Шпаргалка по по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 12:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по "Экономической географии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры-рег.эконом.docx

— 45.97 Кб (Скачать файл)

1.Региональная  экономика призвана изучать закономерности  и проблемы функционирования  и развития экономики страны  как системы взаимо­действующих регио­нов (экономических зон, крупных экономических районов, субъектов Федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций и других территориальных экономических подсистем). » Предметом региональной экономики является исследование пространственных проблем экономического развития национальной экономики, определение путей и механизмов их решения.

    Балансовый метод является одним  из традиционных и ведущих  ме­то­дов, используемых в деятельности  региональных орга­нов власти.  Сущность его состоит в том, что при обосновании разделов, показа­телей региональных экономических документов (концепций, схем, прогнозов, планов, программ) используется такая со­вокупность приемов, которая позволяет увязать потребности с возможными ресурсами, обеспечить согласованность взаимозависимых показателей.  И как бы ни были различны показатели, цель этих приемов одна — добиться равновесия, иными словами — баланса, между показателями.  Этот метод является конк­ретной формой реализации прин­ципа пропорциональности.Система региональных балансов и балансов расчетов незаменима при: анализе и опре­делении необходи­мых пропорций регионального воспроизводственного процесса; выяв­лении диспропорций в развитии хозяйственного комплекса региона и принятии мер по их устранению и преду­преждению; выявлении резер­вов дальнейшего развития производства и эффективном распределении ресурсов в целях обеспечения производства необходимого обществу то­вара; разработке и осуществлении рациональных внутриотраслевых, межотраслевых, региональных и меж­­региональных связей. 
 
 

 Вопрос 2.

 Региональная  политика — система намерений и действий, которая реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу современных региональных процессов, и которая осуществляет все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.

 В «Основных  положениях региональной политики в  РФ», утвержденных Указом Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 г., приводится следующее определение: «Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации».

 В «Основных положениях региональной политики в РФ» определены основные цели региональной политики в РФ:

    1. обеспечение основ федерализма;
    2. обеспечение единых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан;
    3. выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
    4. предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения;
    5. приоритетное развитие регионов, имеющих стратегическое значение;
    6. максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
    7. обеспечение гарантий местного самоуправления.
 
 

 7.Доходы  территориальных бюджетов состоят  из собственных и регулирующих.

 К собственным доходам территориальных бюджетов относятся те виды доходов, которые полностью или в фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующие бюджеты.

 Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами  государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, неналоговые  доходы, определяемые нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

 Регулирующие  доходы - это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов

       Нормативы отчислений регулирующих доходов определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.

Основными направлениями использования средств  региональных бюджетов являются:

  • финансирование деятельности органов государственного управления субъекта Федерации,
  • правоохранительных органов и обеспечение безопасности,
  • финансирование промышленности,
  • сельского хозяйства,
  • транспорта,
  • жилищно-коммунального хозяйства,
  • образования и здравоохранения.

Основную  часть расходов местных бюджетов составляют 4 статьи:

  • расходы на жилищно-коммунальное хозяйство,
  • образование,
  • здравоохранение и физическую культуру
  • социальные программы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  вопрос 9.

  Финансовые  ресурсы, циркулирующие в регионе, оказывают мощное воздействие на все стороны социально-экономической  жизни региона. В этой связи их оценка является важной составляющей регионального анализа.

  К региональным финансам относят финансы  государственного и муниципального управления.

  На  территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами. В  регионе производятся и финансовые потоки межрегиональных  институциональных единиц.

  Объем финансовых ресурсов территории является одновременно измерителем экономического потенциала региона и платежно-финансового спроса региональной экономической системы.

  Под финансовыми ресурсами, созданными на территории региона, понимаются финансовые ресурсы, которые были получены в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории региона.

  Они складываются из следующих частей:

  • ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики  региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

  • ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

  • ресурсы внебюджетных фондов;

  • кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

  • дотации, субвенции и другие поступления  из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

  Финансовые  ресурсы, образованные на территории, характеризуют финансовые ресурсы, созданные хозяйствующими субъектами, и денежные средства населения региона.

  Финансы региона делятся на:

  централизованные (государственные (финансовые ресурсы  федеральных органов и самого субъекта Федерации), муниципальных  образований);

  децентрализованные (финансы юридических и физических лиц).

  Финансы юридических и физических лиц  не находятся в прямой ведении региональных или муниципальных органов власти, но в значительной мере являются объектом регулирования и объектом региональной финансовой политики.

  Финансы региона представляют собой систему  экономических отношений, посредством которой национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

  Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты.

  Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение  функционирования социальной и частично производственной инфраструктуры. 
 
 
 

15.Функционирование  и развитие регионального комплекса  происходит не обособлено, а во  взаимосвязи и взаимообусловленности  с другими регионами и внешним  миром. Отношения между регионами  и внешним миром являются преимущественно  экономическими (торговыми). Межрегиональные  экономические связи представляют  собой систему экономических  отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования  общественного производства, обусловленную  разделением общественного труда  и специализацией производства, размещением производительных сил  и природно-географическими условиями.

Межрегиональные связи представлены на уровнях:

• отдельных  предприятий, организаций, фирм, отдельных  граждан, осуществляющих внешнерегиональные социально-экономические операции;

• производственных комплексов, отраслей, муниципальных  территориальных образований (городов, районов);

• регионов

Основными формами межрегиональных экономических  связей в условиях рынка являются материальный товарообмен результатами труда, взаимовыгодное выполнение регионами  работ и услуг, совместное проведение работ производственного и непроизводственного  характера, развитие межрегионального туризма, проведение одинаковой региональной налоговой, демографической политики, политики ценообразования.

Благодаря межрегиональным экономическим  связям формируются системы взаимодействующих  регионов, осуществляется функционирование национальной и мировой экономики. Ослабление межрегиональных экономических  связей не позволяет использовать преимущества взаимного дополнения региональной экономики и создает угрозу экономической  целостности государства  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 5.

СОСТАВ  РЕГИОНАЛЬНЫХ  ФИНАНСОВ

В состав региональных финансовых ресурсов включаются три основных элемента:

• региональные бюджеты;

• региональные внебюджетные фонды;

•средства субъектов хозяйствования, направляемые на социально-экономическое развитие региона.

Финансовые  ресурсы региона, формирующиеся  у субъектов хозяйствования, составляют:

• финансовые ресурсы предприятий, находящихся  в региональной или муниципальной собственности (как правило, это коммунальные предприятия);

• финансовые ресурсы предприятий, фирм и организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Внебюджетные  фонды местных органов власти формируются за счет:

• добровольных взносов и пожертвований организаций  и населения;

• доходов  от местных займов и местных денежно-вещевых  лотерей, аукционов;

• привлечения  на добровольной основе средств предприятий, организаций и граждан;

• штрафов  за загрязнение окружающей среды  и т.д.

В большинстве  субъектов Федерации формируется  три вида экономических фондов:

• собственно внебюджетный фонд территории;

• валютный фонд;

• территориальный  дорожный фонд.

Основными статьями расходов внебюджетного фонда  территории являются:

• социальная поддержка малообеспеченных групп  населения;

• дополнительное финансирование объектов социально-культурного назначения;

• финансовая поддержка органов правопорядка;

Информация о работе Шпаргалка по по "Экономической географии"