Экономика Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Герма́ния (нем. Deutschland), официальное название – Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (нем. Bundesrepublik Deutschland), ФРГ – государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2013 года, составляет более 80,2 миллионов человек, территория – 357 021 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Центральной Европы. Занимает шестнадцатое место в мире по численности населения и шестьдесят второе по территории. …

Содержание

. Общие сведения……………………………………………………………..2
2. Историческая справка о развитии немецкой экономики…………….2
3. Особенности экономической системы Германии………………………7
4. Макроэкономические тенденции…………………………………………8
5. Важнейшие отрасли экономики Германии……………………………..12
5.1. Промышленность Германии………………………………………………12
5.2. Машиностроение..........................................................................................13
5.3. Химическая промышленность…………………………………………….13
5.4. Легкая промышленность…………………………………………………..14
5.5. Пищевая промышленность………………………………………………………14
5.6. Электротехническая промышленность………………………………………14
5.7. Металлургия………………………………………………………………………..15
5.8. Авиакосмическая промышленность……………………………………………15
5.9. Судостроение……………………………………………………………………….15
5.10 Энергетика………………………………………………………………………….16
5.11. Сфера обслуживания…………………………………………………………….17
5.12. Сельское хозяйство………………………………………………………………17
6. Валовой национальный продукт………………………………………….18
7. Занятость населения………………………………………………………...18
Вывод……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

экономика германии реферат.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

Машиностроение (свыше 920 тыс. рабочих мест) представляет собой крупнейшую отрасль обрабатывающей промышленности ФРГ. Отрасль включает в себя около 6,3 тыс. предприятий, действующих в 150 наукоемких и высокотехнологических подотраслях.

Второе место занимает электротехническая промышленность (около 840 тыс. рабочих мест), третье место – автомобильная промышленность (примерно 720 тыс. рабочих мест), четвертое место – химическая промышленность (свыше 400 тыс. рабочих мест).

Ежегодно в рамках господдержки НИОКР предусматривается выделение бюджетных средств на сумму более 20 млрд. евро, в т.ч. за счет федерального бюджета – примерно 60%, за счет бюджетов федеральных земель – 40%. Ежегодные расходы германских предприятий на НИОКР составляют в среднем 40-45 млрд. евро. Доля затрат на НИОКР составляет 2,8% ВВП ФРГ (целевой ориентир Федерального правительства – 3% ВВП). Занимая первое место в Европе (уровень затрат на НИОКР по странам ОЭСР составляет в среднем 2,2%), Германия уступает США, Японии и Китаю.

 

 

5. Важнейшие отрасли экономики Германии.

Ведущей отраслью экономики Германии являются услуги (Германия, как постиндустриальная страна это экономика услуг и экономика знаний) , доля которых в ВВП страны составляет 78 % (2011). Также развито производство товаров, машин и различного оборудования, которые составляют значительную часть немецкого экспорта. Агросектор составляет 0.5-1.5% ВВП, в котором занято такое же количество экономически активного населения страны. Ведущие позиции в мире занимают германские информационные и биотехнологии, а также технологии по использованию возобновляемых источников энергии и экологически чистые технологии.

 

5.1 Промышленность.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

- автомобилестроение;

- электротехническая промышленность;

- общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

- транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

- химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

- точная механика и оптика;

- чёрная металлургия;

- авиационно-космическая промышленность;

- производство информационной и коммуникационной техники;

- судостроение.

В немецкой промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой немецкой экономики и по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн человек.

Крупнейшие немецкие концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них – общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические – E.ON и RWE или группа Bosch.

В последнее время удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений её доля в ВВП в период между 1970 г. и 2001 г. снизилась с 51,7 % до 23,8 %. При этом в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором.

 

5.2 Машиностроение.

Одной из опор германской экономики является чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, а также оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре. Производство легковых и грузовых автомобилей находится в землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария и Саар.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После КНР, США и Японии, ФРГ – четвёртый по величине производитель автомобилей в мире. Например, в 2003 году Германия произвела 5,5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 году, свыше 70% пошли на экспорт.

Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние предприятия, 83% из которых – мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Около 68% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения.

 

5.3 Химическая промышленность.

Ещё в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Большинство крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн-Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst AG), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн BASF), на Нижней Эльбе.

 

5.4 Легкая промышленность.

Несмотря на достаточно развитую лёгкую промышленность, Германия является нетто-импортером продукции легпрома. Традиционными текстильными районами Германии считаются Рурский промышленный район с центрами в Крефельде, Бергешис Ланде, Мюнстерланде, также юго-восточная часть страны – Аугсбург и северо-восток Баварии, а также Берлин.

 

5.5 Пищевая промышленность.

Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него.

Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили б́ольшую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

В 2005 году посадки винограда сорта Рислинг, являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте – рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари принимают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

 

5.6. Электротехническая промышленность.

Германия ещё с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH и т. д. Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и другие.

В структуре электротехнической промышленности ФРГ выделяется как производством дорогостоящей продукции промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы), использующее большое количество цветных металлов, специальных сортов стали, так и выпуском бытовых товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, пылесосов и др.).

Быстрое развитие электротехнической промышленности в ФРГ связано с внедрением информационных технологий, созданием атомной промышленности и с заказами военно-промышленного комплекса. Наиболее крупная ТНК в отрасли – «Сименс». Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры – Берлин, Мюнхен, где находится штаб-квартира и группа заводов концерна «Сименс», а также Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Кельн и др. Из электротехнической промышленности выделилась электронная индустрия – самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Основное влияние на размещение производства оказывает наличие трудовых ресурсов разного уровня квалификации и близость научных центров.

 

5.7. Металлургия

Чёрная металлургия в Германии в настоящее время уже не является ведущей отраслью промышленности, её конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный район концентрации чёрной металлургии – запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн тонн чугуна, 40,8 млн тонн. стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося основной акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так же как и чёрная металлургия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Соответственно большинство центров располагается на побережье. Среди них – Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

 

5.8. Авиакосмическая промышленность.

Авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров.

В начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного — 23,1 %, космической промышленности – 8,6 %.

Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

 

5.9. Судостроение.

Германия является одной из ведущих европейских держав в судостроении. Выпуском различных машин для судостроения здесь занимаются более 1 млн рабочих. Прямые поставки комплектующих смежных отраслей судостроения выполняют 350—400 предприятий страны, при этом одна треть комплектующих используется в Германии.

В 2008 году судостроители Германии сдали заказчикам 84 морских судна суммарной вместимостью 1.3 миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда евро, лучший результат со времени объединения Германии. Получено заказов на 46 судов суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда евро. То есть количество заказов упало до самого низкого с 2001 года уровня, объём строительства сократился до половины объёмов имеющихся мощностей. Итого в портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона брт на 13.3 миллиарда евро, по состоянию на 31 декабря 2009. В первом квартале этого года заказчики отказались от 19 заказов на сумму 940 миллионов евро.

Военное кораблестроение достигло в 2009 году стабильных продаж, и поскольку заказы собственных германских ВМС не в состоянии полностью загрузить имеющиеся мощности, кораблестроение страны очень сильно зависит от экспорта, от иностранных заказов. Очень хорошие результаты показали в прошлом 2009 году судоремонт и конверсия, достигнув отметки 1 миллиард евро. Строительство судов для ВВП достигло хороших результатов. Итоги года в целом оказались лучшими за последние 5 лет, построено 87 судов общей стоимостью 144 миллиона евро. Особенно большим был спрос на речные прогулочные и круизные суда. За год получено заказов на 63 судна общей стоимостью 141 миллион евро. Самые большие и мощные верфи страны: Flensburger Schiffbau-Gesellschaft, ThyssenKrupp Marine Systems, Lürssen, Aker Yards Germany и Meyer Neptun Group.

 

5.10. Энергетика

Федеративная Республика Германия, наряду с крупнейшими развитыми европейскими государствами, является основным потребителем энергоресурсов. Однако географическое положение обуславливает скудность собственного сырья и необходимость импорта. Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося на весь Центрально-европейский регион – уголь, как каменный (знаменитый Рурский бассейн), так и бурый. За счет импорта ФРГ вынуждена обеспечивать около 57,5 % своих потребностей в источниках энергии. Ещё в 1997 году 52 % объёма собственного производства электроэнергии ФРГ обеспечивались каменным и бурым углем, 31 % - ядерной энергией, 4 % - гидроэнергией, 9 % - природным газом и 1 % - нефтью. Однако сейчас данное процентное соотношение значительно изменилось, так как на первое место выходит более выгодное, энергоемкое и экологически безопасное потребление природного газа.

Первое место среди германских энергоресурсов занимает бурый уголь. Крупнейшие залежи имеются в Рейнской области, на юге, в Бранденбурге и Саксонии. Запасы, считающиеся пригодными для разработки, оцениваются примерно в 43 млрд тонн. В 2001 доля бурого угля в потреблении первичной энергии составляла около 11,2 %.

Важнейшими каменноугольными бассейнами являются рейнско-вестфальский и саарский регионы. Залежи каменного угля оцениваются в пределах 24 млрд тонн. В 1950 г. доля данного вида сырья в потреблении первичной энергии составляла 73 %, к 2001 г. она снизилась до 13 %.

Доля нефти в обеспечении энергией также сократилась вследствие резко увеличившихся в 1970-е годы цен на нефть. В 2001 г. она составила 38,5 %. Тем не менее, нефть остается важнейшим энергоносителем в стране. Более чем на 9/10 нефти импортируется из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Собственная добыча составляет всего 5 млн тонн. Старый центр нефтепереработки - Гамбург, а новые возникли во внутренних районах - Рейнско-Рурском, на юго-западе и в Баварии. Что касается природного газа, то его запасы в 2001 г. оценивались в 342 млрд кубометров. Доля потребления газа в том же году - 21,5 %, причем эта цифра постоянно возрастает.

Информация о работе Экономика Германии