Характеристика кластера в сфере производства продукции сельского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Огромное значение в предпринимательстве имеет объединения. Раньше, это были картели и совместные производства, когда группа ремесленников или рыбаков объединялись для совместного производства и улучшения труда. Да и в дореволюционной России, крестьяне помогали друг другу, кому зерном, кому лошадью. В годы Советского Союза помогали техникой и рабочей силой, с минимальной стоимостью на затраты, потому что делали общее дело, для общей пользы.

Содержание

Введение 2
1. Как создать кластер? 3
2. Какие преимущества инновационного кластера? 7
3. Преимущества кластеризации в сельском хозяйстве 10
4. Формирование кластеров в сельском хозяйстве 11
Заключение. 22
Библиографический список 24

Вложенные файлы: 1 файл

к-р география.docx

— 64.38 Кб (Скачать файл)

Рыночные отношения строятся на саморегулируемых и регулируемых государством механизмах. Ориентация на полную либерализацию  всех отношений, устранение государства  от активного воздействия на происходящие процессы и формирование тенденций, на самообеспечение необходимой  пропорциональности развития АПК делает невозможным решение межотраслевых  и перспективных задач. В противном  случае, это приводит, как показал  опыт последних лет, к крайне тяжелым  социально-экономическим последствиям.

На наш взгляд, развитие АПК страны и регионов должно осуществляться на основе применения технологии «Форсайт», с участием соответствующих институтов: 1) правительства РФ и регионов страны; 2) предприятий АПК и заводов сельхозтехники; 3) научных организаций и ученых страны; 4) институтов гражданского общества. Несмотря на урабанизационные процессы, Россия остается сельскохозяйственной державой, так как в селах проживает около 30 % населения страны. Это гарантирует обеспечение кадрами новых предприятий и кластеров.

Реализация программы развития сельского хозяйства осуществляется органами государственного управления через соответствующие комитеты и комиссии, инспекции, а также  отраслевые (межотраслевые) формирования. При этом функции государственных органов федерального и регионального уровня заключаются в выработке стратегии, определении конкретных направлений, методов и механизмов регулирования отраслей АПК, анализе и прогнозе ситуации на рынках продовольствия, поддержании необходимой народному хозяйству структуры производства и потребления, подготовке законодательных актов, разработке, финансировании и организации выполнения принятых программ, а также в контрольно-инспекционной деятельности.

Следующий уровень управления –  районный. На этом уровне сохранились  некоторые планово-распределительные  функции. Но необходимо переходить на маркетинговые и консалтинговые услуги, инициировать создание высокоэффективных  структур, и прежде всего кластеров  сельскохозяйственного производства.

Районные сельхоз управления должны вести работу по информационно-консультационному обслуживанию производителей сельскохозяйственной продукции, касающемуся всех законодательных и нормативных актов бухгалтерского учета и контроля, технологических вопросов производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Основная управленческая задача сельскохозяйственных предприятий состоит в сохранении и развитии основных фондов производства. А так как эти предприятия используют земельные ресурсы для производства сырья и организуют его частичную переработку, то перед ними стоят еще и другие задачи: получение достаточного количества сырья требуемого качества и повышение плодородия почв, перераспределение ресурсов в целях наиболее эффективного их использования и применение ресурсосберегающих технологий, а также решение социально-бытовых вопросов.

Социальные вопросы всегда решались и должны решаться по трем программам: федеральной, муниципальной и на уровне предприятия.

Основными факторами, влияющими на качество жизни, являются: реальные доходы населения, обеспеченность жильем, сбалансированность питания, уровень здравоохранения, дошкольного и общего образования, культуры. Высокий уровень обеспеченности по вышеперечисленным показателям  положительно влияет на демографическую  ситуацию, моральное состояние, психологический  климат, удовлетворенность работников; обеспечивает добросовестное отношение  к труду, повышение его производительности. Опыт передовых хозяйств, свидетельствует, что чем выше уровень социального развития региона, тем выше в нем уровень сельскохозяйственного производства.

По статистическим данным, в России уровень заработной платы в сельском хозяйстве является самым низким по сравнению с другими отраслями  народного хозяйства. Падает престижность сельскохозяйственного труда, растет сельская безработица, возросла смертность в деревне, особенно детская.

В связи со сложившейся ситуацией  рекомендуется:

Сельскохозяйственным предприятиям решать вопросы развития мощностей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. Этим облегчается обеспечение  продовольствием сельского населения. Следует увязывать заработную плату  с конечными результатами работы, ввести систему поощрения лучших работников; необходимо разработать  экономический механизм на региональном уровне, направленный на образование фондов социальной инфраструктуры села.

Основными элементами государственной  поддержки аграрного сектора  должны стать: дальнейшее обеспечение  сельских товаропроизводителей доступными кредитными ресурсами, проведение политики протекционизма по отношению к отечественным  товаропроизводителям.

Правильное сочетание видов  деятельности в системе АПК на кластерной основе обеспечивает конкурентное преимущество и его устойчивость, в том числе за счет применения информационных технологий. Отметим, что  информационная революция оказывает  существенное влияние на конкуренцию  следующими способами: 

  • изменяет структуру отрасли и устанавливает новые правила конкуренции;
  • создает конкурентное преимущество, предоставляя компаниям новые возможности превзойти конкурентов в производительности;
  • порождает совершенно новые виды бизнеса, часто на основе уже существующих
  • в компании процессов и операций;
  • задает направления и порядок изменений бизнес-процессов, в частности
  • за счет организации сельскохозяйственных кластеров;
  • создает условия необходимости постоянного повышения квалификации

работников.

Достижения в информационной технологии изменяют структуру отрасли (управление муниципальными образованиями и  регионами). На новой основе повышается квалификация и эрудиция кадров. Управление информационными технологиями касается всех подразделений администрации  муниципальных образований, а не только информационных отделов.

Кластерный подход к повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий является особой комбинацией территориального и межотраслевого принципов управления, позволяющей стимулировать интеграционные процессы на мезоуровне экономики. При создании успешных, с точки зрения конкурентоспособности, сельскохозяйственных кластеров возникает синергетический эффект от взаимодействия участников в кластере как в квазиинтегрированном объединении.

В сельскохозяйственных кластерах  формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации. На региональном рынке сельскохозяйственные кластеры присутствуют как единые агенты сети и конкуренции, что позволяет  им выступать на равных и противостоять  губительным тенденциям глобальной конкуренции, которая особенно усилится при вступлении России в ВТО за счет снижения барьеров ввоза (импорта) сельскохозяйственной продукции.

Преимущество кластеров состоит  в нововведениях и росте производительности труда в сельскохозяйственном производстве в среднесрочной и долгосрочной перспективе по сравнению с изолированными по местоположению сельхозпроизводителями. Входящие в кластер сельскохозяйственные предприятия получают выгоду от концентрации первичных сельхозпроизводителей (включая  личные, подсобные, крестьянские и фермерские хозяйства), а также знающих нужды  покупателей и имеющих с ними установившиеся взаимоотношения предприятий  пищепереработки и торговли.

Участие в сельскохозяйственном кластере предоставляет также преимущества сельхозпроизводителям в доступе  к новым технологиям, методам  работы и возможностям осуществления  поставок произведенной продукции.

Важными для формирования конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий, входящих в кластер, является гибкость и способность к быстрому реагированию на изменения в рыночной сфере.

При создании кластеров необходимо учитывать сложившиеся хозяйственные  связи между сельхозпроизводителями и смежниками, тщательно провести подготовительную работу.

Примерная схема организации кластеров  в регионе, а также в муниципальном  аграрном районе показана на рис. 3. При  этом следует отметить, что инициаторами создания сельскохозяйственных кластеров  должны выступать предприниматели, соответствующие властные структуры  региона, муниципальных районов  с аграрной специализацией.

1. Создание структуры и штата  работников кластера;

2. Маркетинг потенциальных потребителей  продукции. Обоснование миссии, политики  стратегических целей и задач  создания сельскохозяйственного кластера;

3. Проецирование политики и стратегии  в области качества производимой  продукции на все уровни управления  и на предприятия, входящие  в кластер, включая первичных сельхозпроизводителей;

4. Разработка организационной структуры  сельскохозяйственного кластера  и 

обучение сотрудников;

5. Самооценка бизнес-процессов (обследование рабочих процессов и анализ

существующей организации производства);

6. Определение порядка рабочих  процедур взаимодействия предприятий, 

изъявивших желание войти в сельскохозяйственный кластер;

7. Разработка внутренних стандартов, системы менеджмента качества (СМК) 

(рабочие инструкции, документальные  процедуры, руководство по качеству) для предприятий, входящих в сельскохозяйственный кластер;

8. Утверждение основных показателей  СМК, разработка системы их  измерения и характеристик рабочих  процессов для предприятий, входящих  в сельскохозяйственный кластер 

Заключение.

  Кластеры  направлены на повышение конкурентоспособности  рынков различного типа (в том  числе и агропромышленных) в условиях  рыночной конкуренции и позволяют  решить ряд проблем, которые  оказались не под силу действующим  формированиям. На практике данная  модель реализуется путем установления  долгосрочных вертикальных связей  между предприятиями не только  в рамках производственной деятельности, но и с государственными органами  власти и сектором науки и  образования. Деятельность всех  субъектов кластера подчинена  единой экономической стратегии,  составной частью которой является  единая политика в области  инвестиционной деятельности.

  Предприятия  в кластере направлены не только  на организацию единой технологической  цепочки производства продукции,  но и на привлечение инвестиций, обмен технологиями, реализацию  общей инновационной политики  внутри кластера.

 

К преимуществам  кластерного подхода в АПК  следует отнести:

 

- учет  путей и методов реализации  конкурентных преимуществ агропромышленного сектора региона и высокая согласованность с самим характером конкуренции;

- обеспечение  эффективного функционирования  межотраслевых связей; распространения  технологий, навыков и информации;

- возможность  осуществления внутренней специализации  и стандартизации продукции АПК;  увеличение производительности  труда; минимизация затрат на  внедрение инноваций; 

- возможности  эффективного обмена идеями между  специалистами. 

 

Мотивами  к созданию агропромышленных инновационных  кластеров на региональном уровне могут  служить следующие факторы:

 

- необходимость  повысить уровень конкурентоспособности  региональных АПК на отечественном  и зарубежных рынках;

- необходимость  повысить экономическую активность  АПК депрессивных регионов;

- формирование  и поддержание экспорта и вывоза  продукции агропромышленного сектора; 

- недостаточная  обеспеченность отраслей АПК  специалистами высокой квалификации.

  Формирование  агропромышленного кластера основано  на взаимодействии родственных  и поддерживающих отраслей, которые  представляют собой производственные  силы региона. 

  Создание  кластеров предполагает проведение  ряда исследований на региональном  уровне, которые, прежде всего,  касаются определения конкурентных  преимуществ региона в той  или иной области производства. Комплексная оценка конкурентного  потенциала региона позволяет  выявить конкурентные преимущества  территорий и факторы, сдерживающие  их развитие, с целью разработки  или корректировки стратегии  развития региона.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Введение  в экономическую географию и  региональную экономику России: учеб. пособие в 2 ч. / под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова. –

М. : Владопресс, 2003. – С. 203–217.

2. Кондитерская  промышленность : обзор рынка и состояние отрасли / Е.В. Кипчарская // Эко. – 2003. – № 4. – С. 92–110.

3. Лизинг  оборудования для сельскохозяйственных  предприятий /

Т. А. Красева // Вестник машиностроения. –2003. – № 12. – С. 72–75.

4. Пищевая  промышленность в 2003 г.: итоги,  перспективы / В. Кайшев, С. Серегин // Экономист. – 2004. – № 6. – С. 74–87.

5. Продовольственное  обеспечение и развитие АПК  Сибири / И. Курцев // АПК : Экономика, Управление. – 2004. – № 8. – С. 4–12.

6. Продовольственный  комплекс в системе АПК / В.  С. Степанов,

Информация о работе Характеристика кластера в сфере производства продукции сельского хозяйства