающий до 50% экспорта РФ, развитие электроэнергетики, нефтегазопереработки и нефтегазохимии;
  • на юге (промышленный Урал) - базовый для страны центр обрабатывающей промышленности, прежде всего машиностроения и металлургии, ядро оборонно-промышленного комплекса, в том числе ведущие предприятия, развивающие самые современные технологии (ядерные, ракетостроения и др.), комплекс научно-исследовательских и образовательных центров.

Консолидировать эти кластеры призван комплексный инвестиционный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", предусматривающий создание транспортной и энергетической инфраструктуры, введение в хозяйственный оборот комплекса твердых полезных ископаемых, расположенных на восточных склонах Уральских гор.


Информация о работе Экономика Уральского ФО