Экономика Мексики и ее роль в НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Мексика — одна из крупнейших стран по численности населения в Латинской Америке; занимает особое географическое положение, находясь между двумя океанами и двумя материками: Северной и Южной Америкой, граничит с США, что накладывает особый отпечаток на положение страны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.77 Кб (Скачать файл)

В структуре импорта преобладали полуфабрикаты — 68,5%, машины и оборудование — 21,3%, потребительские товары — 10%.

 Основу импорта составляют  товары производственного назначения (до 80%). Импортируются автомобили  и запчасти к ним, чугунное  и стальное литьё, промышленное  оборудование. Модернизация многих  отраслей хозяйства осуществляется  на основе импорта станков, турбин, химического оборудования. Импорт  составляет 14% ВВП страны. Ежегодно  большие суммы Мексика тратит  на импорт сырья и полуфабрикатов  для таких отраслей промышленности, как химико-фармацевтическая, автомобильная  и пр. Огромные затраты составляет  импорт иностранной технологии, что обусловлено сохраняющейся  научно-технической отраслью Мексики.

 Уже многие годы  импортные затраты намного превышают  экспортные поступления. Отрицательное  сальдо торгового баланса, ранее  покрывавшееся доходами от туризма, в настоящее время достигло огромной суммы около 3 млрд. долларов. Валютные поступления от туризма едва могут покрыть ? этого дефецита приходится широко прибегать к иностранным займам и кредитам.

 

1.3 Отток и  приток капитала Мексики

 

Из Мексики в период с 2000-го по 2008 год незаконным путем было выведено 416 миллиардов долларов - с таким показателем страна оказалась на третьем месте, после Китая и России, говорится в докладе международной организации Global Financial Integrity. Об этом сообщает ИА «Новости Казахстан»» со ссылкой на РИА Новости.

По данным составителей доклада, ежегодно из Мексики нелегально вывозится более 46 долларов миллиардов.

В основном это деньги, которые были легализованы в стране организованной преступностью от незаконного оборота наркотиков, а также взятки коррумпированных чиновников.

В прошлом году Мексика приняла специальную программу по борьбе с отмыванием денег, в частности были введены ограничения на обмен наличных долларов в стране, а также запрещено осуществлять куплю - продажу недвижимости, автомобилей и других ценных вещей за наличные деньги.

По данным Global Financial Integrity, наиболее привлекательными юрисдикциями для частных вкладчиков, размещающих средства за рубежом, являются США, Великобритания и Каймановы острова.[6]

2. Мексика и НАФТА

 

2.1 Вступление Мексики в Североамериканскую зону свободной торговли

 

Структура НАФТА. НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Министры торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

 

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.

Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.

На национальные секции НАФТА возложена ответственность и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА.

Региональное объединение в составе США, Канада, Мексика на условиях зоны свободной торговли, формально было создано в 1988).

Связи между США и Канадой являются самыми большими в этом союзе. Связи США-Мексика: США - самый большой торговый партнер Мексики, Мексика - третий по величине торговый партнер США.

 Продолжение процесса  развития открытого пространства  происходит за счет ликвидации  тарифов.

 Общие ключевые положения  НАФТА (введены в действие 1/1/94):

    • Снижение тарифов во всех секторах на 99% в течение 10 лет.
    • Неограниченные ПИИ (исключение составляют - нефть и железные дороги в Мексике, культура в Канаде, воздушные коммуникации в США).
    • Отсутствие свободного перемещения трудовых ресурсов (исключение для "белых воротничков").
    • Защита прав интеллектуальной собственности.
    • Неограниченный поток услуг между государствами.
    • Применение экологических стандартов6.

Два общесоюзных комитета обладают правом налагать штрафы по вопросам здоровья, безопасности, детского труда, минимального размера заработной платы.

Экономическая среда и мексиканский рынок до образования НАФТА.

Из-за своей близости к США, Мексика являлась весьма привлекательным объектом для американской торговли и инвестиций. Население Мексики составляло 98 миллионов человек (треть от населения США), большой рынок сбыта для продукции американских компаний. Географическая близость Мексики к Соединенным Штатам означала значительно более низкие транспортные расходы, чем, например, при торговле со странами Европы и Азии. В связи с этим увеличивалась и конкурентоспособность американских товаров на мексиканском рынке по сравнению с европейской и азиатской продукцией, которую приходилось транспортировать в Мексику через Атлантический и Тихий океаны. США являлись для Мексики самым крупным торговым партером. Более 75 процентов мексиканского импорта поступало из США, и 84 процента ее экспорта направлялись в Соединенные Штаты. Многие американские фирмы пользовались преимуществом более низкой стоимости труда в Мексике и инвестировали значительные суммы в мексиканское производство, впоследствии вывозя произведенные в Мексике товары либо обратно в США, либо на рынки других стран для продажи по более низким ценам.

В то время, как американский рынок являлся очень важным для Мексики, Мексика занимала небольшой удельный вес в инвестициях и внешней торговле США. С начала 1900-х годов доля экспорта США в страны Латинской Америки сокращалась. Американский экспорт в Канаду и страны Азии, где экономический рост проходил значительно успешнее, чем в Мексике, наоборот, увеличивался быстрыми темпами. Канада являлась крупнейшим импортером американской продукции. Япония была крупнейшим экспортером продукции в США, Канада занимала второе место. Американские инвестиции в Мексику также были небольшими, главным образом из-за прошлых правительственных ограничений на иностранные инвестиции. Большая часть иностранных инвестиций США были направлены в страны Европы, Азии, и в Канаду.

Недостаточное количество иностранных инвестиций и торговли с Мексикой являлось главным образом следствием долгих ограничений торговли и иностранных инвестиций правительством Мексики. Институционная революционная партия, пришедшая к власти в Мексике в 1930 - х годах, следовала политике протекционизма с целью защиты экономики Мексики от иностранной конкуренции. Многие отрасли промышленности Мексики находились под контролем или во владении мексиканского правительства, и многие мексиканские компании производили продукцию для внутреннего рынка, не обращая внимание на создание экспортного рынка. Высокие тарифы и торговые барьеры ограничивали импорт в Мексику, а мексиканское правительство запрещало или значительно ограничивало возможность иностранного владения собственностью на территории государства.

В период до 1989 года, Мексика облагала большую часть импортируемой продукции очень высокими тарифами. Кроме того, большая часть оставшегося импорта являлась объектом квот, лицензионных соглашений, и других нетарифных торговых барьеров. В 1986 году Мексика присоединилась к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). Как члену ГАТТ, Мексике пришлось применять одинаковую тарифную систему по отношению ко всем странам-членам ГАТТ и, следовательно, снизить тарифные ставки на многие импортируемые товары. Кроме того, Мексике пришлось отменить импортные лицензионные требования для большей части импортируемой продукции (за исключением 300 наименований продукции). Во время президентского правления Салинаса, тарифы были снижены в среднем со 100% на большую часть продукции до в среднем 11%.

1 января 1994, Североамериканское  соглашение о свободной торговле  вступило в силу. Начало работы  НАФТА, членами которой являются  Канада, США и Мексика, привело  к созданию торгового блока  с большей численностью населения  и с более высоким ВВП, чем  население и ВВП Европейского  союза. Ожидалось, что НАФТА создаст  наиболее благоприятную ситуацию  для экспортируемой в США мексиканской  продукции, так как снижение тарифов  увеличило конкурентоспособность  мексиканской продукции в сравнении  с продукцией, экспортируемой в  США другими странами. В 1995 году, через год после вступления  НАФТА в силу, Мексика впервые  за шесть лет объявила о  достижении положительного сальдо  торгового баланса. Одной из причин  этого являлось снижение тарифных  барьеров по соглашению НАФТА. Кризис песо 1995 года, который привел  к снижению стоимости песо  по отношению к доллару США, вызвал увеличение цен импортируемой  в Мексику продукции и снижение  цен мексиканской продукции, экспортируемой  в США. Таким образом, было еще  слишком рано оценивать полный  эффект соглашения НАФТА.

Мексика стала участницей тесной региональной экономической интеграции на основе НАФТА (Североамериканского соглашения о свободной торговле) с США и Канадой. Это соглашение Мексика подписала в 1992 г., а в силу оно вступило в 1994 г. Вступление в НАФТА имело для Мексики колоссальное экономическое и политическое значение. Правящая элита рассчитывала таким путем решить ряд острейших народнохозяйственных проблем - привлечение иностранных капиталовложений и передовой технологии, обеспечение надежных рынков для экспортных товаров, увеличение занятости и другое. Соглашение предусматривает регулярные консультации стран-участниц по проблемам взаимного интереса, включая регулирование в области здравоохранения, субсидирование производства в ряде отраслей, единые правила установления происхождения товаров и стандарты качества, а также создание процедур для разрешения коммерческих споров.

 С момента вступления  в силу НАФТА предусматривало  немедленное устранение мексиканских  таможенных тарифов на 5.9 тыс. импортных  позиций из США и Канады (главным  образом машины, оборудование и  незавершенное производство), на  которые приходится около 40% объема  всей внешней торговли Мексики. Соединенные Штаты отменили тарифы  на 3.1 тыс. импортных позиций из  Мексики, что довело удельный  вес ее экспортных товаров, беспошлинно  поступающих на американский  рынок, до 80% общего объема национального  экспорта.

 НАФТА обязывает Мексику  отменить ограничения на вложения  иностранного капитала (за исключением  энергетического сектора) и предоставить  гарантии иностранным инвесторам  от возможного захвата их собственности  без полной компенсации. Соглашение  позволяет иностранным банкам  заполучить до 25% мексиканского финансового  рынка и открывает возможность  для иностранных фирм приобрести 30% страхового бизнеса до 2004 г., после  которого все ограничения будут  полностью сняты.

 США являются главным  источником прямых иностранных  инвестиций для Мексики. Между 1994 и 2000 гг. американские фирмы вложили  в ее экономику более 40.3 млрд. долл., из которых 59% поступили в  обрабатывающую промышленность. Канада, занимающая как источник прямых  иностранных инвестиций для Мексики  пятое место, за этот период  вложила около 2.8 млрд. долл., в том  числе 57% - в обрабатывающую промышленность.[9] Не только американские и канадские компании, но также европейские и азиатские многонациональные корпорации вкладывают миллиарды в мексиканскую экономику из-за дешевизны рабочей силы и ее интеграции в огромный североамериканский рынок.

 Несмотря на суровую  критику отдельных аспектов позиции  Мексики по отношению к НАФТА  и ВТО, США, в целом они положительно  оценивают ее роль в реализации  Североамериканского соглашения  о свободной торговле. Выигрыш  для всех его участников вполне  очевиден. Можно сказать, что определенное  недовольство США звучит как  похвала Мексике, которая в ходе торговой интеграции не идет на жертвы ради своих более экономически развитых торговых партнеров, не допускает ущемления своих интересов в угоду северным гигантам.

Информация о работе Экономика Мексики и ее роль в НАФТА